sedmoiguf
29.3.2022, 12:51
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Возник вопрос о схеме вентиляции холодильного центра. Объем 2660м3.
По ТЗ кратность воздухообменов в помещении холодильного центра дана 3/3.
По СП 60 2020, 8.20 - воздухообмен в рабочем режиме не менее 4/4 - если присутствуют люди в этом помещении, в нашем случае не людей. (ссылка на ГОСТ EN 378-3–2014, 5.16.2)
Также мы должны обеспечить аварийную вентиляцию:
По СП 60 2020, 8.20 - аварийная кратность не менее 5/5.
Вопрос следующий, кто сталкивался с вентиляцией холодильного центра, какие установки вы использовали и как обеспечивали схему работы?
Установки с частотником, которые работают всегда в 3/3 крат, а при аварийном режиме выдают 5/5 крат? (плюс резервирование эл.двигателей).
Или пара установок приточных, а на кровле пара радиальных, пары которых запускаются при авар. режиме?
Прошу помочь
Цитата(sedmoiguf @ 29.3.2022, 12:51)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Возник вопрос о схеме вентиляции холодильного центра. Объем 2660м3.
По ТЗ кратность воздухообменов в помещении холодильного центра дана 3/3.
По СП 60 2020, 8.20 - воздухообмен в рабочем режиме не менее 4/4 - если присутствуют люди в этом помещении, в нашем случае не людей. (ссылка на ГОСТ EN 378-3–2014, 5.16.2)
Также мы должны обеспечить аварийную вентиляцию:
По СП 60 2020, 8.20 - аварийная кратность не менее 5/5.
Вопрос следующий, кто сталкивался с вентиляцией холодильного центра, какие установки вы использовали и как обеспечивали схему работы?
Установки с частотником, которые работают всегда в 3/3 крат, а при аварийном режиме выдают 5/5 крат? (плюс резервирование эл.двигателей).
Или пара установок приточных, а на кровле пара радиальных, пары которых запускаются при авар. режиме?
Прошу помочь
Рекомендую
внимательно читать формулировки норм и не интерпретировать их по-своему.
Это утверждение не соответствует ГОСТ EN 378-3–2014:
Цитата
5.16.2 Вентиляция в нормальных эксплуатационных условиях или во время нахождения людей в машинном отделении
При нахождении людей в машинном отделении вентиляцию осуществляют в соответствии с требованиями национальных нормативно-технических документов с интенсивностью не менее 4-кратного полного воздухообмена в течение каждого часа.
Т.е., при инспекционных и ремонтных работах должна обеспечиваться вентиляция не менее 4-х крат.
По СП 60 2020, 8.20 - аварийная кратность
определяется расчётом, но не менее 5/5. Т.е. по расчёту может получиться и более 5-ти крат.
Проектные решения по аварийной вентиляции должны соответствовать указаниям раздела 7.7 СП 60...2020 и системам общеобменной вентиляции конкретного объекта. Поэтому нет смысла привязываться к решениям чужих проектов - во-первых, не факт, что решения были правильными; во-вторых, решения нужно принимать, исходя из конкретного соотношения воздухообменов общеобменной и аварийной вентиляциии и возможности размещения вентоборудования.
sedmoiguf
29.3.2022, 19:05
Спасибо. Хотелось бы посмотреть на технические решения, которые бы обеспечивали разную кратность в рабочем и аварийном режимах.
Цитата(sedmoiguf @ 29.3.2022, 19:05)

Хотелось бы посмотреть на технические решения, которые бы обеспечивали разную кратность в рабочем и аварийном режимах.
А ничего, что варианты технических решений чётко указаны в п. 7.7.4 СП 60...2020 ?
sedmoiguf
29.3.2022, 22:32
Цитата(ИОВ @ 29.3.2022, 22:04)

А ничего, что варианты технических решений чётко указаны в п. 7.7.4 СП 60...2020 ?
Что указано в СП 60 я знаю. Своим сообщением я хотел спросить у коллег, какие фактические решения они приняли.
За ваши ссылки на чёткие указания, благодарю. Мне интересно, как кто подходил к данному вопросу уже на практике.
Цитата(sedmoiguf @ 29.3.2022, 22:32)

как кто подходил к данному вопросу уже на практике.
ИМХО, делайте как положено. Плохо само получится, когда реализация решений настанет. Но с вашей стороны закон будет соблюден.
Цитата(sedmoiguf @ 29.3.2022, 19:05)

