Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Дымоудаление из паркинга с электромобилями
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Противопожарные инженерные системы зданий > Противодымная защита
dflaer
Добрый день, коллеги!

Подскажите, пожалуйста, какие нюансы есть при расчете дымоудаления из подземного паркинга при размещении там электромобилей и зарядных станций к ним? Какую мощность тепловыделения от электромобилей необходимо принимать в расчетах? Пропускает ли МЧС устройство машиномест для зарядки электромобилей без выделения в пожарную секцию, обеспечив (по умолчанию) соблюдение установленных требований пожарной безопасности в части выделения указанных машиномест и их оборудования требуемым комплексом систем противопожарной защиты?
Skripun
Добрый день.
При возгорании электромобиля - конечно есть свои тонкости в расчёте систем дымоудаления-но в действующих нормах это никак не отражается.
Более того на этот вопрос я не смог получить ответ и на семинаре по противодымной вентиляции, который проводил один из составителей МР к СП7.13130 - да, особенности есть, но как их учесть - исследования мы не проводили.

На мой взгляд проблема ещё в том, что даже если Вы найдёте какую-то информацию по этому вопросу в иностранных нормах или кто-то из коллег Вам подскажет что-то - то это потом практически невозможно объяснить проверяющему эксперту - откуда Вы это взяли.

Из того что я видел - пока все считают электромобили как обычные автомобили.

Пожарные часто выделяют зону зарядки как минимум в отдельное помещение с огнестойкими перегородками - а иногда и в отдельную пожарную секцию - это у кого какая фантазия и административный ресурс в согласовании СТУ.
ИОВ
Цитата(Skripun @ 15.4.2024, 11:11) *
Пожарные часто выделяют зону зарядки как минимум в отдельное помещение с огнестойкими перегородками - а иногда и в отдельную пожарную секцию - это у кого какая фантазия и административный ресурс в согласовании СТУ.

По размещению сейчас есть конкретные указания в п. 6.2.12 СП 113.13330.2023.

По мощности тепловыделений в этой статье:
Цитата
До недавнего времени проектная мощность пожара электромобиля имела заниженные значения на уровне 3–4 МВт, что вызывало обоснованные сомнения. В последней редакции отечественного стандарта [4] следовало принимать данный параметр по результатам экспериментальных исследований. В настоящее время при проектировании автостоянок мощность пожара электромобиля принимается равной 10 МВт, что в два раза больше, чем при пожаре легкового автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

А здесь познавательная информация про пожары с электромобилем.
Skripun
"В настоящее время при проектировании автостоянок мощность пожара электромобиля принимается равной 10 МВт, что в два раза больше, чем при пожаре легкового автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания."
А кем принимается и на основании каких норм это можно обосновать проверяющему эксперту (10МВт)? При данной мощности очага пожара производительность системы ДУ из привычных 45000 м3/ч (приблизительно) - сильно увеличивается - и заказчик сильно недоумевает и просит обосновать увеличенную цифру. Обосновывать её статьёй в журнале (я без претензий - просто действительно не понимаю как это сделать)?

Просто из моего опыта проектирования, даже ссылки на NFPA не всегда является аргументом для заказчика или эксперта экспертизы - они просят показать где в наших нормах это прописано. И если этого нет - то и разговора нет...
ИОВ
Цитата(Skripun @ 17.4.2024, 13:03) *
Обосновывать её статьёй в журнале (я без претензий - просто действительно не понимаю как это сделать)?

Тогда только обращение во ВНИИПО, а вовсе не на Форум д.б.

Цитата(Skripun @ 17.4.2024, 13:03) *
Просто из моего опыта проектирования, даже ссылки на NFPA не всегда является аргументом для заказчика или эксперта экспертизы - они просят показать где в наших нормах это прописано. И если этого нет - то и разговора нет...

В МР ВНИИПО в библиографии указан NFPA 92В - значит, ссылка на него легитимна. Т.е. можно применять в качестве справочника в частях, не противоречащих указаниям норм РФ.
Konstantin T.
Посмотрите видео, как полыхают аккумуляторы электромобилей. Там дымообразование гораздо интенсивнее, чем от обычного автомобиля. Справедливо, что 10МВт, но норм пока нет.
NOVIK_N
Цитата(ИОВ @ 15.4.2024, 12:34) *
По мощности тепловыделений в этой статье:
"В настоящее время при проектировании автостоянок мощность пожара электромобиля принимается равной 10 МВт"

С каких это пор голословные утверждения стали предметом пропагандирования?
NOVIK_N
Если же оперировать научными данными, то нужную информацию можно почерпнуть, например здесь. В статье указывается, что мощность тепловыделения легкового электромобиля составляет 7 МВт.
инж323
Только ведь всё одно статью в проект не пришьешь, а еще чего либо нормоутверждающего тоже не видел Даже методики для индивидуального расчета, хотя и Приус и та же Тесла дадут разное колво МВт при горении, да и никто не скажет будет ли именно Тесла стоять на этом мм и загорится ли она в какой то из дней.
ИОВ
Цитата(NOVIK_N @ 27.4.2024, 11:09) *
С каких это пор голословные утверждения стали предметом пропагандирования?

