Добрый день коллеги!
Попала ко мне тут в руки на обслуживание котельная в поселке. Администрация стала жаловаться, что под конец зимы батареи у них греть плохо стали. Ну чего думаю, все просто - вскрывать теплообменники - там 2 функе стоят. Вчера открыли. Точно - между пластинами как белый шоколад. Странно, я раньше с таким встречался, но на оборудовании, которое лет 5 отходило, а тут всего одну зиму, почти новое. Почистили с химией, купил у Технобиора ТМС ДМ - все отложения сошли.
Помыли, поставили обратно, стали опресовывать. Уходит давление, хоть ты тресни, а течи наружу нет. Вскрыли теплообменник, присмотрелись. На пластинах там где ребра соседних пластин контачат, в ряде мест появились как язвы, а в некоторых вместо язв дырки. Теперь чего делать не знаю, ко второму теплообменнику подступать боюсь, слава богу его еще не открывали.
Кто-нибудь с таким встречался, посоветуйте?
Да, до нас теплообменник никто не открывал, я лично с него пломбу отрывал.
видать подготовки воды нет никакой , а вода агрессивная вот и покушала
гляньте паспорт на оборудование. Вполне возможно то, что вы за коррозию посчитали было как раз защитным консервационным покрытием. Тогда в документах должны указать порядок расконсервации оборудования. Это первое. Второе - вы могли своей промывкой вообще весь теплообменник пожрать, хз чем вы его "помыли".
испытатель
7.8.2009, 21:39
За год на нержавейке, и в местах контакта пластин - возможно только при электрохимической коррозии. Проверьте потенциал наведенного напряжения в районе теплообменника с двух сторон (обязательно) и наличие сопротивления между выводными трубами и пластинами. Сопротивление должно быть больше 1КОм.
Это ж электрохимия, процесс древний как мир и как пожар неумолимый, разная вода в контурах. Это как в новую иномарку высыпать стакан соли незаметно, сгниёт машинка за год.
испытатель
7.8.2009, 21:42
Замыкание прижимных плит на пластины - чаще всего бывает по шпилькам при небрежном изготовлении или сборке.
А фото пластин и прочего можнопредставить?
Такая же ситуация с теплообменником на ГВС. Работал круглогодично 3 года, появились очаги, причём только в отдельных местах и не на всех пластинах, то есть неравномерно. Марка тож вроде FUNKE.
В понедельник планировал сервис, замерю сопротивление по пластинам.
Знаком с пластинчатыми подогревателями уже лет пять. Ни разу еще не видел консервации на пластинах.
Теперь по поводу пожрать промывкой. Опять же ТМС ДМ использую уже года три на пластинчатых с нержавейкой, никаких проблем ни разу не было, эта жидкость нейтральна к нержавейке
Выкладываю фото дырок.
Еще информация: попросил тут знакомых в СЭС посмотреть воду по холодной стороне на основные примеси (у меня мысль, что дырки начались с этой стороны). Дословно сказали так: "вода жестковата, много хлоридов".
Дали цифру по хлорид-ионам 482 мг/л.
Читал что высокая концентрация хлоридов может привести к корозии нержавейки, но в инструкции производителя про это ни слова.
Может кто чего подскажет, а то послезавтра мне в администрацию ехать ответ держать
ANDREW (72)
12.8.2009, 13:59
По данным производителя FUNKE для стали AISI 316 содержание Cl не должно превышать :
100 мг/л при температуре 100 С ,
200 мг/л- 70 С
300 мг/л - 50 С
450 мг/л - 20 С
По AISI 304 данных нет , но она и не рекомендуется для сред с содержанием хлоридов.
Пошел на сайт Функе.
