Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Повышенная токовая нагрузка на эл. двигатель вытяжной вентиляции
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Кондиционирование, вентиляция, микроклимат в помещениях
Евгений037
Здравствуйте уважаемые форумчане.

Возможно тема затрагивалась, но поиск конкретики не дал.

Помогите приблизиться к решению проблемы. Имеем вытяжную вентиляцию горячего цеха столовой. Сечение воздуховода 600х600 мм. Протяженность до вентилятора "улитки" 30...35м. Вентилятор ВЦ6,0 (маркировки нет, диаметр рабочего колеса 600 мм). Электродвигатель 5,5 кВт 700 об/мин. Расстояние от вентилятора до места выброса (на крыше здания) - 5 м.

Проблема заключается в большой токовой нагрузке на эл. двигатель вместо примерно 13А меряем 17...18А. Началось все с того, что примерно год назад заменили сгоревший двигатель на аналогичный на данной вентиляции. Естественно, решили раз меняем один (сгоревший) двигатель на аналогичный новый, то вентиляция заработает как надо. Но по прошествии 8 месяцев двигатель сгорает (да так что и подшипники подгорели и вентилятор обдува электродвигателя расплавился). Не придали значения, благо первоначально сгоревший двигатель перемотали к тому времени, его и поставили. В этот раз решили заменить пусковую автоматику с установкой нового автомата, контактора, теплового реле. При запуске двигателя сразу выявились завышенные тока по обмоткам, как уже писал 17..18А. Соответственно ощущается нагрев эл.двигателя. Почитав информацию в интернете и на этом форуме пришли к выводу, что дополнительно требуется регулировка сечения воздуховодов, но ни одного шибера на воздуховоде нет. Вентиляция монтировалась в 80-х годах прошлого века. Паспорт не сохранился. Есть предположение, что в свое время кухонные работники выкинули решетки-жироуловители, тем самым разбалансировав вытяжную вентиляцию.

Прошу совета по регулировке сечения воздуховодов. Самостоятельно изготовить шибер не сможем. Есть идея установить перфорированный лист после вентилятора на конце воздуховода, но какую перфорацию листа делать и даст ли это что-то в нашем случае непонятно.

Заранее благодарен.
aas3
Насколько давно производили (и производили ли вообще) чистку этого вентилятора на объекте?
Skaramush
Направление вращения вентилятора проверяли после замены двигателя?
Евгений037
Цитата
Насколько давно производили (и производили ли вообще) чистку этого вентилятора на объекте?


При каждой замене эл. двигатели производилась ревизия вентилятора. Вращение свободное, при выключенном эл.двигателе вентилятор свободно вращается под действием перепада давления.

Цитата
Направление вращения вентилятора проверяли после замены двигателя?


Вращение правильное.
ArFey
Цитата(Skaramush @ 26.10.2015, 15:06) *
Направление вращения вентилятора проверяли после замены двигателя?

Дико извиняюсь, коллега, а при чем здесь направление вращения? При неправильном направлении вентилятор выдает в сеть 15-20% от своей производительности, а тут явный "перегруз" по воздуху. Думаю, что все просто: из сети действительно либо выкинули какой-то элемент, обладавший существенным сопротивлением, либо где-нибудь отсоединили кусок сети и оставили отверстие. Я бы прописал следующий алгоритм лечения:
1) Проверить сеть на предмет отсутствия фильтров-жироуловителей и открытых сечений.
2) При обнаружении устранить
3) Если дело не в проблемах, описанных в п.1 (что очень вряд ли, т.к. в противном случае движки горели бы с начала эксплуатации. Хотя, есть еще вариант: Например, стоял двимгатель 5,5 кВт. Вышел он из строя (по причине старости, износа подшипников и т.п.) Заменили на двигатель 4,0 кВт. Расход воздуха оказался за точкой пересечения кривой вентилятора и кривой двигателя 4,0 кВт. Кривая движка 5,5 кВт лежала выше кривой вентилятора и было пофиг, налажена сеть или нет. При 4,0 кВт движке уже не пофиг и надо налаживать сеть), я бы сделал следующее: взял бы кусок оц. листа и постепенно засовывал бы во фланец после вентилятора, пока рабочий ток не пришел бы в норму.
Как-то так. Аркадий
Евгений037
Цитата
1) Проверить сеть на предмет отсутствия фильтров-жироуловителей и открытых сечений.
2) При обнаружении устранить
3) Если дело не в проблемах, описанных в п.1 (что очень вряд ли, т.к. в противном случае движки горели бы с начала эксплуатации. Хотя, есть еще вариант: Например, стоял двимгатель 5,5 кВт. Вышел он из строя (по причине старости, износа подшипников и т.п.) Заменили на двигатель 4,0 кВт. Расход воздуха оказался за точкой пересечения кривой вентилятора и кривой двигателя 4,0 кВт. Кривая движка 5,5 кВт лежала выше кривой вентилятора и было пофиг, налажена сеть или нет. При 4,0 кВт движке уже не пофиг и надо налаживать сеть)


