Если бы кто-то, какой-нибудь Бог Принципа, кормил проектировщиков и их семьи, я клянусь, мы были бы самыми принципиальными джедаями Галактики.

Но дело пойдет! Кто-то придет следом, и дело продолжится, и подход сохранится. В этом проблема! В конце концов, я хочу защитить проектировщиков – не только от Ененко, но и от всех, кто до сих пор считает, что
Проект = Проектировщик.
Нет!!!
Проект (не равно) Проектировщик! НУЖНО, чтобы это было так. Но не так пока.
Без эмоций, видимо, все-таки не обойдется...
Проблема разобщенности – не самая большая проблема. Периодически работая напрямую с заказчиком, могу сказать, что в подавляющем большинстве заказчики – весьма вменяемые люди. Они могут ничего не понимать в проектировании, но если обоснованно затребовать с них какую-то исходную информацию, вопрос решается мгновенно. Точно так же они прислушиваются к проектному мнению и в процессе монтажа. С монтажниками тоже все лучше и лучше. Конечно, и сейчас встречаются те, кто путает колонну с воздуховодом (это не шутка), но очень редко. Еще лет 10 назад встреча проектировщика и монтажника на объекте была связана с частым непониманием, с тех пор сделан огромный шаг друг другу навстречу. Так или иначе, проблема разобщенности начинает сглаживаться.
Есть куда более серьезная проблема. Лично для меня это – мошенники (подрядчики, руководители, работодатели, ГИПы), выдающие себя за профессионалов (инженеров, проектировщиков, ГИПов опять же). Они изо всех сил лезут из кожи вон, чтобы замаскировать свою некомпетентность, и всю кипучую энергию тратят на то, чтобы распределить собственные косяки среди младшего звена. Они стоят между мной и заказчиком и представляют собой, собственно, всю проектную работу. Но будучи некомпетентным подрядчиком (работодателем, руководителем, ГИПом), они очень даже компетентные манагеры. При встрече с заказчиком они свистят, какая они крутая проектная фирма, все умеют, все знают, все предсказывают, все отгадывают, обещают проект за три дня, получают аванс-бабло и идут… куда?
Правильно, к проектировщику. Ну а чего он там сидит, в соцсетях небось, пусть проектирует, его на то и наняли, зп платим. И вся абсурдность ложится на голову исполнителей.
Пример.
ГИП: Напиши ТЗ, только срочно (очень срочно!), в течение часа нужно.
Проектировщик: Мало того, что часа явно недостаточно для корректного составления ТЗ, так еще и никаких исходных данных пока нет. Я элементарно не знаю, какие калориферы на приточки прописывать, электрические или водяные.
ГИП: А в чем проблема, прописывай какие нужно, и вперед, проектируй.
Это говорит ГИП, который отвечает за инженерку на объектах ЛПУ!!! Народ, что происходит вообще, ведь он преступник! Его надо лишать права заниматься инженерной деятельностью сроком на три года! И проектировщик начинает объяснять ему, ГИПу, что если на объекте предусмотрено теплоснабжение, то закладывать электрические калориферы, мягко говоря, шутковато. А если ТС нет, то закладывать водяные – это как в лицо харкнуть заказчику.
В ответ молчание. И через полчаса:
- Ну где там ТЗ, а то я в течение часа пообещал, напиши что-нибудь.
Все, вопрос решен. Я пишу не выдуманные вещи сейчас, это не фантастический «смищной» опус. И факт, что ТС на объекте не предусмотрено, тщательно замалчивается до момента выпуска проекта. Разумеется, с водяными калориферами. С придуманными (возьми средние!) параметрами теплоносителя. Ты дебил, проектировщик? Ты на кой водяные-то поставил, к чему мы их будем подключать, к водопроводному крану?
В этот момент манагера поблизости нет, он далеко. А если и присутствует, то не при делах, позевывает. Он свое дело сделал, обещал проект в три дня, вот вам проект, гоните бабки. А если такой косяк, так вот же он, тот, кто проектировал, а давайте его оштрафуем, чтоб неповадно было?