А с каких это пор цитирование какой-то статьи стало пропагандированием?
Вы тоже цитируете другую статью. Или теперь только Вам разрешено что-либо цитировать? newconfus.gif

Но главное для проектировщиков совсем в другом - Skripun и инж323 совершенно правы:
Цитата(инж323 @ 29.4.2024, 13:19) *
Только ведь всё одно статью в проект не пришьешь...

А то, что показатели в разных статьях отличаются в 1,5 раза, только усугубляет неопределённость ситуации.
инж323
А кто проходил экспертизу с такой пожнагрузкой от электроавто, может ли прокатить верификационное упоминание в задании на проектировании такой цифры? Даже не важно её точное значение, вот само указание такой цифры достаточно для эксперта и проекта с не бюджетными деньгами? И аналогичное с бюджетными?
AI 155
Monica
Понимаю Ваш вопрос. В данном случае выбор мощности пожара электромобиля в 10 МВт основан на рекомендациях, приведенных в следующих нормативных документах:

NFPA 855 "Standard for the Installation of Stationary Energy Storage Systems" (Национальный стандарт пожарной безопасности США для установки стационарных систем накопления энергии). Этот стандарт рекомендует использовать для расчета систем пожаротушения значение максимальной мощности пожара электромобиля в 10 МВт.

TR 69 "Fire safety in buildings with lithium-ion battery energy storage systems" (Технический отчет Международной комиссии по пожарной безопасности). Данный документ также указывает на использование значения 10 МВт как типовой мощности пожара электромобиля.

Таким образом, принятие мощности пожара электромобиля равной 10 МВт основано на рекомендациях авторитетных международных организаций по пожарной безопасности. При общении с проверяющими экспертами можно сослаться на эти нормативные документы для обоснования данного значения.
инж323
С этими ответами Моника может Клинтону советовать, а эти нормы к РФ отношения не имеют, даже если вождь племени Тумба Юмба посоветует их придерживаться имея свои гастрономические воззрения на сгоревших в электромобиле.
ИОВ
Цитата(AI 155 @ 29.4.2024, 17:09) *
Monica
... В данном случае выбор мощности пожара электромобиля в 10 МВт основан на рекомендациях, приведенных в следующих нормативных документах:

NFPA 855 "Standard for the Installation of Stationary Energy Storage Systems" (Национальный стандарт пожарной безопасности США для установки стационарных систем накопления энергии). Этот стандарт рекомендует использовать для расчета систем пожаротушения значение максимальной мощности пожара электромобиля в 10 МВт.

TR 69 "Fire safety in buildings with lithium-ion battery energy storage systems" (Технический отчет Международной комиссии по пожарной безопасности). Данный документ также указывает на использование значения 10 МВт как типовой мощности пожара электромобиля.

Цитата(NOVIK_N @ 28.4.2024, 23:54) *
Если же оперировать научными данными, то нужную информацию можно почерпнуть, например здесь. В статье указывается, что мощность тепловыделения легкового электромобиля составляет 7 МВт.

Ага! Т.е. ув. NOVIK_N пропагандирует laugh.gif цитирует статью с научными данными, игнорируя по каким-то причинам NFPA 855.
Я вполне допускаю справедливость любого из этих значений по разным исследованиям и научным данным любых/разных стран. Но для проектировщиков РФ определённое значение станет легитимным только по указаниям наших норм или, хотя бы, по письму ВНИИПО.
Skripun
Из моего опыта - эксперта экспертизы вполне можно убедить про 10 МВт - они не особо сопротивляются такой цифре (но и не пропагандируют её сами - написали и написали).
Сложнее договориться с проверяющим специалистом заказчика. Обычно такой специалист сражается за размеры шахт и венткамеры как лев и к сожалению, часто не особо включая голову - и требует привести конкретный пункт откуда эта цифра взята именно из норм РФ. На всякие NFPA ему очень всё равно.
NOVIK_N
Цитата(ИОВ @ 29.4.2024, 15:23) *
А с каких это пор цитирование какой-то статьи стало пропагандированием?
Вы тоже цитируете другую статью. Или теперь только Вам разрешено что-либо цитировать?

