Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Вопрос по кнопкам эксстренного отключения
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Автоматизация систем
clon237
Господа, подскажите, каким документом регламентируется необходимость установки кнопок экстренного отключения электродвигателей.
HVAC
ПУЭ 5.3.31. При наличии дистанционного или автоматического управления электродвигателем какого-либо механизма вблизи последнего должен быть установлен аппарат аварийного отключения, исключающий возможность дистанционного или автоматического пуска электродвигателя до принудительного возврата этого аппарата в исходное положение.


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ В УСТАНОВКАХ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
СО 34.45.509-2005

1.2. Вблизи места установки электродвигателей, имеющих дистанционное или автоматическое управление, должна располагаться кнопка аварийного отключения. Аварийной кнопкой разрешается пользоваться только для экстренной остановки электродвигателя. Кнопки аварийного отключения должны быть защищены от случайных или ошибочных действий и опломбированы. Контроль за сохранностью пломб должен осуществлять дежурный персонал электрического цеха.
HVAC
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов.

9.2.7.3. Стоп

Пульты должны быть оснащены отдельными четко идентифицируемыми средствами реализации на машине функции «Стоп» или функции отключения всех движений, ведущих к созданию опасной ситуации. Органы управления этими функциями не должны иметь обозначений функций систем аварийной остановки, однако через функцию «Стоп» на машине может быть реализована функция «Аварийный стоп».

Машина с дистанционным пультом управления должна быть оборудована средствами автоматической остановки и предотвращения потенциально опасных операций в следующих случаях:

- если получен сигнал на остановку;

- если обнаружено нарушение в дистанционной системе управления;

- если команда (включающая, в том числе и сообщение о нормальной работоспособности связи) не может быть определена в период предварительной задержки перед исполнением (приложение В), за исключением решения машиной задачи предпусковой подготовки вне зоны действия пульта, где опасные ситуации принципиально не могут наступить.
clon237
Благодарю.

Следовательно, возле каждого электродвигателя должна быть кнопка экстренного отключения.

Уточню, речь идёт об комплексе очистных сооружений. Ставить свою кнопку на каждый из десятка дренажных насосов, мощностью 0,37кВт - занятие дорогое.
HVAC
ГОСТ 12.2.009-99
СТАНКИ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИЕ
Общие требования безопасности

5.3.2 Органы управления, выполняющие функции командных устройств выключения (остановки) станков, в том числе аварийные командные устройства, должны обеспечивать выключение всех подключенных к станкам устройств, дальнейшая работа которых может представлять опасность для работающего.

Кнопка «СТОП» аварийного отключения должна иметь выступающий грибовидный толкатель увеличенного размера.

Рекомендуется под кнопкой «СТОП» наносить на крепежной поверхности круг желтого цвета.



Цитата(clon237 @ 5.10.2012, 11:36) *
Благодарю.

Следовательно, возле каждого электродвигателя должна быть кнопка экстренного отключения.

Уточню, речь идёт об комплексе очистных сооружений. Ставить свою кнопку на каждый из десятка дренажных насосов, мощностью 0,37кВт - занятие дорогое.


Возле каждого электродвигателя должна быть не "кнопка", а так называемый "ремонтный выключатель". Это требование ПУЭ и относится к силовой части электропитания двигателей. Это нужно в основном для осуществления ремонта, а не для экстренной остановки.
Дополнительно к этому на щите управления (не возле двигателей) некоторые из отраслевых стандартов регламентируют установку именно кнопок аварийного отключения. Они относятся уже скорее к автоматике электропитания двигателей. Вот это уже не для ремонта. Это для экстренной остановки.

Первое требование обязательно. А второе - смотря для какого оборудования.
HVAC
Вот такой ремонтный выключатель надо ставить возле двигателя по ПУЭ:

А вот такую кнопку аварийной остановки с фиксацией обычно ставят на щитах управления или на машинах:
magnat2011
можно поставить кнопку аварийного останова дренажных насосов - одну на щите управления насосами.
ashim
Я обычно делаю местное и дистанционное управление каждым двигателем отдельно плюс общие аварийные кнопки, вырубающие электропитание всей рабочей площадки (по кнопке на площадку) плюс общая кнопка на центральном щите для вырубания всего объекта.
Михайло
Цитата(clon237 @ 5.10.2012, 13:36) *
Следовательно, возле каждого электродвигателя должна быть кнопка экстренного отключения.