У меня примерно такая же инструкция, как и там:
http://www.funke-rus.ru/library/instr1.pdfВ котором месте там написаны ограничения на хлориды?
vadim999
12.8.2009, 15:58
А где эту Функу-то собирали? На родине иль на Российских просторах. По характеру, расположению и концентрации пятен (1-я фотка, слева), очень похоже, что пластину "обожгли " искрами от работающей болгарки в процессе сборки. (Резали что-то другое.) Микрокаверны в местах попадания "искры" (скорость бомбардирования + высокая температура + прилипшая миникапля раскаленного ЧЁРНОГО металла) хорошая затравка для прогрессивного роста (распространения) коррозии.
_______________
ЗЫ. ТоварисчЬ Энциклапедист, после "(Резали что-то другое)", мысль нормальная, или так себе?
Машинист
12.8.2009, 16:05
Цитата
очень похоже, что пластину "обожгли " искрами от работающей болгарки в процессе сборки.
Вряд ли. Каверны 100% на гребнях расположились, болгарка так избирательно забрызгать не сможет - невероятно.
Так что скорее хлориды.
Taboshar
12.8.2009, 16:20
Сталь AISI 304 менее легированная, чем 316, и поэтому больше подвержена коррозии, особенно при температурах выше 30-40 градусов. На ГВС приличные производители ставят только 316 сталь - ибо сырая вода и высокая температура. Тем более в данном случае в воде высокое содержание хлорид-ионов.
К тому же Функе применяет в своих теплообменниках сталь толщиной 0.4 мм., против 0.5 и выше у других производителей. Очень дёшево, но, увы, недолговечно.
Остаётся только посочувствовать.
vadim999Браво, Мэтр!

То есть вы предполагаете, что вода уходила на ребра и испарялась? Тогда понятна природа белого налета (накипь), снижения эффективности теплообмена (накипь забила ребра) и отсутствие видимых потеков (отверстия маленькие и вся вода успевала испарится).
Цитата(Машинист @ 12.8.2009, 17:05) [snapback]422519[/snapback]
Вряд ли. Каверны 100% на гребнях расположились, болгарка так избирательно забрызгать не сможет - невероятно.
Так что скорее хлориды.
Там не избирательно, там упорядоченно. Как будто пластину протянули гребнем или она долго лежала на чемто ребристом. Просто каверны очень хорошо ложатся на вертикальную линию
to
ZubiloА с этим как ? -
Цитата(испытатель @ 7.8.2009, 22:39) [snapback]420945[/snapback]
Проверьте потенциал наведенного напряжения в районе теплообменника с двух сторон
При включенных насосах есть какое-нибудь напряжение между плитами ?
Или, может быть, дело не в насосах, а в том, что кто-то занулял что-то на трубы ?
А что за вмятины круглой формы на пластине?
А из какой стали сделан темплообменник 304 или 316? 304 на ГВС стаят только скупердяи, хотя уважающий себя производитель никогда на такую авантюру не пойдет, а еще для того чтобы подешевле ПТО получился делают коэффициент теплопередачи максимальный и вуаля сквозная коррозия в пластинах после первого сезона эксплуатации :-)
ANDREW (72)
13.8.2009, 9:10
А какая связь между коэффициентом теплопередачи и коррозией ?
Цитата(shadow @ 12.8.2009, 19:34) [snapback]422572[/snapback]
а еще для того чтобы подешевле ПТО получился делают коэффициент теплопередачи максимальный и вуаля сквозная коррозия в пластинах после первого сезона эксплуатации :-)
А как его делают максимальным?
Сталь 1.4401/AISI 316, коэффициент теплопередачи 5000 - никакого криминала не вижу
Taboshar
13.8.2009, 10:20
Цитата(Const82 @ 13.8.2009, 10:18) [snapback]422750[/snapback]
А как его делают максимальным?
Ну, это-то как раз просто. Тепловая мощность есть произведение коэфф.теплопередачи на площадь теплообмена дельту температур. Соответственно, уменьшая площадь поверхности при постоянной мощности - увеличиваем коэфф.теплопередачи. А чем меньше площадь - тем дешевле теплоообменник. Были случаи, когда в сильнейшем желании продать некоторые нерадивые продавцы присылали расчёты с коэффициентами, сильно зашкаливавшими за 10 000.
