Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Низковольтный выключатель двигателей 380 В из мокрого помещения
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Автоматизация систем
Prester
Нужен выключатель для механической безопасности.

Пуск и останов двигателей механизмов управляется кнопками через частотные преобразователи (ЧП).
Механики, нажав на такой "программный стоп", смело лезут настраивать и ремонтировать, но это имхо небезопасно, тк ПЧ может быть неисправен/сработать ненадлежаще или произойти замыкание цепи пуск ( достаточно несколько мА при 24 В) и система неожиданно придет в движение.

Электрощит с ЧП и автоматическими выключателями вынесен из мокрой зоны в дальнюю менее мокрую часть помещения, поэтому бегать к нему включать-выключать питание ЧП по 5-15 раз за одну наладку для механиков неудобно.

Как по нормативам организовать низковольтное управление из мокрой зоны остановом (выкл. безопасности), физически прерывающим питание к ЧП ?

Можно ли использовать в качестве такого дополнительного выключателя электромеханический контактор, включенный перед ПЧ ?
(тк разрывать цепь ЧП-двигатель в о время работы нельзя).

Можно ли применять 3-ф твердотельные реле ?
yozik
Цитата(Prester @ 23.6.2018, 11:05) *
Нужен выключатель для механической безопасности.

"Ремонтный" выключатель это вобще-то просто выключатель нагрузки
ломатся там нечему, есть уже готовые в коробках с хорошим IP
так что и тонуть тоже особо нечему
Цитата(Prester @ 23.6.2018, 11:05) *
Можно ли использовать в качестве такого дополнительного выключателя электромеханический контактор, включенный перед ПЧ ?

производители ЧП обычно так и рекомендуют
Цитата(Prester @ 23.6.2018, 11:05) *
Можно ли применять 3-ф твердотельные реле ?

нет,
Prester
Цитата(yozik @ 23.6.2018, 11:34) *
1. "Ремонтный" выключатель это вобще-то просто выключатель нагрузки
ломатся там нечему, есть уже готовые в коробках с хорошим IP
так что и тонуть тоже особо нечему
2. производители ЧП обычно так и рекомендуют


1. Помещение мокрое, оборудование после работы моется в том числе снаружи и выключатели 380В кроме ЭЩ разместить физически негде.

2. А как организовать размыкание по нормам при помощи низковольтной цепи. Промежуточное эл-мех реле на 24В разрешается?
По самые по...
В мокрой зоне устанавливается только двухкнопочный пост (Пуск-Стоп), трехверёвочный, с соответствующим IP. Провода тянутся в сухую зону, где размещается промежуточное реле, с перекидными контактами, с катушкой на 24В, самоподхватом при пуске и разблокировкой при стопе. Одна пара нормально-замкнутых контактов промежуточного реле разрывает цепь пуска ПЧ и останавливает частотник. Вторая пара нормально-замкнутых контактов промежуточного реле подключается паралельно нормально-замкнутым контактам перекидного реле частотника, которые запрограммированы на размыкание при работе частотника и замыкаются только при полном останове двигателя. Совместно они разрывают цепь питания катушки входного контактора питания ПЧ.
Alexander_I
Вообще-то, включать и выключать ПЧ без особой необходимости "по 15 раз за одну наладку" - ни один производитель не рекомендует.
По самые по...
Цитата(Alexander_I @ 23.6.2018, 15:01) *
Вообще-то, включать и выключать ПЧ без особой необходимости "по 15 раз за одну наладку" - ни один производитель не рекомендует.


При чём тут производитель? Речь идет о безопасности!
ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования.