Спасибо. Хотелось бы посмотреть на технические решения, которые бы обеспечивали разную кратность в рабочем и аварийном режимах.
Для аварийного режима есть аварийная же вентиляция.
Для обеспечения присутствия обслуги можете байпасик сварганить на общеобменке, или ПЧ, или 2 вентилятора на свои расходы, никто не ограничит вас в технической реализации.
Здравствуйте
уточните пожалуйста следующий момент:
Согласно СП 60 аварийная вентиляция должна быть не менее 5 крат
Согласно ГОСТ EN 378-3 не менее 15
Понятно что в обоих случаях нужно посчитать и если получилось меньше то принять нормируемое значение
Оба документа действующие - какой считать главнее?
Я полагаю, что и указание в ГОСТ EN 378-3-2014 написано некорректно, и Вы его неверно читаете.
Цитата
5.16.4 Требования к воздушному потоку для аварийной механической вентиляции
Минимально необходимое значение скорости воздушного потока при механической вентиляции определяют по формуле
V = 14*10^(-3)* m ^(2/3),
где V - скорость воздушного потока, м3/с;
m - масса заправки хладагента, кг, в холодильной системе с максимальной заправкой, любая часть которой располагается в машинном отделении;
14·10 - эмпирический коэффициент.
Интенсивность работы системы аварийной вентиляции считают достаточной при 15-кратном полном воздухообмене в течение часа.
Т.е. минимальный объём/расход аварийной вентиляции рассчитывать по ф-ле, но не более 15 крат в час (ограничен максимальный расход).
А по СП 60 ограничен минимальный расход:
Цитата
8.20 ...
Кратность воздухообмена аварийной вентиляции определяется расчетом, но не менее пяти воздухообменов в час.
ИОВ смотрю вы в теме.
А подскажите - без учета марки фреона дается формула по расчету воздухообмена?
Или есть какие коэффициенты, учитывающие марку?
В этом ГОСТ EN 378-
3-2014 нет ссылок и указаний на марки хладоагентов (
3 - это 3-я часть).
Но есть ещё и часть 1 - ГОСТ EN 378-1-2014 "Основные требования, определения, классификация и критерии выбора"
Цитата
1 Область применения
Настоящий стандарт не распространяется на холодильные системы, которые в качестве хладагента используют воздух или воду. К холодильным системам, использующим новые хладагенты, не вошедшие в перечень согласно приложению Е, положения настоящего стандарта применяют после того, как будет определен класс опасности новых хладагентов.
В указанном прилож.
Е перечислены несколько десятков хладоагентов - практически все применяемые.
Т.о. получается, что для расчёта минимального воздухообмена тип/марка хладоагента значения не имеет, формула общая - учитывается только масса хладоагента в рассчитываемом помещении.
ИОВ спасибо за ответ
только не совсем понял - это в ГОСТ EN 378-3-2014 написано некорректно, и я его неверно читаю?
Во фразе "Интенсивность работы системы аварийной вентиляции считают достаточной при 15-кратном полном воздухообмене в течение часа" словосочетание "считают достаточной" разве не ограничивает минимальное значение кратности?
Да, речь о ГОСТ EN 378-3-2014.
Читайте внимательно п. 5.16.4. Минимальный воздухообмен определяется по ф-ле.
Смысл последнего предложения - если расчёт по ф-ле даст кратность более 15, например, 16, то принимать следует только 15 крат (т.е. не более 15).
Ну, а для холодильного центра в СП 60 указана кратность не менее 5 - т.е., если по ф-ле ГОСТа получите менее 5, то принимать следует 5 крат.
"Смысл последнего предложения - если расчёт по ф-ле даст кратность более 15, например, 16, то принимать следует только 15 крат (т.е. не более 15)"
Но это же как то странно - если по расчету получается 16крат, то как я могу снизить полученный воздухообмен? Ведь расчет направлен на снижение концентрации хладагента до нормальной. А если по расчету кратность получится 20 или 30?
Если следовать логике что нормируется верхний предел - то я значительно ухудшаю вентиляцию, которая обоснована расчетом
Цитата(ИОВ @ 11.4.2022, 12:48)