Однако, физику не обманешь, и теплообменник с заниженной площадью и соответственно завышенным коэфф.теплопередачи не будет выдавать необходимые параметры - не будет нагревать/охлаждать теплоноситель до нужных температур.
Правда, не совсем понятно, как это может повлиять на коррозию.
ЗА коррозию в данном случае отвечает большая концентрация хлорид-ионов помноженная на низкокачественную дешёвую нержавейку (если там действительно AISI 304/ЕН 1.4301) и малую толщину пластины.
Рассматривается отопление, а не ГВ (см пост1)
Вариант может быть принят, если идёт постоянная подпитка: открытая система отопления с ГВ, или постоянная утечка в сети + пополнение неподготовленной водой из водопровода.
Машинист
13.8.2009, 10:42
Цитата
Ну, это-то как раз просто.
Уважаемый Taboshar, вы прикалываться изволите?
Это только на бумаге легко: при постоянной мощности уменьшить площадь - и получить более высокий коэффициент теплопередачи.
На самом деле высокий коэффициент теплопередачи достигается совсем другими методами - оптимизациями движения потоков, геометрии каналов.
И фишка даже не только и не столько в том, чтобы сократить площадь поверхности теплообмена - важно снизить металлоемкость и габариты аппарата.
Отсюда вытекает что каналы должны быть как можно тоньше- меньше теплообмен внутри потока самого теплоносителя, "всё тепло на стенку";
скорость т/н в каналах как можно выше: выше скорость - выше теплоотдача; распределение скоростей как можно ровнее, чтобы избежать всяких там застойных зон и ламинарных течений в пристенной зоне с одной стороны, а также явлений отрывов потока и образования вихревых течений- с другой; стенка - как можно тоньше, увы, как видно из практики, чем тоньше стенка - тем быстрее она ржавеет до дыр)))
И вот
уже полученный посредством всех этих трудов высокий коэффициент теплопередачи позволяет уважаемому производителю строить теплообменники размером меньше, весом легче, ценой дешевле и покупателю милее.
Не проигрывая при этом в надежности и долговечности.
Ярким примером удешевления ПТО является - паянный пластинчатый. За счет снижения толщины канала и пластины приобретает компактный вид и малый вес. В отдельных случаях, когда используется теплоноситель с содержанием микробиологии и солей, применяется пластины из AISI 316 Ti или SMO 254. Как правило данные аппараты дешевле и компактнее разборных аналогов в 2-3 раза. Но есть одно "Но", ввиду своей компактности, они чувствительны к механическим загрязнениям, если не удается промыть хим. реагентом его можно выбросить и поставить новый:)
По поводу коэффициента теплопередачи... оптимальное его значение для ПТО на российскую коммуналку лежит в пределах 4000-5000 Ккал/м2*ч*К, проверенно ресурсными 2500 часовыми испытаниями разборных аппаратов Funke, Ридан, Alfa-Laval. Оптимальное - значит аппарат работает в режиме турбулентного течения по всей теплообменной поверхности, выдержаны поверхностные скорости и при этом не образуется застойных зон (в идеале:)).
Дело в том, что большество производителей не блещуют разнообразием типов пластин (рефление "мягкое"-"жесткое", форма круглая-прямоугольная и т.д.), соответственно завышая коэффициент производитель стремится снизить стоимость аппарата поступаясь его надежностью (забивается, возрастает частота его обслуживания из-за недогрева), про что зачастую умалчивают.
Другой стороной вопроса является типоразмерный ряд ПТО (термическая длина пластин), чем он выше, тем оптимальнее решается конкретная задача, если придерживаться стандартов при расчете ПТО (скорости в портах/каналах, коэффициенты теплопередач, запасы поверхности и т.д.). Зачастую, прозводители из-за недостатка типоразмеров решают вопрос повышением коэффициентов (потерь давления в ПТО), выхода нет другого.
Пока производители не разродились новыми типами ПТО так и будет тянуться канат "стоимость-надежность".