ГОСТ 31840-2012 Насосы погружные и агрегаты насосные. Требования безопасности.
Kotlovoy
ПУЭ
5.3.31. При наличии дистанционного или автоматического управления электродвигателем какого-либо механизма вблизи последнего должен быть установлен аппарат аварийного отключения, исключающий возможность дистанционного или автоматического пуска электродвигателя до принудительного возврата этого аппарата в исходное положение.
Не требуется устанавливать аппараты аварийного отключения у механизмов:
а) расположенных в пределах видимости с места управления;
б) доступных только квалифицированному обслуживающему персоналу (например, вентиляторы, устанавливаемые на крышах, вентиляторы и насосы, устанавливаемые в отдельных помещениях;
в) конструктивное исполнение которых исключает возможность случайного прикосновения к движущимся и вращающимся частям; около этих механизмов должно быть предусмотрено вывешивание плакатов, предупреждающих о возможности дистанционного или автоматического пуска;
г) имеющих аппарат местного управления с фиксацией команды на отключение.
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=89924
Kotlovoy
У некоторых частотников есть специальные клеммы для аварийного останова. Например:


По самые по...
Цитата(Kotlovoy @ 23.6.2018, 17:14) *
У некоторых частотников есть специальные клеммы для аварийного останова. Например:


Да не аварийный останов тут нужен, а защита от неожиданного пуска.

ГОСТ Р 51343-99 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска

Читайте и применяйте! Я схему для конкретного случая выше привёл, причем с плавным остановом, чтобы сто раз не бегать к щиту.
Kotlovoy
Ну так это и не просто аварийный останов, это функция безопасного снятия питания для экстренного останова. Как я понимаю, эта функция как раз и предназначена для безопасного отключения, так её и позиционирует производитель.
Alexander_I
Цитата(По самые по... @ 23.6.2018, 15:22) *
При чём тут производитель? Речь идет о безопасности!
ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования.

ГОСТ 31840-2012 Насосы погружные и агрегаты насосные. Требования безопасности.

Да если конденсаторов два мешка в углу стоит - включайте и выключайте ради забавы. Кто-ж не дает?
Kotlovoy
Из инструкции к частотному преобразователю:
Safe Torque Off (STO)
Функция Safe Torque Off (STO, безопасное отключение
крутящего момента) является компонентом системы
управления эксплуатационной безопасностью. STO
предотвращает генерирование устройством
напряжения, требуемого для вращения двигателя,
обеспечивая тем самым защиту в аварийных ситуациях.
Функция STO разработана и одобрена для применения
в соответствии со следующими требованиями:
• IEC/EN 61508: 2010 SIL2
• IEC/EN 61800-5-2: 2007 SIL2
• IEC/EN 62061: 2012 SILCL уровня SIL2
• EN ISO 13849-1: 2008, категория 3 PL d
Для достижения требуемого уровня эксплуатационной
безопасности необходимо правильно выбрать и
применить компоненты в системе управления
безопасностью. Перед использованием функции STO
выполните тщательный анализ установки на предмет
возможных рисков, чтобы определить, являются ли
функция STO и уровни безопасности подходящими и
обоснованными.
Функция STO в преобразователе частоты управляется
через клеммы управления 37 и 38. Когда функция STO
активируется, питание цепей на верхней и нижней
сторонах драйверов затворов IGBT отключается.
По самые по...
Цитата(Kotlovoy @ 23.6.2018, 18:18) *
Ну так это и не просто аварийный останов, это функция безопасного снятия питания для экстренного останова. Как я понимаю, эта функция как раз и предназначена для безопасного отключения, так её и позиционирует производитель.