Сроки. Я уже давно не ведусь на этот бред, кто-то ведется? Во всех случаях, когда требовалось «сделать срочно», потом эта выполненная работа пылилась без надобности месяцами, а то и годами!!! Повторюсь: не в большинстве случаев, не в подавляющем большинстве случаев, а ВО ВСЕХ! Тем не менее, если с меня требуют выполнить трехдневный объем за день, я это сделаю, и качественно. У меня есть день, у меня есть ночь, у меня есть кофе и сигареты. Что делать наемному работнику, когда с него требуют то же самое, а ему еще вечером домой добираться на электричках? Он тоже это сделает – но как? Насколько это будет качественно? И виноват будет он. Потому что манагер пообещал, а проектировщик его подставил, такой вот нехороший шлимазл.
Я просто хочу обратиться к заказчикам: те, кто приезжают к вам на переговоры, могут оказаться специалистами высочайшего уровня. Я работал с ГИПами, перед которыми непроизвольно хотел упасть на колени. Это шутка, но если серьезно, то часто я был заворожен глубиной познания и красотой изложения некоторых специалистов. Хочется отметить, что все они старой школы, крепко за 60. Но бывает, что на их месте выступают мошенники, которым очень хочется в проектную сферу и очень хотят проектировать, аж кушать не могут, а когда доходит до реальных решений проблем, - прикрываются проектировщиками как щитами. Они могут быть как руководителями фирмы, так и наемными сотрудниками среднего звена. Они могут иметь броские с виду компании, солидный и умный вид, это не показатель. Их очень трудно выявить на начальном этапе, практически невозможно. Не с ними нужно общаться, а с рядовыми исполнителями. Они знают, о чем нужно спрашивать, они задают правильные вопросы, они запрашивают нужные исходные данные, и они не дают несбыточных сроков.
Я пытаюсь донести один простой факт, и его нужно понять: проектировщик ХОЧЕТ выполнить свою работу КАЧЕСТВЕННО. Для него это главное. Для любого, кто проработал в сфере хотя бы года три. Это происходит повсеместно: они остаются после работы по своей воле (без доплаты), они выходят в выходные, они берут работу на дом. Потому что они ХОТЯТ выпустить качественный продукт. Они не манагеры, для них качество впереди денег, такова уж специфика нашей профессии. Проектирование в России – одна из немногих вещей, которая остается сильнее бабла, не задавили еще.
Успех Генри Форда зависел прежде всего от того, что он никогда не слушал манагеров, а учитывал мнение обычных работников, – вы почитайте его книгу! И такие руководители есть: не гипотетически, я с ними работал. Даже разбираясь во всех тонкостях процесса, даже имея свое мнение относительно сроков и объема, они все равно лишний раз проконсультируются у исполнителя. И если мнение исполнителя отличается, они примут его сторону. Но таких управленцев очень мало. В то же время некомпетентных мошенников становится все больше. Мнения проектировщика часто никто не спрашивает. Он сидит там, за своим компьютером, окруженный со всех сторон представителями заказчика, ГИПом, старшим руководителем, средним руководителем, младшим руководителем, приятелем младшего руководителя, и у каждого из этих уважаемых людей находится весьма важное, и несомненно идущее на пользу проекту, указание. Или в середине процесса вдруг выясняются причудливые вещи: венткамера не та, ТУ не то, на кровле оборудование располагать нельзя, а еще по всем этажам появляются вдруг балки - итд. Все те вещи, которые проектировщик выяснит в первую очередь, прежде чем начинать работу. А если эта информация отсутствует, он объяснит, что она необходима, и что проектировать без нее – на ветер время и деньги. Но поскольку доступа к заказчику он не имеет, выясняет манагер, а то, что он не выяснил вовремя, или забыл, или недослышал, или пробухал, или вообще не было,- так это ерунда, проектировщик поправит быстро, мелочь же. Таким образом, в конечном итоге мы имеем продукт, подчекрыженный со всех сторон всеми, кому не лень, сделанный в условиях жесточайшей временной гонки.
Как по мне, то длинная цепочка между заказчиком и непосредственно исполнителем должна становиться как можно короче. Необходимо максимально реализовать уравнение «проект = проектировщик», а уж братья по оружию не подведут, я уверен в этом. Двусторонняя связь всегда идет на пользу делу, глухой телефон – никогда.
Прошу прощения за эмоции