Про питтинговую коррозию отдельно добавлю:
Материальное исполнение теплопередающей поверхности пластинчатых теплообменников большинства мировых производителей - нержавеющая сталь (AISI 304, AISI 316, SMO254). Нержавеющая сталь не подвержена общим видам коррозии. Нержавеющие стали склонны к образованию локальной коррозии в виде отдельных точечных поражений- точечная (питтинговая) коррозия. Питтинговая коррозия нержавеющих сталей протекает в средах, содержащих активирующие анионы (Cl-, Br-, I-, ClO-4). Такой вид коррозии чаще всего наблюдается в морской воде, рассолах холодильных машин и рефрижераторов, в системах оборотного водоснабжения промышленных предприятий и т.д.
Кроме того на поверхности металла, контактирующей с окружающей средой, например через воду оборотных циклов промышленных предприятий, коррозионные процессы протекают в присутствии микроорганизмов (бактерий, водорослей, грибов и др.), оказывающих непосредственное влияние на протекающие процессы коррозионного разрушения металлов. Наиболее опасными микроорганизмами, с точки зрения интенсификации процессов коррозионного разрушения металла, являются бактерии.
В процессе эксплуатации пластинчатых теплообменников на поверхности пластин, омываемых водой оборотного цикла с течением времени будет образовываться гелеобразные биологические отложения (пленки), состоящие из слоев разных видов бактерий.
Исключить возникновение питтинговой коррозии можно только на стадии выбора материального исполнения поверхности теплообменников. Основными критериями для выбора материального исполнения теплообменной поверхности являются:
1. Температурный порог питтингообразования;
2. Концентрационный порог питтингообразования;
Ведущие маталловедческие организации приводят следующие данные по порогам питтингообразования AISI 316 и SMO 254:
Материал: AISI 316 (и близкие по хим.составу) SMO 254
Температурный порог питтингообразования, оС 32 80
Концентрационный порог питтингообразования
по содержанию хлорид- ионов, мг/л 20 20-40 (разные ист-ки)
Превышение любого из порогов питтингообразования создает вероятность возникновения питтинговой коррозии.
При температурах стенки теплообменной поверхности ниже температурного порога начала питтингооборазования при любых концентрациях хлорид- ионов, питтинговой коррозии не будет. А так же, при концентрациях хлоридов ниже концентрационного порога питтингообразования при любой температуре, питтинговой коррозии не будет.
ИТОГ: лучше знать заранее, что за вода течет в Ваших трубах и какой материал/толщина пластин позвоит решить задачу технически грамотно (а в последствии и коммерчески). Конечно, бываю ситуации, когда поставить 304 сталь выгоднее и менять её раз в год, чем поставить аппарат из титана, который стоит в 10 раз дороже:) Но каждый производитель заявляет, что их аппарат со сроком службы 20-25 лет (на уплотнения не распространяется), а когда появляются дырочки, проще сказать, что не выдержали воду по ГОСТу.
Уже не помню с чего начинал....

))
vadim999
13.8.2009, 16:47
Прочёл еще раз. " На пластинах там где ребра соседних пластин контачат, в ряде мест появились как язвы, а в некоторых вместо язв дырки." Малёха не понятно. Если не ПАРА ПЛАСТИН, а более, таких пластин во всем пакете, тогда "болгарка отдыхает". "Птичку, жалко!" (с) И тогда другая "птичка".
Микродребизг (вибрация) пластин одна о другую в "серцевине" пакета. Причин может быть две: в процессе транспортировки; привходящая вибрация от работающих насосов, и ...
3-я (чесн пионерское, счас придумал) - "гидрошум" от теченя воды по закаулкам (только не кавитация).
И по жизни. В "ихних" нержавейках, на 20% нержавейщности достигается за счет чистоты поверхности (полировка), экономят на никеле. Было дело, потерли шкуркой местами пластины, и через год -"алес кронштейн" им. Так,что "полировочку попортили" и "процесс пошел".
Цитата(wingers @ 13.8.2009, 15:24) [snapback]423004[/snapback]
Уже не помню с чего начинал....