Не совсем верно рассуждаете. Ответьте на вопрос: что такое опасное аварийное произойдет, если такой кнопки не будет под рукой, а допустим она будет на некотором расстоянии? Или, допустим, ее совсем не будет? А что если просто автомат вырубать или рубильник?
Ответ на ваш вопрос станет ясным, когда вы промоделируете конкретные аварийные ситуации на каждом конкретном месте. Это, в принципе, требуют самые продвинутые европейские правила безопасности. По их мнению - разработчик знает не меньше, чем некий стандарт безопасности. Но если вы найдете стандарт на дренажные системы, то следуйте уже им, а не своему опыту.
HVAC
Цитата(Михайло @ 10.10.2012, 17:06) *
Не совсем верно рассуждаете. Ответьте на вопрос: что такое опасное аварийное произойдет, если такой кнопки не будет под рукой, а допустим она будет на некотором расстоянии? Или, допустим, ее совсем не будет? А что если просто автомат вырубать или рубильник?


В каждой конкретной машине, установке, есть свои различные опасности. Потому и в разных отраслевых станадртах, инструкциях есть свои требования о необходимости этих кнопок.
Оператор не сможет выключить автомат, т.к. автоматы стоят в закрытых электрощитах, в которые у операторов нет доступа. Оператор даже вообще может не знать, где находится этот электрощит.
Если кнопка будет на расстоянии, то в аварийной ситуции потеряется время. Например одежду человека "накрутило" на вращающийся механизм. Если выключить быстро - отделается испугом. Если промедлить - увезут в морг. То же касается порчи оборудования, продукции.

Но это в общем, а для дренажныз насосов 0,37 кВт кнопки наверное на фиг не нужны, если нет соответствующих отраслевых инструкций, говорящих обратное.
Rus75
Цитата(HVAC @ 10.10.2012, 17:21) *
Но это в общем, а для дренажныз насосов 0,37 кВт кнопки наверное на фиг не нужны, если нет соответствующих отраслевых инструкций, говорящих обратное.

Спорное утверждение. дренажные насосы обычно сами в себе, т.е. управляются поплавковыми выключателями, установленными в насосе. И как ранее было написано, автомат,который обеспечиает защиту питающей линии насоса может быть черт знает где , а чтобы обслужить насос нужно его в первую очередб обесточить. Вот в этом случае и поможет местный выключатель безпасности( он на картинке сверху - слева), которым можно разорвать питающую цепь и уже спокойненько ковыряться в насосе.
Если же насосы резервируемые и работают от отдельных датчиков уровня ( не встроенных в насос или непосредственно не подключенных к нему), то обычно есть щит автоматизации, в котором реализован механизм АВР насосов и управление от датчиков уровня. В этом ящике и реализуется механизм отключения от сети и тогда при помощи этого механизма и отключаете насос, только при этом нужно повесить табличку - не включать, а то этого еще и в журнале прописать наряд на работы, чтобы все знали, что насос отключен не просто так, а вы производите работы.
HVAC
Распоряжение или тем более наряд не нужны. Такого рода работы обычно входят в Перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Для обслуживания насоса - в любом случае отключить, вывесить плакат "Не включать, работают люди!", в общем обычные организационно-технические мероприятия согласно Межотраслевых правил.

Вопрос в том, что когда я писал про то, что на фиг не нужны кнопки, я писал именно о КНОПКАХ. Кнопки аварийного отключения - это из области автоматики. Одна кнопка может остановить сразу сотню двигателей в машине. Они не предназначены для ремонта. Они предназначены для аварийной остановки. Их применяют не везде и не всегда.

А тот местный выключатель безопасности (на картинке слева) - это не кнопка. Это именно ремонтный силовой аппарат аварийного отключения. Согласно ПУЭ он должен быть обязательно всегда.

Кнопка и аппарат аварийного отключения - разные вещи.
Ost
Цитата(HVAC @ 5.10.2012, 19:00) *
....
Вот такой ремонтный выключатель надо ставить возле двигателя по ПУЭ:


Цитата(HVAC @ 12.10.2012, 20:58) *
....
Это именно ремонтный силовой аппарат аварийного отключения. Согласно ПУЭ он должен быть обязательно всегда.
.....

