Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqx6kV7S
IPB IPB
Проектирование, монтаж, наладка, сервис


Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

- Стандарт НП «АВОК» 7.11-2024
«Рекомендации по проектированию инженерных систем
дошкольных образовательных организаций»

АВОК в соц. сетях
ИНН: 7714824045 | erid: 2VtzqwzKQiU
 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Категория котельного зала при жидком топливе
К.Д.
сообщение 18.3.2009, 18:33
Сообщение #1





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Озадачился таким вопросом:
По НПБ при использовании газа и ЛВЖ в качестве топлива, категория помещения Г. Но в случае если при аварии возможны выбросы в количестве достаточном для образования взрывоопасных смесей то категория Б.
Вопрос такой - если в котельном зале стоит расходный бак, то теоретически возможен розлив солярки по котельной. Сигнализации и отсечки при этом не происходит т.е. вытечет все. Потом испарится и может хлопнуть. Какая категория по опыту общения с Ростехнадзором в таком случае ставится?
У меня были случаи когда инспектор требовал взрывозащищенные светильники над ГРУ мотивируя категорией Б.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 19.3.2009, 17:19
Сообщение #2





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



"Но в случае если при аварии возможны выбросы в количестве достаточном для образования взрывоопасных смесей то категория Б."

Почему Вы решили что категория Б?
Расчёт категорийности - непростой вопрос. В частности для категории Б это - "Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с темпе­ратурой вспышки более 28 оС, ГЖ в таком количестве, что могут образовать взрывоопасные паровоздушные или пылевоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное расчетное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа."
Надо посчитать расчётное давление взрыва паров диз.топлива в максимальном объёме до 800 л и максимальной площади зеркала испарения до 800 м2 (допустимый объем расходного бака в котельной и правило расчета зеркала испарения для определения категорийности) и сравнить с 5 кПа. Если меньше то категория Г, если выше - Б.
Всё зависит от объёма помещения ну и конечно от ёмкости бака ( вдруг у Вас объем расходного бака диз.топлива - 10 литров при объеме помещения - более скажем 1000 м3, при этом разлитая соляра образовать взрывоопасные паровоздушные или пылевоздушные смеси никак не может.

Сообщение отредактировал ruben - 19.3.2009, 17:22
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
спец
сообщение 19.3.2009, 22:06
Сообщение #3





Группа: Участники форума
Сообщений: 1014
Регистрация: 12.1.2008
Из: Київ
Пользователь №: 14385



ЛВЖ в котельной использовать нельзя. Отсюда у Вас и вопросы. Читайте ГОСТы по топливу. В Котельной однозначно ГЖ, печное бытовое и пр.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 19.3.2009, 23:28
Сообщение #4





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Уважаемый спец!
1.Есть масса форсунок работающих на диз.топливе. Да и масса документов разрешающих сжигать диз. топливо марки "Летнее"в котельной, Вы не правы. Также как и разрешено располагать расходный бак дизтоплива на котельной ёмкостью не выше 0,8 м3. Это документы составлены для России и для Украины.

2. В зависимости от температуры вспышки горючие жидкости подразделяются на:

· легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) с температурой вспышки не свыше 61 °С (в закрытом тигле) или не свыше 66 °С (в открытом тигле);

· горючее (ГЖ) с температурой вспышки паров выше, соответственно, 61 и 66°С.

А для диз. топливо "Л" общего назначения для котельных температура вспышки в открытом тигле может быть выше 61 т.е. 61...80 градусов, это не ЛВЖ, а ГЖ

Почитайте

http://www.detal-proekt.ru/equipment/heating/tku.htm
http://www.etproekt.ru/dizchoz.html
http://eton.com.ru/
и так далее....

Прилагаю ГОСТ 305-82 на диз.топлива, обратите внимание на таблицу свойств

Сообщение отредактировал ruben - 19.3.2009, 23:31
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  ГОСТ_305_82___Топливо_дизельное__Технические_условия.htm ( 13,65 килобайт ) Кол-во скачиваний: 225
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 20.3.2009, 16:00
Сообщение #5





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



В НПБ есть методика расчета объема испарения, но там все зависит от времени испарения. Если произойдет авария, то в котельной все вытечет на пол, а потом соберется в приямок. Потом из него кочегар теоретически должен откачать соляру в бак сбора аварийных розливов на улице. Но инспектора люди странные и иногда начинают абстрактно мыслить: насос сломался, кочегар спит...
Но посчитать действительно стоит.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 20.3.2009, 16:14
Сообщение #6





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Цитата(К.Д. @ 20.3.2009, 17:00) [snapback]367036[/snapback]
В НПБ есть методика расчета объема испарения, но там все зависит от времени испарения.