))
Жалко, что не помните.....
Напомню: автор писал о замкнутой системе отопления. В такой системе бактерии не выживают - нет кислорода...
Вода, если нет пополнения, самоочищается за счёт выпадения осадков.
Ваши тезисы интересны и познавательны, но они могут быть приняты только для открытой системы отопления ......
Ждём пояснений Автора...
Zubilo,
а сколько пластин в теплообменнике?
Есть вероятность, что пережали пластинки при стяжке на заводе (не выдержали допусков), тем самым нарушили гладкость поверхности именно в местах соприкосновения ребер.
На одинаковых типоразмерах иногда используют разные по толщине прокладки и разные по высоте ребер пластины, тем самым регулируют толщину канала. Возможно поставили на ПТО с широким каналом тонкую прокладку и сжимали, чтоб опрессовать до деформации пластин (ну это из ряда вон выходщий случай).
Вообще, необходимо запросить у Функ расчет данного аппарата или паспорт теплообменника, чтобы убедиться в материале исполнения пластин. Если стоит 304 и 0,4 мм, то придется менять пластинки, заказывайте 316 с толщиной 0,5 мм. Для уверенности, узнайте содержание хлора и спросите их, что лучше подойдет на данную воду.
Самое правильное, вызвать спец-та функе и показать все на объекте, пусть забирают пластину на анализ и предлагают выход (или отправить кусок пластины по почте в Функе).
В любом случае, лучше производителя на этот вопрос никто не ответит.
Напомню: автор писал о замкнутой системе отопления. В такой системе бактерии не выживают - нет кислорода...
Согласен, что бактерий в котельной быть не должно, они в открытом цикле, но замен бактериям интенсифицировать процесс питтинговой корозии может любое другое отложение пусть даже не органического происхождения, хлор- ионы скапливаются на отложении, концентрация их в данном месте многократно возрастает и ... Как писал ранее, может и не быть отложений, просто плохо обработана поверхность пластин (микротрещины, металлическая пыль при сборке и т.д.) или пережали при стяжке пластин.
Чем еще могу быть полезен?
Цитата(jota @ 13.8.2009, 18:00) [snapback]423072[/snapback]
В такой системе бактерии не выживают - нет кислорода...
Так уж и нет ?

На Земле всё-таки живём...
Ну и денек вчера был :-)
Короче, с клиентом разобрался, вроде бы убедил, что пластинки кончились от плохой воды. Будем ставить новые за его счет. Но за это мы должны сказать до конца месяца, почему в замкнутом контуре отопления взялась плохая вода.
В пережатие пластин не верю. Мои ребята уже обучены - прежде чем открывать теплообменник, промерь размер. Тут все правильно сделали, все размеры промеряли, соответствуют паспорту.
Электрокоррозия? Тоже по-мойму фантастика
К производителю обращались. Результат? Ну как сказать попроще. Куда у нас обычно посылают? Вот туда и отправили. Типа к пуговицам претензии есть? Нет. Ну тогда и идите куда шли.
Еще есть тут у нас поблизости Ридан. Позвонил им в сервис, должны на следующей неделе обещались приехать посмотреть что и как
То wingers Дата Сегодня, 16:24 "Пока производители не разродились новыми типами ПТО так и будет тянуться канат "стоимость-надежность"."
Коллега, если позволите, три реплики: 1. С точки зрения глобального смысла.
1.1. А если смысл создавать новые типы ПТО (естественно, что речь идет о типоразмерах пластин). Как профи, зацените динамику роста эффективности ПТО во времени, от момента их появления (от Альфа-Лаваля - только для молока), до наших дней. И обратите внимание, как все параметры эффективности асимптотически приближаются к максимально возможным значениям. Можете и сами убедиться, что современные «изыски» вокруг повышения эффективности ПТО, топчутся на уровне 5…7 (10)% Как человек, переживший эру ребристо-трубных поверхностей для Ж/Ж ТО, думаю - эра ПТО не будет продолжительнее. Нет, ни кто не собирается хоронить ПТО в плане практического применения и использования; речь идет только о принципиальной возможности дальнейшего их совершенствования по предлагаемому, Вами пути(ю).