Жироуловителей нет и уже давно. По крайней мере аборигены из числа кухонных работников клянутся в этом и думаю найти их под зонды 80-х годов будет настоящей проблемой.

Дополнительные утечки отсутствуют - все проверили.

Не будет ли вреда вентилятору при создании на выходе улитки дополнительного сопротивления?

Забыл добавить - двигатель 4кВт не стоял. Изначально был 5,5 кВт.
zaharov63
Цитата(Евгений037 @ 26.10.2015, 13:58) *
Вентилятор ВЦ6,0 (маркировки нет, диаметр рабочего колеса 600 мм). Электродвигатель 5,5 кВт 700 об/мин.

Тогда только 14-46 тип. Или ошиблись.

Цитата(ArFey @ 26.10.2015, 15:56) *
я бы сделал следующее: взял бы кусок оц. листа и постепенно засовывал бы во фланец после вентилятора, пока рабочий ток не пришел бы в норму.

Тогда уж лучше не непосредственно на выхлопе вентилятора, а лучше на всасе не рядом.
И как-то не очень то получается, не по нашему: о двигателе печемся, а какой при этом расход сейчас (получится потом) не обращаем внимания.
Вообще двигателям после ремонта (перемотки) доверия меньше. Однажды в аналогичной ситуации двигатель горел не раз, потом при дросселировании увидели, что ток практически не менялся. Только при замене на другой двигатель забыли о проблеме.
alem
Цитата(ArFey @ 26.10.2015, 16:56) *
Дико извиняюсь, коллега, а при чем здесь направление вращения?


А вы не задумывались, что при неправильном вращении вентилятор с загнутыми назад лопатками становится вентилятором с загнутыми вперёд лопатками со всеми вытекающими?
frosteR
Сам пробовал произвести кок-то замеры тока при разном давлении сети для "улитки", да как-то зависимости паспортной так и не увидел. Вот оно различие между планом и реализацией. Посему, выкинул двигатель - перегревался гад.
При наладке всегда наблюдаю запас по давлению вентиляторов радиальных 100+-%, видимо, запас отображает сложившееся качество оборудования или работsad.gif Все не безгрешны.
ArFey
Цитата(alem @ 26.10.2015, 17:00) *
А вы не задумывались, что при неправильном вращении вентилятор с загнутыми назад лопатками становится вентилятором с загнутыми вперёд лопатками со всеми вытекающими?

Логика в Ваших словах, коллега, безусловно есть! Однако, здесь же на форуме была тема (что-то вроде вентиляторного ликбеза). Формула определения мощности электродвигателя вентилятора оттуда:
N=k*p*L/КПД, где: L-расход воздуха (куб.м/с), p - давление (Па), k=1,05-1,20 - коэффициент запаса мощности (меньшее значение для мощных вентиляторов и наоборот).
Как наладчик, Вы лучше меня знаете, что производительность вентилятора при неравильном направлении вращения никогда не превышает 20% от номинала. И очень сомневаюсь, что напор вентилятора в этом случае вырастет больше чем в 5 раз! Следовательно и потребляемая мощность (и, как следствие, ток в обмотках) никогда не станет больше при смене направления вращения на неправильное. Впрочем, как говорится, теория теорией, а практика - критерий истины! Жаль, что сейчас я не на практической работе, а то поменять местами на движке 2 провода и замерить токи - дело 10 минут.
Аркадий
alem
Я на практике встречал перегрузку, вызванную с очень большой вероятностью неправильным вращением.
zaharov63
Цитата(alem @ 28.10.2015, 16:21) *
Я на практике встречал перегрузку, вызванную с очень большой вероятностью неправильным вращением.

Я не встречал, но возможно у вас будет такая возможность проверить специально. Тогда поделитесь результатом.
alem
Цитата(zaharov63 @ 28.10.2015, 17:36) *
Я не встречал, но возможно у вас будет такая возможность проверить специально. Тогда поделитесь результатом.