Да, речь о ГОСТ EN 378-3-2014.
Читайте внимательно п. 5.16.4. Минимальный воздухообмен определяется по ф-ле.
Смысл последнего предложения - если расчёт по ф-ле даст кратность более 15, например, 16, то принимать следует только 15 крат (т.е. не более 15).
Ну, а для холодильного центра в СП 60 указана кратность не менее 5 - т.е., если по ф-ле ГОСТа получите менее 5, то принимать следует 5 крат.
Как то тему бросили, не хорошо
Мне все равно не понятно - если по формуле мы определяем минимальный воздухообмен, то на каком основании мы делаем его еще меньше, если кратность получилась больше 15?
Логичнее если ограничен нижний предел - не менее 15
Как то я и не встречал в нормах (что РФ, что не РФ) ограничения именно по верхнему пределу и чтобы это ограничение отменяло расчет
Добрый день, уважаемые специалисты! Делаем проект реконструкции вентиляцции сущ.производственного участка. Часть технологического оборудования требует водяного охлаждения. Заказчик вместо централизованной системы с хладоцентром поставил возле каждой единицы оборудования в помещении по чиллеру сделав по сути воздушное охлаждение (конденсатор в помещении). Вопрос такой, нужно ли предусматривать вентиляцию как для хладоцентра (3 карта общеобменка, 5 аварийная). Чиллеры занимают небольшую площадь, объем значительно больше чем приходился бы в чиллерной. Других вредных выделений практически нет, в связи с чем в ХП можно сделать рециркуляцию. Если брать 3 карта, то рекуперация уже предпочтительнее, но это больше затраты на нагрев и увлажнение, ещё и увлажнение требуется. СпасиБо!
В офисе повесили кондиционер и поставили куллер водяной - будете делать в офисе 3 крата и 5 аварийной вентиляции?
Наверное нет, а почему на производстве собираетесь делать?
Вам бы тепло вентиляцией снять от чиллеров.
Возможно у вас по ассимиляции тепла будет не 3 и не 5 крат а 10-50.
Считали ассимиляцию тепла?
Спасибо за ответ! Да, считали ассимиляцию тепла. Из-за того что объем цеха большой относительно мощности чиллеров, кратность в ТП - 6 крат, в ХП можно расход наружного воздуха снизить до 1,5 крата рециркуляцией.
А как его снизите рециркуляцией ?
Цитата(AI 155 @ 19.11.2024, 8:44)

А как его снизите рециркуляцией ?
В ХП необходима температура приточного воздуха +17 С (для ассимиляции теплоизбытков) при расходе системы как в ТП (6 крат). Кроме теплоизбытков, вредных поступлений от оборудования практически нет, людей не много (минимальный расход наружного воздуха условно 1 карт). Можно использовать частичную рециркуляцию в приточной установке для нагрева воздуха до требуемой температуры в ХП, разве нет?
А если наружная Т будет не 17*С, а предположим 30*С ?
Цитата(AI 155 @ 19.11.2024, 9:39)

А если наружная Т будет не 17*С, а предположим 30*С ?
Рециркуляция в холодный период, при отрицательных температурах наружного воздуха. В теплый период конечно без рециркуляции.
Рециркуляция с подмесом наружного воздуха для холодного периода нормальное решение.
Цитата(Vano @ 18.11.2024, 23:38)

В офисе повесили кондиционер и поставили куллер водяной - будете делать в офисе 3 крата и 5 аварийной вентиляции?
Наверное нет, а почему на производстве собираетесь делать?
надо проверять количество хладогента по ГОСТ 34891.3-2022 и ГОСТ 34891.1-2022 - может и надо будет делать))) а может и нельзя будет размещать в помещении с людьми)))
и кстати исходя из получившейся концентрации будет понятно нужна аварийная вентиляция или нет
мы ж инженеры))) все считать должны)))
Ужас.
Как задолбали нормотворцы со своими европейскими переводными нормами.
Вредительство просто - увеличение себестоимости производимой продукции.
И так мало кто промкой с такой ключевой ставкой хочет заниматься, а еще внедрение этих европейских норм.
В примере расчет оконного кондиционера.
Считать то можно, найти б того кто за это платил.
У меня тут МБЛ с 50м2 10 лет назад с новыми нормами вырастает до 500м2.
И эта стоимость естественно загоняется в стоимость лекарственных средств.
А как в данном случае теоретически считать объем общеобменки и аварийки (для случаев, когда газы снижают концентрацию кислорода)? Технологи у нас такое не считают, выдают просто кратность аварийной вентиляции 8-10 без расчета. Не посоветуете, что можно почитать на этот счет? Кол-во фреона как-то прикинуть можно, а дальше что с этим делать?
В проекте будет перестраховка. Т.к. это все самодел, Заказчик укажет что оборудование просто с воздушным охлаждением, а тепловыделения с учетом чиллера (согласовал сегодня).
P.S. В ГОСТах этих есть информация, спасибо! Осталось найти время поизучать.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.