1.2. Что касаемо «каната «стоимость – надежность»», - сиё суровая объективность развития техники. Не исключаю, что в ближайшее время этот «канат» будет рубиться путем внедрения «одноразовых» пакетов пластин – дешевле будет заменять раз в году, и цивилизовано утилизировать, чем чистить, а потом сидеть на «пороховой бочки».
2. С точки зрения стоимости «родов» новых типов ПТО. Нуууу, очень дорогое удовольствие пройти весь путь от принципиальной мысли до массового внедрения. Такие пути совершаются, если на этапе НИРа будет доказано повышение эффективности, в разы.
Taboshar
14.8.2009, 15:22
[quote name='Машинист' date='13.8.2009, 11:42' post='422812']
Уважаемый Taboshar, вы прикалываться изволите?
[/quote
Конечно, это была шутка. Имелось в виду искуственное увеличение коэффициента теплопередачи для снижения стоимости теплообменника.
Цитата(vadim999 @ 14.8.2009, 10:25) [snapback]423293[/snapback]
внедрения «одноразовых» пакетов пластин – дешевле будет заменять раз в году, и цивилизовано утилизировать, чем чистить, а потом сидеть на «пороховой бочки».
Знаю одну котельную, в которой так поступают с кожухотрубными водоподогревателями, работающими на жёсткой воде.
Раз в год (летом) меняют латунные трубки. Старые, забитые накипью, сдают как лом.
Zubilo
Вы так и не рассказали почему отверстия так странно расположены. И почему в нижней части фотки их значительно больше, чем в верхней. И что за круги возле отверстий еще вопрос. Мож там действительно немножко пережато было? И кстати речь шла про касание пластин, а на всех фотках пластина в одном экземпляре - непорядок. Коррозия, если она конечно всему причиной, так не шутит, это глюк или сборки или изготовления.
Много лет ставим ПТО различных фирм. Действительно, в последние пару лет число деффектов (разных) существенно возрасло. Догатка! А не связано это с переносом части производства в Поднебесную?
vadim999
17.8.2009, 11:45
Цитата(Бойко @ 17.8.2009, 11:07) [snapback]424219[/snapback]
Много лет ставим ПТО различных фирм. Действительно, в последние пару лет число деффектов (разных) существенно возрасло. Догатка!
А не связано это с переносом части производства в Поднебесную? 
О - ба- на! Приплыли.
Ведите статистику.
Счас, есчо порассматривал фотки. Правая фотка, левее - правее и выше "отверстия" технологический брак формообразования -"рыбья чушия". У приличных изготовителей подобного не наблюдается. И потом, то, что круглое, это не отверстия, а пуклёвки, нанесенные перед сборкой( две правые фотки). Вообщем, нужно заключение технологов по листовой штамповки, и можно выставлять претензии.
О коррозии. Известно, что завоздушенные системы (узлы) корродируют интенсивнее.
Цитата(vadim999 @ 17.8.2009, 12:45) [snapback]424267[/snapback]
О - ба- на! Приплыли.
..... Вообщем, нужно заключение технологов по листовой штамповки, и можно выставлять претензии.

Какие технологи. Вам напишут с пяток нарушений эксплуатации (применен для промывки раствор №5 вместо №7). ТУ это Вам не ГОСТ. Что на колбасу, что на ПТО.
vadim999
17.8.2009, 13:49
Цитата(Бойко @ 17.8.2009, 14:24) [snapback]424301[/snapback]

Какие технологи. Вам напишут с пяток нарушений эксплуатации (применен для промывки раствор №5 вместо №7). ТУ это Вам не ГОСТ. Что на колбасу, что на ПТО.