При правильном выполнении работ такая ситуация невозможна - направление проверяют при подключении. Но даже если не проверили, при исправной защите срабатывает защита по току, и направление меняют.

Это надо стечение нескольких неблагоприятных факторов: неправильно вращающаяся (приточная) установка, ток вверху допустимого диапазона. Но если снова попадётся, сообщу конечно.
v-david
зачастую ток растет и при слишком низкой нагрузке из-за уменьшения реактивной составляющей сопротивления. Скорее всего причина в этом. А причину низкой нагрузки естественно надо искать "по-месту", она скорее всего в недостаточном количестве подаваемого воздуха. Сейчас смешно будет: а может и наоборот - слишком большой подпор на всасе. Ну, например, убрали жироуловители, а компенсация притоком не изменилась. Сильно не ругайтесь, я не вентиляционщик, я больше по жиже.
zaharov63
Цитата(alem @ 29.10.2015, 7:02) *
При правильном выполнении работ такая ситуация невозможна - направление проверяют при подключении. Но даже если не проверили, при исправной защите срабатывает защита по току, и направление меняют.

Это так, но на практике не редкость. А что бы обнаруживали по сработке защиты - такого не припомню.
Цитата(alem @ 29.10.2015, 7:02) *
Это надо стечение нескольких неблагоприятных факторов: неправильно вращающаяся (приточная) установка, ток вверху допустимого диапазона. Но если снова попадётся, сообщу конечно.

Я об эксперименте, как Аркадий предлагал. На ВР низкого давления с эд на 1500 и 3000 об/мин.
alem
Цитата(zaharov63 @ 29.10.2015, 9:10) *
Я об эксперименте, как Аркадий предлагал. На ВР низкого давления с эд на 1500 и 3000 об/мин.


На ВР маловероятно, корпус мешает. Встречал в приточках, на бескорпусных вентиляторах.
Сергей Валерьевич
Цитата(v-david @ 29.10.2015, 8:50) *
зачастую ток растет и при слишком низкой нагрузке из-за уменьшения реактивной составляющей сопротивления. Скорее всего причина в этом.

общая нагрузка - гипотенуза, активная и реактивная соответственно катеты... уменьшая один катит,уменьшаем гипотенузу...чего добиваются установкой УКРМ (установка компенсац реактивн мощности) с конденсаторами... уменьшается нагрев АД, кабелей и тд... а главное - меньше оплата и штрафов...
kolab63
Доброго времени. К сожалению ТС не указал точно тип вентилятора, но проблемка сильно похожа на вентилятор среднего давления ВЦ 14-46 со "слабой" вентиляционной сетью. На этом ресурсе уже неоднократно писалось про проблемы при наладке подобных вентиляторов. Если у вентилятора с загнутыми назад лопатками диапазон мощности двигателя, как правило, перекрывает весь диапазон мощностей рабочего колеса, то у вентилятора с лопатками загнутыми вперед это зачастую не так. Соответственно в данном случае имеем просто "слабую" сеть, рабочее колесо "выкатывается" на расход не компенсируемый мощностью установленного двигателя, отсюда и повыщенный ток. Для наглядности прицепил картику. Сеть 1, то что имет ТС, сеть 2 то что необходимо добиться при наладке. Ставьте шибер и будет Вам счастье. Шибер в Вашем случае, если сложно поставить комплектный, это или пластина между фланцами воздуховода, если воздуховод прямоугольный, или пластина в прорезь на круглом воздуховоде, можете для эксперимента просто всас чем нибудь прикрыть и посмотреть как изменится ток.
С уважением.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Евгений037
Цитата
Ставьте шибер и будет Вам счастье. Шибер в Вашем случае, если сложно поставить комплектный, это или пластина между фланцами воздуховода, если воздуховод прямоугольный, или пластина в прорезь на круглом воздуховоде, можете для эксперимента просто всас чем нибудь прикрыть и посмотреть как изменится ток.


Этим путем и идем. Жироуловители так и не нашел, сейчас делаем карточки для закрытия части вытяжных зондов и меряем нагрузку на эл.двигатель. О результатах обязательно отпишусь.

Спасибо всем откликнувшимся!
Евгений037
Всем доброго времени суток.

Отчитываюсь о проделанной работе.

Из листа ДВП вырезаны карточки для закрытия отверстий вытяжных зондов (всего 20 зондов). Закрыли 7 шт полностью, т.е. уменьшили на 30% от всего объема. Результат - "0". Токовая нагрузка по каждой фазе осталась неизменной.

