Плотность меряется ареометром. На каждый бензин(на диапазон плотностей) свой. Темп-ра ртутником. При чем на разной глубине она может быть разная.
Зависимость плотности от тем-ры
Ro(T)=Ro(293)/(1+beta*(Т-293)) кг/м3
Ro(T)- плотность при темп-ре T (К)
beta-коеф-нт обьемного расширения при 293 К 1/К.
Ориентировочно есть таблица с его значениями (найдите в Ин-те книгу П.И.Тигунов Типовые
расчеты при проектировании и експлуатации нефтебаз)
Но его можно посчитать и самому.
У вас есть сертификат на привезенную партию там есть Ro(293) и кроме этого обязательно должна быть Ro(T) и T (К) при которой залили топливо в секцию бензовоза на заводе или нефтебазе.Оттуда можно ”выцарапать” beta для конкретного вида привозного топлива.
Дальше считаем:
У Вас было 5000 л топлива с характеристиками Ro(293)=800 кг/м3 и beta=0.000952 1/К
при темп-ре 25 С (298 К) измерянная плотность составила 796.2 кг/м3
Продали за смену 900 л(считаем что темп-ра была постоянной). Утром при сдаче смены замеряли уровень, темп-ру 5 С(278 К) и плотность 811.6 кг/м3
Должны приблизительно выйти (масса остается одинаковой) на
5000-900=4100 л= 4.1 м3 * 796.2/811.6 = 4.0 м3 или 4000 л
Сравниваете с величиной обьема посчитаной по уровню и градуировочной таблицы.
На самом деле все сложнее. Что-то во время смены завезли и слили. Та же самая марка бензина в разных партиях может иметь различное Ro(293). Поэтому речь как правило идет о смеси.
Кроме того это больше касается привозного топлива. Залили на заводе при одной темп-ре
Пока бензовоз доехал уровень и темп-ра упали. Или наоборот бензовоз ”случайно погрелся” на солнышке уровень выше (обычно надо дополнительно проверять расширительные баки на бензовозе). Там может быть ”лишку” 150-200 л. Бензовоз желательно ставить одной стороной на бордюр чтоб слив был под углом. Открыть краны чтоб обеспечить свободный всас воздуха . Куча ньюансов. Обычно нефтеперерабатывающие компании выпускают что то похожее на информационные письма, где по каждой конструкции бензовоза указывают возможные места ”тыряния” во время приемки и как этого избежать.
P.S.
Проработал оператором несколько лет в начале нулевых. Многое уже забылось. Собственно расчеты по месту не делались. Главное было грамотно замерять уровень (и перевести в л) плотность и темп-ру и передать в офис.
Такое дело на форуме не освоишь.
P.P.S.
Надеюсь Вы не из налоговой???
Сообщение отредактировал Synoptyk - 27.11.2011, 21:35