Согласен, конечно зависит. Но я помню методику определения категорийности помещений, так там расчёт испарения определяется исходя из зеркала 1 литр = испаряется с 1м2
Кстати если будете считать давление взрыва в помещении - найду методику - у меня где-то она есть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
спец
сообщение 21.3.2009, 0:06
Сообщение #7





Группа: Участники форума
Сообщений: 1014
Регистрация: 12.1.2008
Из: Київ
Пользователь №: 14385



Ув. ruben. ГОСТы знаем, 82 и 76гг - разница существует. Форсунок полно, тоже в курсе. Но вот не слышал о том, что в котельной можно топить бензином. Думать надо в первую очередь о безопасности. Не хочется? Пожарники помогут.
Почему, к примеру, полиэтиленовые емкости для топлив (сейчас очень актуальны) не пригодны для хранения ЛВЖ?

Для К.Д.
Категория котельного зала от вида топлива не зависит, определяется от способа сжигания.

Сообщение отредактировал спец - 21.3.2009, 0:04
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 21.3.2009, 9:47
Сообщение #8





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Цитата(спец @ 21.3.2009, 0:06) [snapback]367482[/snapback]
Ув. ruben. ГОСТы знаем, 82 и 76гг - разница существует. Форсунок полно, тоже в курсе. Но вот не слышал о том, что в котельной можно топить бензином.

Про бензин пока никто и не говорил. У К.Д. только солярка льётся в котельной, пока мы тут рассуждаем. smile.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 21.3.2009, 10:28
Сообщение #9





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Ну а вообще категория помещения зависит и от вида топлива, поскольку расчётное давление взрыва напрямую определяется видом топлива. Цитирую НПБ 105-95:ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

1.3. Категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий определяются для наиболее неблагоприятного в отношении пожара или взрыва периода исходя из вида находящихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, особенностей технологических процессов.

Сообщение отредактировал ruben - 21.3.2009, 10:40
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  НПБ_105_95.doc ( 276 килобайт ) Кол-во скачиваний: 80
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 21.3.2009, 19:03
Сообщение #10





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Напрямую категория конечно не зависит, но при аварии газопровода будет загазованность помещения и подача газа автоматически прекратится, при розливе солярки она будет испаряться пока ее не засыплют песком или пока не откачают, т.е. теоретически процесс может идти долго пока не загазуется помещение. Я конечно выдел срабатывание датчиков загазованности на растворитель какой-то обеспыливаюей фигни, но не уверен что на пары дизтоплива такая реакция будет.

2 ruben:

Если есть ссылочка на молярную массу солярки, давление насыщенных паров и усредненный хим.состав буду очень признателен

Сообщение отредактировал К.Д. - 21.3.2009, 19:21
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 22.3.2009, 21:28
Сообщение #11





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Однако посчитал. меньше 5 кПа выходит. Пойду теперь к пожарнику в экспертизу насчет категории В выяснять.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 22.3.2009, 23:05
Сообщение #12





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Цитата(К.Д. @ 21.3.2009, 19:03) [snapback]367765[/snapback]
Напрямую категория конечно не зависит, но при аварии газопровода будет загазованность помещения и подача газа
2 ruben:

Если есть ссылочка на молярную массу солярки, давление насыщенных паров и усредненный хим.состав буду очень признателен

Непростой вопрос.
1. Усредненный химический состав.
Дизтопливом называют среднюю между керосином и мазутом по температурой кипения смесь органических углеводородов прямой перегонки нефти. Технические условия на дизельной топливо изложены в ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия. Дизельное топливо является сложной смесью парафиновых (10-40%), нафтеновых (20-60%) и ароматических (14-30%) углеводородов и их производных средней молекулярной массы 110-230, выкипающих в переделах 170-380 градусов по Цельсию. Температура вспышки составляет 35-80
Основу составляют н-парафиновые и ароматические углеводороды. Вот Вам примерный хим.состав исследованного в одной работе дизтоплива. Если нужна ссылка - дам.