Есть мысли попробовать закрыть не 7 зондов, а хотя бы 12 - 14 шт, тем самым радикально снизить объем всасываемого воздуха.

Кто что подскажет?

Skaramush
1. ЗонДов у вас нет. От слова "совсем".
2. Закрыли. Замечательно. Как при этом поменялось сопротивление сети на всасывающей стороне вентилятора? Меряли? Считали? Полагаю, ни то, ни другое. В таком случае, каков смысл этих действий, кроме занятия свободного времени и изображения активности?
3. Писалось вам, поставьте МАГИСТРАЛЬНЫЙ шибер и пробуйте работать с его помощью.
nizercat
Великие специалисты не пинайте сильно.
На заре своей деятельности в области вентиляции мне пришлось производить "наладку" приточной установки. Объект делался без проекта, установка Gazelle покупалась чисто по каталогу и с запасом процентов в 50. Сеть воздуховодов не содержала ни одного дросселирующего элемента.
Балансировку сети "на руку" производил вкладывая синтепон в вент решетки (в 2-4 слоя). Однако это не всегда помогало.

По итогу произвел намотку скотча на колесо вентилятора ближе к центру вентилятора, перекрыв порядка 30-40% от сечения колеса (вентилятор двустороннего всасывания). Это помогло.

Можете попробовать, может и у Вас получится, не представляю аэродинамику работы вентилятора в данном режиме и сколько на нем скотч проживет, но в качестве опытного решения пойдет.
Skaramush
А чего не выломали часть лопаток, монтировки не оказалось? Можно ещё было проводки пообрывать. в обмотке двигателя. Ну нечем же иначе. Слово наладка, даже в кавычках, не следовало упоминать. Это как на стол кучу выложить.
За такие советы не пинать надо. Хоронить.


.... Конечно, простейший шибер (в стык секций воздуховода) - это было тайное знание и сверхозможности по изготовлению
И вот в ЭТОМ случае, при отсутствии иных возможностей, просто перекинуть две фазы и запустить вентилятор в обратную сторону было бы вариантом. И не таким калечащим. Просто любопытно, не сколько сократили срок службы подшипников вентилятора?
nizercat
Через 6 лет система все еще работала, побывал на том объекте уже по личным делам(там сменился владелец и назначение). Вообще это был первый опыт с вентиляцией, совершенно бесценный. Мужики сами гнули оцинковку, мне довелось собирать автоматику, монтировать охлаждение и "ращеплять" охладитель. Моя ЗП в том месяце была выше чем у бригадира ))))))))))....
С то поры много чего изменилось
Skaramush
"Использовалась" и "работала" не тождественные понятия. Наработка на отказ подшипников при нормальной эксплуатации (по цифрам от Comefri) порядка 20 000 часов. Считайте сами.
Тип передачи не указан, но как правило, вентиляторы двустороннего всасывания на шкивах. Шкивы быстроразъёмные. Замена - пять минут. Подобрать и поменять - вот такое могло бы называться наладкой.

"Сами гнули оцинковку", это, конечно, "бесценно". Должен признать - "абсолютная исключительность" подобного опыта просто повергла в изумление. И как при подобном "мужики" не "согнули оцинковку" в, повторю, простейший шибер - остаётся загадкой. Впрочем, для этого думать нужно.
Евгений037
Всем доброго дня,

Цитата
Писалось вам, поставьте МАГИСТРАЛЬНЫЙ шибер и пробуйте работать с его помощью.


писалось много чего, выбрали более простой вариант. К сожалению приборов, которыми можно замерить сопротивления сети нет, ну нет специального оборудования.

В каком месте эффективнее организовать шибер - перед или после вентилятора?

Цитата
ЗонДов у вас нет. От слова "совсем".


Не совсем понял смысл фразы, объясните, что Вы хотели этим сказать.
Skaramush
Фразу понимать буквально. Зондов у вас нет. В лучшем случае есть зонты, но и этот термин неверен, зонт это совершенно чётко определяемая конструкция.

Шибер лучше на всасывающей стороне. Но не вплотную к вентилятору.
vsklokoch
а чем отличается то, что сделал ТС. тот же шибер, но на отдалении?
затык-то где-то со стороны нагнетания (например на выбросную трубу сел пролетающий мимо слон и застрял)
или ( у нас был случай) - арендатор сделал на своем этаже дополнительное помещение в вытяжной шахте.
Евгений037
Самое дальнее место от вентилятора для самодельного шибера около 1,5..2 м. Дальше воздуховод уходит в пол и горячий цех кухни. Будем делать.