Посмотрите внимательнее. В пропагандируемой Вами статье голословное утверждение о 10 МВт, а в моей ссылке информация о многочисленных экспериментах. И я читал недавно, что Минстрой благосклонно относится к подобным материалам,особенно, если отсутствуют отечественные указания. В подобной ситуации, мне непонятны прогнозируемые отказы экспертизы от восприятия зарубежных научных данных.


Цитата(AI 155 @ 29.4.2024, 17:09) *
... выбор мощности пожара электромобиля в 10 МВт основан на рекомендациях, приведенных в следующих нормативных документах:
NFPA 855 "Standard for the Installation of Stationary Energy Storage Systems" (Национальный стандарт пожарной безопасности США для установки стационарных систем накопления энергии). Этот стандарт рекомендует использовать для расчета систем пожаротушения значение максимальной мощности пожара электромобиля в 10 МВт.
TR 69 "Fire safety in buildings with lithium-ion battery energy storage systems" (Технический отчет Международной комиссии по пожарной безопасности). Данный документ также указывает на использование значения 10 МВт как типовой мощности пожара электромобиля.
Таким образом, принятие мощности пожара электромобиля равной 10 МВт основано на рекомендациях авторитетных международных организаций по пожарной безопасности. При общении с проверяющими экспертами можно сослаться на эти нормативные документы для обоснования данного значения.

Интересная картина получается, коллега. Внимательно просмотрел стандарт NFPA 855-2023 и не обнаружил никакой рекомендации о которой вы говорите. Не могли бы вы сослаться на конкретный пункт документа?

И об отчете TR 69 таинственной "Международной комиссии по пожарной безопасности" не нашел следов в Интернете. Не могли бы вы привести как пишется название этой комиссии на английском.
ИОВ
Цитата(NOVIK_N @ 2.5.2024, 16:32) *
Посмотрите внимательнее. В пропагандируемой Вами статье голословное утверждение о 10 МВт, а в моей ссылке информация о многочисленных экспериментах.

Вполне возможно, что голословное (с Вашей точки зрения) утверждение основано на знакомстве авторов статьи с NFPA 855 (правда, это по данным от ИИ). Или авторы NFPA 855 тоже с "потолка" своё значение взяли?
И ещё раз - цитирование какой-либо статьи не является пропагандированием.


Цитата(NOVIK_N @ 2.5.2024, 16:32) *
И я читал недавно, что Минстрой благосклонно относится к подобным материалам,особенно, если отсутствуют отечественные указания. В подобной ситуации, мне непонятны прогнозируемые отказы экспертизы от восприятия зарубежных научных данных.

Вы просто никогда не сталкивались с реальными экспертами наших проектов. bang.gif
А если зарубежные научные данные различаются по значению в 1,5 раза, то выбор проектировщиком и экспертом такой информации может фатально не совпасть.
Кроме того, большинство наших экспертов и российские-то нормы плохо знают или неверно самостоятельно интерпретирует. До иностранных вообще не доросли, тем более до каких-то выводов и сравнений.
инж323
Так тут даже и не важны ни сами приведенные циферки в неких документах не имеющих легетимности в РФ, ни сами эти документы, да и собственно сами "многочисленные исследования" тоже к нормативно-правовой базе РФ отношения не имеют.
Сродни взятым с потолка" для отопления надо 100 Вт на квадрат площади" и куда её только не сунут- м в подбор мощности покупаемых клиентом в магазине отопприборов и там же для выбора мощности котла и т.д. прям на все пригодная циферка.
NOVIK_N
Цитата(ИОВ @ 2.5.2024, 16:54) *
Вполне возможно, что голословное (с Вашей точки зрения) утверждение...

Голословное по факту, потому что нет ссылки на источник утверждения.

Цитата(ИОВ @ 2.5.2024, 16:54) *
...если зарубежные научные данные различаются по значению в 1,5 раза...

Как легко Вы берете голословные утверждения на веру. Давайте дождемся ответа на мой вопрос относительно отсутствия в NFPA 855 информации о 10 МВт. Если не будет ссылки на конкретный пункт, считайте это инженерным фейком.

Цитата(ИОВ @ 2.5.2024, 16:54) *
большинство наших экспертов и российские-то нормы плохо знают или неверно самостоятельно интерпретирует. До иностранных вообще не доросли...