Прикрепленный файл  состав_дизтоплива.jpg ( 42,69 килобайт ) Кол-во скачиваний: 191


2. Теперь по поводу давления насыщенных паров. Если для бензинов этот параметр нормируется, то для дизтоплива – нет. Примерно я знаю, что для дизтоплив Рн =0,6…1,0 кПа, я эту цифру просто помню. Далее. Давление насыщенных паров зависит от температуры испарения. В определении давления взрыва Вам нужно это давление нас. Паров посчитать по формуле

Lgpн=А-Bx/(tрасч + Ca)

Я прикрепил Вам Пособие к НПБ 105-95, где все эти коэффициенты берутся из соответствующих номограмм.


3. Молярная масса для дизтоплива - 110...230 ( 172,3 кг • кмоль-1 - из Пособия к НПБ 105-95 – стр.15)

Прикрепленный файл  пособие.pdf ( 2,07 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 463



4. Наконец вот Вам ссылка на пример расчета категорийности для дизельной электростанции. Вы можете порядок Ваши цифр оценить по этому документу.

http://stroy.dbases.ru/Data1/51/51241/index.htm

Удачи

Немного я не успел - Вы уже и посчитали. Ну все равно - проверите себя.

Сообщение отредактировал ruben - 22.3.2009, 23:07
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 23.3.2009, 10:45
Сообщение #13





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Средня смесь - естественно между керосином и маслами. Мазут - конечная фракция прямого гона. И всё что я привел - к деструктивной гонке (крекингу и т.д.) не относится. Там всё иначе.

Сообщение отредактировал ruben - 23.3.2009, 10:48
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 23.3.2009, 16:04
Сообщение #14





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Спасибо за пособие, я его же нашел и посчитал. Тут хитрая математика выходит. Склад топлива при ограничении площади розлива тоже не попадет под категорию Б smile.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 23.3.2009, 18:44
Сообщение #15





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Цитата(К.Д. @ 23.3.2009, 16:04) [snapback]368526[/snapback]
Спасибо за пособие, я его же нашел и посчитал. Тут хитрая математика выходит. Склад топлива при ограничении площади розлива тоже не попадет под категорию Б smile.gif

Та не. Тут уже пожарника не уговорите, какое бы давление взрыва не было smile.gif Ну а если серьёзно - я сильно сомневаюсь Вашему расчёту по складу, звучит как-то парадоксально.

Сообщение отредактировал ruben - 23.3.2009, 18:46
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 23.3.2009, 19:19
Сообщение #16





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Формальных поводов для отказа конечно до кучи можно найти, в том числе и то, что пособие дано для недействующего НПБ.
Я склад еще и не считал, но по тому же пособию (№ примера не помню) расходный склад дизельной электростанции с баком на 6 кубов не проходит в категорию, так что прецедент создан самими законодателями.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
andr111
сообщение 24.3.2009, 11:08
Сообщение #17





Группа: Участники форума
Сообщений: 294
Регистрация: 11.11.2007
Пользователь №: 12772



Есть вопрос в ту же тему.

Вот в ТЗ на проектирование котельной указано – «резервное топливо – дизельное, по ГОСТ 305-82. «Топливо дизельное. Технические условия».

В ГОСТ два вида топлива – зимнее и летнее, первое идет как ЛВЖ, второе просто как Горючая жидкость (ГЖ).

Но ЛВЖ и ГЖ – это две большие разницы, и в проекте для каждого типа нужны разные решения, например для ЛВЖ потребуются уже взрывозащищенные светильники в машзале котельной, а для ГЖ – подогрев зимой, если баки на улице стоят и они наземные….

Как быть в этом случае – рассчитывать на все по максимуму, или писать где-нибудь – топливо только летнее?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 24.3.2009, 14:39
Сообщение #18





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Я уже думал над этим вопросом ранее. И наверное не только я. Чтобы быть кратким, скажу только резюме:
1. На крышных котельных использовать жидкое топливе нельзя
2. Во всех остальных случаях использовать только дизтопливо марки "Л" с температурой вспышки не ниже 61 градус. Так надо и записывать в проекте. Есть норматив - П1-03 к СНиП II-35-76 "Котельные установки" п.4.6. Во встроенных котельных не допускается предусматривать котлы, предназначенные для работы на газообразном топливе или на жидком топливе с температурой вспышки ниже 61°С. Для отдельно стоящих котельных такого я не встречал, но чтобы не устраивать себе периодических рандеву с пожарниками и не устраивать с ним бесконечные споры по категорийности помещения, определяйте также как и для встроенных котельных - дитопливо марки "Л" с температурой вспышки не ниже 61 градус
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 25.3.2009, 17:30
Сообщение #19





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Однако я не согласен с выводами о пожарниках. Есть методика определения категории помещения. Больше 1 куба Вы в зал не загоните, так что посчитайте, оформите раздел в ПЗ и сдайте на экспертизу. Если категория не Б, то никаких взрывозащищенных светильников в заде не будет и пожарников смело можно посылать за взятками в другое место на основании расчета и заключения экспертизы.