Цитата
Фразу понимать буквально. Зондов у вас нет. В лучшем случае есть зонты, но и этот термин неверен, зонт это совершенно чётко определяемая конструкция.


Конечно же зонТов, а не зонДов. Спасибо за ликбез!
Skaramush
Цитата(vsklokoch @ 13.11.2015, 10:44) *
а чем отличается то, что сделал ТС. тот же шибер, но на отдалении?
затык-то где-то со стороны нагнетания (например на выбросную трубу сел пролетающий мимо слон и застрял)
или ( у нас был случай) - арендатор сделал на своем этаже дополнительное помещение в вытяжной шахте.

Это вопрос ради шутки или всерьёз? Про различие шибера на магистральном участке и затыкании нескольких (неизвестного удаления, кстати) ответвлений.
Про "затык" можно будет говорить только тогда, когда будут данные замера сопротивления сети. Хоть шлангом в виде U-образника.
vsklokoch
просто мне не все понятно.
Цитата(Skaramush @ 13.11.2015, 15:00) *
Про "затык" можно будет говорить только тогда, когда будут данные замера сопротивления сети. Хоть шлангом в виде U-образника.

+1
Мне кажется, замерить давление проще, чем сразу городить шиберы (фанерки, заслонки, дроссели, шлюзы, подъемные мосты, крепостные ворота...)
Евгений, если под рукой нет ничего для измерения давления, можно попробовать сдернуть (на время) с фильтра приточки дифференциальное реле давления (тут от номинала зависит подойдет реле для замера или нет), подключить на контакты мультиметр в режиме прозвонки и нежно крутить уставку реле в разные стороны - как мультиметр запищит - плюс-минус лапоть - давление.
Евгений037
Здравствуйте!

Спасибо всем откликнувшимся. Итог работы: смонтировали шибер на удалении 3,5 м от улитки. Поиграли степенью закрытия воздуховода, в итоге воздуховод перекрыли на 75% (было сечение 600х600 мм, стало 600х150 мм). Токовая нагрузка соответствует смонтированному эл. двигателю. Производительность вытяжки несколько снизилась, но с работой справляется. К сожалению замерить нечем. В дальнейшем будем планировать работу со специалистами по вентиляции для оптимизации всего процесса с паспортизацией.


Цитата
Евгений, если под рукой нет ничего для измерения давления, можно попробовать сдернуть (на время) с фильтра приточки дифференциальное реле давления (тут от номинала зависит подойдет реле для замера или нет), подключить на контакты мультиметр в режиме прозвонки и нежно крутить уставку реле в разные стороны - как мультиметр запищит - плюс-минус лапоть - давление.


Вся вентиляция 80-х годов, в том числе и приточная. Приточную не запускали уже лет 15 (по крайней мере аборигены кухни даже вспомнить не могут). Автоматика только на защиту эл.двигателя.
Skaramush
Прозрачный гибкий шланг, немного воды и готов U-образник. В первом приближении уже можно определиться.
Жестяной
Цитата(ArFey @ 26.10.2015, 15:56) *
Дико извиняюсь, коллега, а при чем здесь направление вращения? При неправильном направлении вентилятор выдает в сеть 15-20% от своей производительности, а тут явный "перегруз" по воздуху. Думаю, что все просто: из сети действительно либо выкинули какой-то элемент, обладавший существенным сопротивлением, либо где-нибудь отсоединили кусок сети и оставили отверстие. Я бы прописал следующий алгоритм лечения:
1) Проверить сеть на предмет отсутствия фильтров-жироуловителей и открытых сечений.
2) При обнаружении устранить
3) Если дело не в проблемах, описанных в п.1 (что очень вряд ли, т.к. в противном случае движки горели бы с начала эксплуатации. Хотя, есть еще вариант: Например, стоял двимгатель 5,5 кВт. Вышел он из строя (по причине старости, износа подшипников и т.п.) Заменили на двигатель 4,0 кВт. Расход воздуха оказался за точкой пересечения кривой вентилятора и кривой двигателя 4,0 кВт. Кривая движка 5,5 кВт лежала выше кривой вентилятора и было пофиг, налажена сеть или нет. При 4,0 кВт движке уже не пофиг и надо налаживать сеть), я бы сделал следующее: взял бы кусок оц. листа и постепенно засовывал бы во фланец после вентилятора, пока рабочий ток не пришел бы в норму.
Как-то так. Аркадий

Большое вам человеческое спасибо за ваш совет! rolleyes.gif
AI 155
Это первое, что нужно проверять- вращение и ток двигателя.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.