Это предназначено для прекращения вращения двигателя (снимается управление с драйверов ИГБТ-ключей), например при вхождении человека в опасную зону.
А ТС разбирает другой случай. Мотор уже выключен со щита, и даже может и напруга снята и плакатик висит НЕ ВКЛЮЧАТЬ!. А люди ремонтируют движок в отдаленном от щита помещении, да еще и сыром, и не хотят, чтобы какой-нибудь дурак снял табличку и произвел запуск. Поэтому им нужен кнопочный пост на месте ремонта, с которого можно запретить пуск, а можно и включить и проверить работу мотора.
Kotlovoy
Ну он же не хочет в сырое помещение провода тащить, и посты кнопочные ставить, ни с каким IP, вплоть до 67? А так - ничто не мешает на клеммы управления функцией STO повесить пост, благо слаботочка. Можно и кнопки пуск/стоп туда вкорячить. Хотя я не раз наблюдал и слышал историй, как на глазах потерявшего дар речи ремонтника какой-нибудь чудак на букву М снимает плакатик и врубает оборудование со словами - чего стоим, работать надо! Тут не плакатик нужен, а дверца с замком, и ключ не сверху щита, а на верёвочке на шее.
По самые по...
Цитата(Kotlovoy @ 23.6.2018, 19:08) *
Ну он же не хочет в сырое помещение провода тащить, и посты кнопочные ставить, ни с каким IP, вплоть до 67? ...


Где он такое сказал?
Я ему предлагаю на пост тянуть всего три провода (24В)
Prester
Цитата(Kotlovoy @ 23.6.2018, 17:14) *
У некоторых частотников есть специальные клеммы для аварийного останова.


Имеете ввиду STO - Safe Torque Off ?
Prester
Цитата(По самые по... @ 23.6.2018, 17:47) *
Да не аварийный останов тут нужен, а защита от неожиданного пуска.


Именно так. Сейчас к ЭЩ с ПЧ идут три провода от поста ПУСК-СТОП, но это программное управление без защиты от неумышленного пуска, который возможен из-за неисправности оборудования.




Цитата(По самые по... @ 23.6.2018, 18:50) *
Это предназначено для прекращения вращения двигателя (снимается управление с драйверов ИГБТ-ключей), например при вхождении человека в опасную зону.
А ТС разбирает другой случай. Мотор уже выключен со щита, и даже может и напруга снята и плакатик висит НЕ ВКЛЮЧАТЬ!. А люди ремонтируют движок в отдаленном от щита помещении, да еще и сыром, и не хотят, чтобы какой-нибудь дурак снял табличку и произвел запуск. Поэтому им нужен кнопочный пост на месте ремонта, с которого можно запретить пуск, а можно и включить и проверить работу мотора.



Не другой случай, плакат не висит и механики в ЭЩ автомат не выключают. После нажатия программного СТОП на кнопочном посте, лезут в "надежно остановленный" механизм.

crm00168
В щите по идее деж. электрик отключает.
wild
Цитата(Prester @ 23.6.2018, 11:05) *
Нужен выключатель для механической безопасности.
...
Можно ли использовать в качестве такого дополнительного выключателя электромеханический контактор, включенный перед ПЧ ?
(тк разрывать цепь ЧП-двигатель в о время работы нельзя).


Когда отключат этим контактором ПЧ, как определят момент разрядки конденсаторов в звене постоянного тока?
Мне кажется в Вашем случае не нужно городить огород. Мокрое помещение, обслуживание электроустановки - работа только по наряду, а там ответственный за электрохозяйство сам определит меры безопасности. Не стоит лезть с техническим инноваторством в места регулируемые нормативными актами.

Но если с технической точки зрения смотреть можно реализовать так:
на питание ПЧ установить автоматический выключатель с независимым расцепителем;
на выходе ПЧ установить контактор с управлением от реле ПЧ с питанием катушки от звена постоянного тока ПЧ;
сигнал аварийного отключения системы безопасности подавать на независимый расцепитель;
сигнал штатного останова должен должен вызывать стоп ПЧ и после установления скорости "0" снимать напряжение с катушки контактора;
сигнал штатного пуска должен вызывать подачу напряжения на катушку контактора и далее с задержкой рампу пуска ЧП.
kosmos440o
Поставить рубильник возле движка и не париться. Отключать со щита и потом рубильником. Включать в обратном порядке. При случайном изменении порядка пару раз ничего страшного не произойдёт, если ЧП правильно настроен.
Всё остальное не гарантирует, что неожиданный пуск не произойдёт. Особенно табличка "Не включать". Были случаи.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.