Я не оцениваю знания экспертов. Я говорю, что отсутствует отечественная норма, а проектировать надо. Что делать? Включать инженерные мозги или голосовать расчетом индивидуального пожарного риска?
ИОВ
Цитата(NOVIK_N @ 2.5.2024, 18:11) *
Я не оцениваю знания экспертов. Я говорю, что отсутствует отечественная норма, а проектировать надо. Что делать? Включать инженерные мозги или голосовать расчетом индивидуального пожарного риска?

Дело в том, что разные инженерные мозги могут приходить к разным умозаключениям - т.е. по факту результаты/выводы проектировщика и эксперта или Заказчика могут не совпадать. Об этом и писАл Skripun.
В п. 6.2.12 СП 113.330.2023 изложены требуемые противопожарные мероприятия при размещении в стоянках электромобилей. По-хорошему, следовало бы указать и мощность тепловыделений при горении электромобиля. А без неё проектировщиков обрекли на поиски "того, не знаю что" и бесполезные прения с экспертами и Заказчиками.
NOVIK_N
Цитата(ИОВ @ 2.5.2024, 19:09) *
проектировщиков обрекли на поиски "того, не знаю что" и бесполезные прения с экспертами и Заказчиками.

Это происходит от того, что мы слишком долго гордились своими СНиПами, не замечая их деградации, а в некоторых проявлениях и гордится было нечем. Поэтому у нас не культивировался такой вид инженерной деятельности, как консалтинг проектировщиков (не считать же таковым пресловутый расчет индивидуального пожарного риска). В более развитых странах инженерный консалтинг является обязательным при проектировании зданий.

Для нас является диковинкой функционально-целевое проектирование, по недоразумению называемое у нас "параметрическим". Привычка к бюрократическому мышлению сделала из проектировщика инженера, не воспринимающего технические решения без опоры на предписывающие нормы. Без освоения современных инженерных подходов, с причитанием о неграмотной экспертизе ситуацию улучшить невозможно. Еще раз задаюсь риторическим вопросом. Если проект опирается на общепризнанные мировые методики расчетов, исчерпывающие экспериментальные результаты, что можно противопоставить этому при отсутствии отечественных норм?
AI 155
ИИ не колется откуда взял информацию
NOVIK_N
Цитата(AI 155 @ 2.5.2024, 21:09) *
ИИ не колется откуда взял информацию

Вот и порешили. Ссылка ошибочная, практически фейк.
AI 155
Можете сами попробовать, это просто приложение в гугл, у меня бесплатный лимит кончился.
инж323
Цитата(ИОВ @ 2.5.2024, 19:09) *
А без неё проектировщиков обрекли на поиски "того, не знаю что" и бесполезные прения с экспертами и Заказчиками.

Тут сложней. Заказчик тоже состоит из многих "единиц" принимающих решение и руководящих всевозможными "хочу".
Коммерческие деньги, есть люди дающие деньги и есть техзаказчик. Вот для техзака есть почти везде уже ограничение- "или убеждаешь в обоснованности чем хочешь и даю деньги на "вот это", либо показываешь норматив , где это прописано и необходимо, иначе всё это звучит от рядового сотрудника "я так хочу", а своими хотелками "идите в сад" или сам дай денег на "это". В случае "убедил", то все норм и можно вписать в задание на проектирование и вот вам типа верификационные требования. А если есть в нормах, то валидационные требования.
Бюджет. Все в нормах и любое отклонение- несанкционированная трата бюджетных денег и потом доказывай, что это не распил какой то.Даже для "большого начальства" так, сегодня ты подписал целесообразность трат на это, а завтра доказываешь, что не попилил денежку на какую то ненормативную ерунду. А в инете шушуканье. вот мол еще одни допилились, так их гадов, интересно сколь им дадут или опять отмажут?
NOVIK_N
Цитата(AI 155 @ 2.5.2024, 21:39) *
Можете сами попробовать, это просто приложение в гугл, у меня бесплатный лимит кончился.

Без проблем. NFPA 885-2020, п. 4.5.1: "4.5.1 Зарядка и хранение. Для целей раздела 4.5 зарядка и хранение должны охватывать операции, в ходе которых мобильные системы хранения энергии заряжаются и хранятся, чтобы быть готовыми к развертыванию на другом участке, и где они заряжаются и хранятся после развертывания."

NFPA 885-2023, п. 4.5.1: "Горючие материалы, не относящиеся к мобильным системам хранения энергии, не должны храниться в специальных помещениях, шкафах или корпусах, содержащих оборудование мобильных систем хранения энергии."