ПУЭ - Подскажите, где смотреть? (про ремонтный аппарат-выключатель, которы должен быть всегда).
Если п.5.3.31 - то не всегда:

"Не требуется устанавливать аппараты аварийного отключения у механизмов:
а) расположенных в пределах видимости с места управления;
б) доступных только квалифицированному обслуживающему персоналу (например, вентиляторы, устанавливаемые на крышах, вентиляторы и насосы, устанавливаемые в отдельных помещениях;
в) конструктивное исполнение которых исключает возможность случайного прикосновения к движущимся и вращающимся частям; около этих механизмов должно быть предусмотрено вывешивание плакатов, предупреждающих о возможности дистанционного или автоматического пуска;
г) имеющих аппарат местного управления с фиксацией команды на отключение."
HVAC
Именно сюда и смотреть. Эти 4 исключения на самом деле встречаются очень нечасто.

а) Предполагает постоянное пристутсвие оператора на месте управления во время работы машины.
б) Как правило персонал, обслуживающий механизмы - это механики. А за электрические приводы этих механизмов (за электродвигатели) отвечают электрики. Поэтому с точки зрения ПУЭ механик - это неквалифицированный персонал.
в) Не встречал механизмов, к движущимся частям которых механики не могли бы добраться, сняв например защитное ограждение, открыв дверцу и.т.д.
г) Это аналог того же ремонтного выключателя.
and
Цитата(Ost @ 12.10.2012, 15:40) *
"Не требуется устанавливать аппараты аварийного отключения у механизмов:
а) расположенных в пределах видимости с места управления;...



Цитата(HVAC @ 12.10.2012, 16:07) *
Именно сюда и смотреть. Эти 4 исключения на самом деле встречаются очень нечасто.
а) Предполагает постоянное пристутсвие оператора на месте управления во время работы машины...

Пункт а) в большом количестве случаев обязателен. И не предполагается там никакой оператор. Просто включающий и ремонтирующий не могут не увидеть друг друга.
Михайло
Выбросьте ПУЭ, он с 2005 года не поддерживается.

Читаем
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 (Глава 10.7. Устройства аварийной остановки)
http://files.stroyinf.ru/Data1/53/53200/index.htm
HVAC
Цитата(Михайло @ 15.10.2012, 18:06) *
Выбросьте ПУЭ, он с 2005 года не поддерживается.


Михайло, вы в России живете? Простите, в вашем профиле не указано. Если в России, то вы сейчас написали самую большую чушь, которую когда-либо писали на этом форуме. У вас хоть группа по электробезопасности есть? О чем я спрашиваю, конечно нет. Вас близко к электроустановкам нельзя подпускать, ибо сие опасно и для вас и для окружающих...
HVAC
А во-вторых ссылку на этот ГОСТ я привел в третьем по счете посте. Ну в-третьих прочитайте приложение F из этого ГОСТа и подумайте, можно ли применять эту бумажку там, где от этого зависит безопасность и жизнь людей. Сплошь и рядом "рекомендуется...
...следует руководствоваться настоящим стандартом посредством:
а) установления соответствия и
b ) выбора наиболее близких понятий к требованиям соответствующих разделов, и
с) изменения требований разделов, если необходимо там, где специфические требования на машину перекрываются другими стандартами, относящимися к данному вопросу

Чушь полная. Это не стандарт и не правила, а "сделай как хочешь".
Михайло
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) застряли в XX веке. Актуальными там являются главы 1.7, 1.8 и другие, из тех, что представляют 7-е издание. В 2005 году обновление глав прекратили. Обновление же само заключалось в переписывании тех же европейских стандартов на русский лад. Затем в правительстве поняли, что это довольно накладно, медленно и неэффективно. Вышло такое распоряжение Правительства РФ:
http://www.rg.ru/2010/11/22/mashiny-gost-site-dok.html

Найдите там ПУЭ и ГОСТ Р МЭК. Сами европейцы не парятся и "тырят" международные стандарты ISO и IEC (эти стандарты получают приставку EN ISO, EN IEC).