ОК !
robertino
25.9.2009, 14:33
Мне кажется всё намного проще, во время сборки пластин попал какой-то посторонний предмет между пластин (гайка камень и.т.д)или в случае отсутствия фильтров может что не будь поднести а вы ещё наверное и производили протяжку вот и продавили, уж больно вмятины характерны.
LEGO44884
2.10.2009, 17:22
подстава это - снимки 2007 года выпуска
...24 июля ?
Все, скорей всего, гораздо проще - прожгли при сварочных работах, мы такое периодически видим. Обсуждение
здесь. На хлоридную коррозию не похоже, выглядит по-другому. Однако, без хотя бы визуального осмотра твердо говорить нельзя.
andr111
23.10.2009, 22:54
Только на качество металла, думаю, грешить не стоит. Ведь коррозия только в определенных местах, причем точечно.
Налицо также определенная закономерность - все повреждения по центру пластины, там где изгиб канала, т.е. поток меняет свое направление, а также на самой вершине гребня.
Возможно, в эти места заносились загрязнения (поток меняет направление, а частицы, обладающие большей инерцией на поворте чем жидкость, загояются в щель)- как механичесике (частицы ржавчины например), позднее удаленные промывкой, так и примеси:
- пузырьки воздуха, которые могли "прилипнуть" к поверхности металла в зоне нулевых скоростей за препятствием (те же частички ржавчины);
- в этом же месте могла образовываться повышенная концентрация химичесих примесей - те же хлориды.
На линии волны пластины самое узкое место, следовательно потока почти нет, скорости близки к 0, т.е. место относительно "тихое".
Свою роль могла сыграть таже шероховатость металла- плохая обработка -> увеличинная толщина пограничнорго слоя, где скорости нулевые.
Причем массштаб процесса может изначально быть очень маленьким -частичка может даже и не видна фактически быть невооруженным глазом, возникает маленькая каверна, а далее процесс идет с ускорением.....
А далее:
1. Увеличивающаяся каверна забивается окислами (как продукт распада стали) так и нанесенными примесями. Каверна эта может иметь почти идеальную полусферическую форму (очень похоже по средней фотографии). Образуется пробка (по форме каверны), преграждающая полностью поток в этой зоне. За этой пробкой образуется теневая зона – зона нулевых скоростей, только большего формата.
2. В «теневой зоне» в связи с отсутствием тока воды начинается вторая фаза разрушения металла – то, что можно видеть на крайней правой фотографии- пятно эрозии, большое по площади, но не такое пока глубокое, как сама первичная каверна. Эта зона непосредственно пересекается с каверной.
В пользу (или в опровержение) этой теории могло бы послужить подтверждение автора, что большое эрозионное пятно должно быть ниже по течению потока относительно основной каверны (язвы)
Это все, конечно, не более чем предположение.....
Первое, что бы я посоветовал автору - проверить теплообменник на наличие блуждающих токов. Очаги коррозии правильной округлой формы является признаком именно этого явления. Проверьте, как уже советовали на сопротивление. Посмотрите к каким патрубкам теплообменника очаги ближе и далее по подводящей трубе поищите источник утечки. Удаленно сказать о причине утечки тока невозможно, но причин может быть море. Так что прежде, чем говорить, что электрокоррозия это фантастика - не лучше ли проверить? Иначе замените пластины и с новыми то же самое будет через год.
Господа, есть вероятность плохой отмывки ХВО после процесса регенерации в результате солевой раствор попадает в контур отопления ну, а дальше понеслось корродирование. У нас такая же проблема с Функе по замкнутому контуру отопления. Все заземлено, электрохимическое корродирование исключено. На РИДАНЕ и Альфа лавале таких проблем не было.
У меня такая же проблема была. Пришлось две пары пластин менять. Сначала думал при монтаже при сварочных работах пластины испортились, а потом водой в процессе эксплуатации их и вымыло. Но на всякий случай заземлил теплообменники. Жду окончания Отопительного периода. Поглядим чем дело кончиться.
alexius_sev
8.2.2010, 9:13
Может дело проще, функе закладывают некачественную сталь?!