Методику ruben выложил, я по ней считал, и получилась категория Г однако, при разливе 1 куба солярки.

2 ruben:
Инспектора имеют неприятную привычку шляться по объектам круглый год. При этом он имеет право запросить сертификат на топливо. И кто в случае потребности зимой сможет найти летнее топливо?

Сообщение отредактировал К.Д. - 25.3.2009, 17:32
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 25.3.2009, 19:00
Сообщение #20





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Пробуйте считать и посылать в другое место smile.gif Только пожарник нынче пошёл злой и голодный, а значит обученный и настойчивый. Расчёт категории надо ещё согласовать и уметь доказать свои цифры. Я знавал одного пожарника-МЧСника, который разбирался в топливе довольно подробно.

To К.Д.
А почему Вы решили что:
1. Летнее топливо не найдешь зимой?
2. Нельзя складировать в резервурах летнее топливо?

То что температура застывания у топлива -10 ещё не говорит что его нельзя подогревать и поддерживать незастывшим в баках-резервуарах.
Сейчас правда не зима, но в топливной лаборатории Харьковской нефтебазы сказали, что дизтопливо "Л" сегодня есть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
К.Д.
сообщение 25.3.2009, 21:59
Сообщение #21





Группа: Участники форума
Сообщений: 1633
Регистрация: 16.7.2007
Из: Челябинск
Пользователь №: 10028



Если отключат газ и придется топить соляркой, то ни один снаюженец не побежит за летним. купит то что быстрее привезти смогут. это опыт уже. Да и к концу зимы летнюю соляру даже на нефтебазах искать проблемно будет.
а греть и зимнюю надо по СНиПу.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ruben
сообщение 25.3.2009, 23:39
Сообщение #22





Группа: Участники форума
Сообщений: 1087
Регистрация: 10.12.2008
Из: Харьков
Пользователь №: 26550



Уважаемый К.Д.
Почитал я Ваш последний пост и решил порыться в архивах. Отрыл, почитал и убедился, что Вы пожалуй правы. Архив мой называется Инструкция по эксплуатации мазутной насосной Харьковской ТЭЦ-3. Инструкция - 1992 года. По этой инструкции на ТЭЦ допускается к применению дизтопливо с температурой вспышки выше 45 градусов, т.е. дизтопливо марки "З" - Глава 9 Инструкции. Учитывая, что ТЭЦ-3 работало в то славное время по жёстким правилам Минэнерго, можно сказать, что в условиях отсутствия газа и предположим мазута (или дизтоплива "Л") в наше кризисное время допустимо работать на том, что Ваш снабженец исхитрится достать.
Вам в награду - присоединенный файл.

Сообщение отредактировал ruben - 25.3.2009, 23:43
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  IN_K7.txt ( 28,25 килобайт ) Кол-во скачиваний: 244
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
andr111
сообщение 26.3.2009, 9:50
Сообщение #23





Группа: Участники форума
Сообщений: 294
Регистрация: 11.11.2007
Пользователь №: 12772



Цитата(К.Д. @ 25.3.2009, 21:59) [snapback]369922[/snapback]
Если отключат газ и придется топить соляркой, то ни один снаюженец не побежит за летним. купит то что быстрее привезти смогут. это опыт уже.
- вот так всегда, делается не так как надо, а так как получается.
Но на мой взгляд - это уже проблема Заказчика. Главное для проектировщика- чтобы все прописано было. А контролировать каждое действие Эксплуатации не наше дело....
Не думаю, что зимой летноего топлива не достать.....
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Реклама
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274



ООО "Русич" ИНН 9721068883 / ЕРИД 2VtzqvMjLF8


ООО «УНИСПЛИТ» ИНН: 6453155081 erid:2VtzqxXgvJi

Реклама: ООО «СибСтронг» | ИНН 6670013662 | ERID: 2VtzqwyM2dc

Последние сообщения Форума






RSS Текстовая версия Сейчас: 22.7.2025, 17:24
Политика ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС» в отношении обработки персональных данных