То, что иные стандарты со специфическими требованиями на машину перекрывают общий ГОСТ Р МЭК 60204, то эта практика давно уже успешно функционирует и закреплена стандартами:
ГОСТ Р ЕН 414-2002 (EN 414:2000) Безопасность оборудования. Правила разработки и оформления стандартов по безопасности
http://gost.ruscable.ru/cgi-bin/catalog/ca...i?i=6429&l= (пункты 3.1-3.3)
Ka3ax
"грибок" даже к капсуле Феликса приделали
Shadow14
Подскажите как лучше...
Есть (будет) установка с N секциями. На каждую секцию пост дистанционного управления. Помимо кнопок, ламочек и переключателей запланированно ставить:
- ключ-бирка (разрешение работы)
- кнопка (грибок) отключения секции от электр. -- на случай ремонтных работ или хз
- кнопка аварийной остановки всех секций

К каждому пульту свой один контрольный кабель.
Вот теперь меня терзают сомнения... кнопка аварийной остановки отключает вводные автоматы всех секций, т.е. у нее (них) свое питание. Получается следуещее: если отключат рубильник одной из секций и полезут в пульте упраления ковырятся, то там будет на одном из проводов висеть фаза этой кнопки (с независимых расцепителей). Покупать дополнительно корпус аварийной остановки + отдельный кабель для них - большой гемор, т.к. все уже купленно.
Собственно вопрос: так можно оставить?

Lost_Soul
Цитата(Shadow14 @ 9.8.2013, 1:04) *
Подскажите как лучше...
Есть (будет) установка с N секциями. На каждую секцию пост дистанционного управления. Помимо кнопок, ламочек и переключателей запланированно ставить:
- ключ-бирка (разрешение работы)
- кнопка (грибок) отключения секции от электр. -- на случай ремонтных работ или хз
- кнопка аварийной остановки всех секций

К каждому пульту свой один контрольный кабель.
Вот теперь меня терзают сомнения... кнопка аварийной остановки отключает вводные автоматы всех секций, т.е. у нее (них) свое питание. Получается следуещее: если отключат рубильник одной из секций и полезут в пульте упраления ковырятся, то там будет на одном из проводов висеть фаза этой кнопки (с независимых расцепителей). Покупать дополнительно корпус аварийной остановки + отдельный кабель для них - большой гемор, т.к. все уже купленно.
Собственно вопрос: так можно оставить?

у Вас пульты питаются до рубильников? Как-то это не правильно. Если нет возможности исправить, то как минимум думаю стоит приклеить к пультам таблички с предупреждением.
Shadow14
Не. По сути в каждый пульт провода будут идти от 2х шкафов - от шкафа секции и шкафа вру.

Поставлю туда релюху на 24В. Только надо 2 блока питания купить... Теперь еще вопрос smile.gif Какие бп надежнее - delta или овен? АВВ с. дорогие и долго ждать.
Или поприличнее и не дорогие бп может каких фирм посоветуете? Мощность мизерная - на одно реле))
Lost_Soul
Цитата(Shadow14 @ 10.8.2013, 0:03) *
Не. По сути в каждый пульт провода будут идти от 2х шкафов - от шкафа секции и шкафа вру.

Поставлю туда релюху на 24В. Только надо 2 блока питания купить... Теперь еще вопрос smile.gif Какие бп надежнее - delta или овен? АВВ с. дорогие и долго ждать.
Или поприличнее и не дорогие бп может каких фирм посоветуете? Мощность мизерная - на одно реле))

в бюжджетных шкафах используем: Mean Well, проверены временем.
Usach
Цитата(HVAC @ 5.10.2012, 13:22) *
ПУЭ 5.3.31. При наличии дистанционного или автоматического управления электродвигателем какого-либо механизма вблизи последнего должен быть установлен аппарат аварийного отключения, исключающий возможность дистанционного или автоматического пуска электродвигателя до принудительного возврата этого аппарата в исходное положение.

Цитата(clon237 @ 5.10.2012, 13:36) *
Благодарю.
Следовательно, возле каждого электродвигателя должна быть кнопка экстренного отключения.
Уточню, речь идёт об комплексе очистных сооружений. Ставить свою кнопку на каждый из десятка дренажных насосов, мощностью 0,37кВт - занятие дорогое.