Бывает. У самого, иногда врежется в память, что прочитал где-то, а потом не могу найти, где это было написано.
dflaer
Цитата(NOVIK_N @ 2.5.2024, 22:22) *
NFPA 885-2023


А есть этот стандарт в pdf в оригинале почитать?
AGAG
а разве 5Мвт это не некая усреднённая цифра принятая для всех легковых автомобилей, в том числе и электрических?
просто цифра эта получена в те замшелые времена, когда электромобиль был "маленькой смешной игрушкой"
поскольку времена изменились, то изменились и электромобили - просто как всегда норма не успевает за жизнью)))
правда я думал что бензин как раз дает много тепла, а литий много вредных гадостей (а тепла там сопоставимое с бензином количество) - да и в статье есть вывод о том что при горении электромобиля это более существенный фактор

и в любом случае считаем то расчетный режим, а работает ДУ при эвакуации - другие температуры, другие расходы

и стоит ли так заморачиваться, пока не изменена нормативная база? ведь в жизни на место электромобиля с 10Мвт может встать "хамер" какой-нибудь на 15мВт или мотоцикл на 1,5Мвт - и что тогда?
ИОВ
Цитата(AGAG @ 8.5.2024, 17:08) *
а разве 5Мвт это не некая усреднённая цифра принятая для всех легковых автомобилей, в том числе и электрических?

С учётом указаний по обеспечению пож. безопасности при хранении электромобилей в п. 6.2.12 СП 113.13330.2023 приходится сделать вывод, что это не так.


Цитата(AGAG @ 8.5.2024, 17:08) *
и в любом случае считаем то расчетный режим, а работает ДУ при эвакуации - другие температуры, другие расходы

По СП 7:
Цитата
7.1 ...
Системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий (далее - противодымной вентиляции) должны обеспечивать блокирование и (или) ограничение распространения продуктов горения в помещения безопасных зон и по путям эвакуации людей, в том числе с целью создания необходимых условий пожарным подразделениям для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и локализации очага пожара в здании.

"Практические рекомендации" от ББ:
Цитата
Вопрос
Как должна отключаться система противодымной вентиляции - автоматически или вручную? По какому сигналу или кем?

Ответ
Нормативные документы не регламентируют автоматическое отключение системы противопожарной защиты. Ее отключают вручную по команде руководителя тушения пожара. Он принимает соответствующее решение после ликвидации очага пожара, т.е. система должна гарантированно работать в течение заданного времени - 2 ч, 1 ч, 30 мин - в зависимости от требований действующих нормативных документов.
dflaer
Судя по мнению нормативно-технического совета (протокол от **.**.2024 года № **), у них вопросов тоже достаточно много и нет единой выработонной позиции, все дано на откуп экспертизы. Опять вспоминаются времена рождения СП 7...
AGAG
Цитата(ИОВ @ 8.5.2024, 19:03) *
С учётом указаний по обеспечению пож. безопасности при хранении электромобилей в п. 6.2.12 СП 113.13330.2023 приходится сделать вывод, что это не так.


не очень понятно, откуда такой вывод? по мне так пункт говорит о опасности зарядки автомобилей в большом количестве одновременно (ведь если машинок меньше 10 то и не надо ничего сверху)))
то есть в этом помещении происходит процесс зарядки (а это самое опасное действие с любым аккумулятором) без контроля человека - вот и наделали мероприятий дополнительных

на счет обеспечения работы пожарных - не подумал (как то довлеет большое помещение, мало людей, много выходов), кроме того, как мне подумалось, что как раз в автостоянке расчетный режим наступит очень быстро
NOVIK_N
Цитата(AGAG @ 13.5.2024, 10:06) *
мне подумалось, что как раз в автостоянке расчетный режим наступит очень быстро

Время разгорания обычного легкового автомобиля 15 мин. Подтверждено многочисленными экспериментами.
ИОВ
Цитата(NOVIK_N @ 13.5.2024, 13:45) *
Время разгорания обычного легкового автомобиля 15 мин. Подтверждено многочисленными экспериментами.

Это и есть более реальное время для прибытия и развёртывания пож. подразделения, в отличие от нормативно установленных 10 мин в городе.
NOVIK_N
Цитата(ИОВ @ 13.5.2024, 14:26) *
Это и есть более реальное время для прибытия и развёртывания пож. подразделения, в отличие от нормативно установленных 10 мин в городе.
10 минут только на прибытие. Развертывание не нормируются. Поэтому и очевидны натяжки при определении площади очага пожара по "базе Кошмарова".
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.