Вы не поняли ничего....кнопка ставится на механизмы "имеющие начальное/конечное положение" - транспортеры, кривошипы, ходуны и т.д. и т.п. а также механизмы, "допускающие попадания внутрь "человеков или человеческих частей тела"...(laugh.gif).... т.е. вентиляторов с открытой к доступу крыльчаткой, электрических мясорубок, гидравлических прессов с открытой/ручной подачей материала, циркуляционных или ленточных пил с открытой/ручной подачей материала и т.д. и т.п....дренажные насосы к этим перечням не относятся..."там всё внутре"...поэтому достаточно "общего порядка доступа" - т.е. кнопки управления на шкафу.....и выключение автоматов на которые вешается табличка "не включать - работают люди!" при работе электрика во время профилактики или аварии...
Т.е. установка кнопок - это не дурь какая то, а необходимость страховки того, что когда я в циркулярку или мясорубку руками полезу (например, чтоб материал подать) и возникнет реальная угроза того, что какой-то придурок её включить захочет - то меня не порубит на фарш...И тут надо понимать, что в данном случае - включение/выключение установки с суванием туда рук - это часть процедуры нормального рабочего процесса...поэтому кнопки и устанавливают...а в ваши дренажные насосы при работе никто руки/ноги не суёт...более того - и не сможет засунуть при нормальной работе насоса...а обслуживание установки вести может только подготовленный персонал с допуском...им оперативные кнопки отключение - не нужны...а если какой-нибудь самоубийца-капрофил полезет вскрывать работающий дренажный насос под напряжением, или захочет в стоках покупаться - то это его личное дело...и "рабочие режимы" установки на это проектировать не надо....
Поэтому я считаю, что отдельные кнопки у каждого насоса в данном случае не обязательны...только - по ТЗ Заказчика на "всякий пожарный"... а так - как зайцу стоп-сигнал......
Ka3ax
Цитата(Rus75 @ 12.10.2012, 9:26) *
И как ранее было написано, автомат,который обеспечиает защиту питающей линии насоса может быть черт знает где , а чтобы обслужить насос нужно его в первую очередб обесточить. Вот в этом случае и поможет местный выключатель безпасности....

Поэтому я считаю, что отдельные кнопки у каждого насоса в данном случае не обязательны.


на первое.для этого служат сервисные выключатели белочерного цвета. аварийные оранжевые(в европе. в англии, например, оранжевый цвет обозначает аварийный выход и нас попросили сменить аварийный выключатель оранжевого цвета на черный). сервисные выключатепи просто быть обязаны рядом с приводом, если шкаф управления не в зоне видимости.

на второе, считать не нужно, нужно делать расчет риска и на основании расчета определяться, нужен аварийный стоп или нет. и заказчик не указ.
DDdeev
В системе несколько электродвигателей, подключенных через разные автомататы ввода и разные пускатели, у каждого двигателя независимые кнопки пуск и стоп.

Требуется выключать все двигатели единой кнопкой экстренного отключения. Какую схему подключения применить для кнопки?
AVFRZN
последовательную
and
Все двигатели запитать от шкафа отключения. В шкафу контактор. Ваша кнопка его отключает.
DDdeev
Цитата(and @ 8.4.2014, 7:58) *
Все двигатели запитать от шкафа отключения. В шкафу контактор. Ваша кнопка его отключает.


Все двигатели питаются от одного шкафа.
Общий контактор проблематично - очень мощный нужен. Как сделать проще?
DiJo
Цитата(DDdeev @ 8.4.2014, 9:04) *
Все двигатели питаются от одного шкафа.
Общий контактор проблематично - очень мощный нужен. Как сделать проще?

"Аварийный стоп" - реле размножения контактов - каждую из его групп н/з контактов подключить последовательно "Стоп" каждого из двигателей.
and
Цитата(DDdeev @ 8.4.2014, 9:04) *
Все двигатели питаются от одного шкафа.
Общий контактор проблематично - очень мощный нужен. Как сделать проще?

Раз питаются от одного шкафа, то вероятно есть общий вводной автоматический выключатель. Тогда проще всего поставить на автомат независимый расцепитель (или поменять автомат на модель с расцепителем). Кнопкой активировать расцепитель.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.