Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Причина гибели чиллера.
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Кондиционирование, вентиляция, микроклимат в помещениях > Холодоснабжение
M.Mar
Уважаемые коллеги!
Был чиллер. 700 кВ.
Два винтовых компрессора. Конденсатор охлаждаемый воздухом. Кожухотрубный двух-контурный испаритель типа flooded а точнее "falling film" - вода (без гликолей) течет внутри трубок, хладоагент R134a испаряется в межтрубном пространстве. На каждый контур по электронному раширительному клапану (EEV).
Доподлинно известно что внезапно и на несколько часов прекратилась подача электричества на весь цех.
Скорее всего, когда электричество вернулось, дежурный по смене нажимал кнопку "Пуск" до тех пор пока не понял, что чиллер не заработает.
Результаты посмертного анализа: Оба компрессора погибли. В трубках испарителя найдено полтора десятка рваных дыр изнутри наружу в обоих контурах, в случайных местах по длине и по объему теплообменника.
Существуют две версии:
Первая версия.
Поскольку шаговый мотор данного EEV в момент потери питания остается на том месте, где был застигнут (подтверждается каталогом производителя EEV), жидкий хладоагент из конденсатора под его высоким давлением бесконтрольно расширился, перетек в испаритель, испарился и заморозил воду в трубках (насос тоже не работал). Что было дальше понятно.
Два опытных холодильщика категорически не согласны с этой версией, утверждая, что давление в испарителе мгновенно поднимется и все дальнейшие процессы будут происходить при температуре выше нуля.
Вторая версия.
Обмерзание произошло при запуске после возвращения питания.
Перебой в питании каким-то образом повлиял на защиты и на запуск насоса. Насос напрямую к контроллеру чиллера не привязан. Видимо запускался с какого-то внешнего заводского пульта вместе с чиллером.
Либо произошло еще какое-то стечение обстоятелств.
Возможно есть еще версии?
На данный момент вопрос имеет уже чисто теоретическое значение.
Практически интересно - ставить-ли UPS на EEV если производитель чиллера об этом не позаботился?
Буду благодарен за ваши мнения.
starter
Мдааа.Какой модели чиллер?Первый вариант отпадает на100%.Ясно что не сработала автоматика.Реле протока и датчики температуры проверяли? Ограничение по температуре выходящей воды посмотрите в уставках.А после ремонта привяжите запуск насосов к чиллеру.А ЭРВ здесь совсем непричём.
Удачи!!!
airwave
Перетекание как пить дать. Плюс ко всему тепловая инерция. Объем хреона большой, а воды меньше. Протока нет. Хреон быстро замораживает трубки и они лопаются.
Так что холодильщики не опытные. Мгновенно в охлажденном испарителе ничего не получится, тем более хреон будет перетекать из высокого в низкое, пока давление не уравняется, а при отсутствии теплопритоков быстро это не произойдет.
yawin
первый вариант однозначно.
Если есть проблемы с питанием то лучше всего перед ЭРВ поставить соленоид или ставить UPS на контроллер.
snovell
Возможны оба варианта. В моей практике разное случалось. А по первому варианту - компания TRANE настоятельно рекомендует останавливать насос
спустя 5 минут после остановки чиллера.
Ежели реле протока исправно - 100% вариант 1.
vadim999
"100 пудов" - первый вариант. Сторонники 2-ого и -двух вариантов, сдается мне, забыли режим "откачки испарителя" перед штатной !!! остановкой компрессора(ов) от "кнопки" или по автоматике. Историческая справка. В 60 г.г. (прошлого века) решили сэкономить на дорогих ТРВ и заменили их капиллярными трубками на ... водоохладителях в автоматах газ.воды (были такие, которые стояли на улицах); рессиверы, правда сняли, а компрессора оставались сальниковыми, и понеслись массовые разморозки спарителей. "Вскрытия" показывалаи такую-же картину. Причина- небольшие утечки фреона на фоне импульсно-неравномерного расхода воды. Через некоторое время "экономию" отменили.
kord
Я считаю, что верна вторая версия причин аварии.
И вот почему:
1. кожухотрубный испаритель затопленного типа -очень инерционный аппарат. Предположим что на стационарном режиме (перед аварией) температура испарения была +4С. Это если параметры безопасности чиллера были в норме. А если САЗ была "загрублена" и температура кипения была в минусе, то это будет третья версия - неправильные уставки САЗ.
2. При внезапном изчезновении питания и открытой подаче фреона температура в испарителе будет повышаться от +4С. И чем больше открыт дроссель, тем быстрее.
3. При пуске компрессора без протока хладоностителя и с полным испарителем (фреон перетек туда при открытом дросселе) произойдет объемное вскипание фреона и многочисленные локальные очаги понижения температуры. Инерционность винтового компрессора при этом достаточна для создания значительных отрицательных температур в испарителе.
4. Результат очевиден.

Считаю, что причин аварии две:
1. Отсутствие проектной САЗ. Хотя бы блок контакт пускателя насоса включить в схему защиты чиллера
2. Неправильные действия эксплуатационного персонала при запуске. Инструкцию надобно вывесить.
Михаил
starter
Абсолютно согласен с kord,перетекание,конечно будет полюбому,но оно будет сопровождаться повышением давления от 4 бар и выше.Зато при пуске с отсутствием протока воды моментально уйдёт в минус и заморозит воду

ivan-l-ing
Смысл гадать на кофейной гуще, хоть бы написали что за ХМ, про гидромодуль - народ не глупый схемки быстренько накопали бы с защитой ясность внеслась БЫ.
kord
Да какие там схемки!
Столько аналогичных установок через руки прошло, что все видно с закрытыми глазами.
Основная причина аварии - неуважение менеджеров новой формации к старой системе документации.
На такие установки положено САЗ опробывать раз в месяц с занесением результатов в отдельный журнал.
и количество журналов на такую установку раньше было 12 шт.
А теперь все это забыто. И результат - убитая машина холодильная.
Михаил
LordN
затопленный испаритель для охлаждения воды? эт какой-то фанатичный мазохизьм smile.gif
интересно, если не секрет, на каком бренде можно нарваться на такое? эт чтоб на такие ж грабли не ступить ненароком...
M.Mar
Спасибо всем за ответы.
Предлагаю дикий уровень обслуживания оборудования современными пользователями оставить для другой дискуссии.
Извиняюсь, что не выкладываю брендов, имен, схем, фотографий - вопрос "Кто виноват?" еще не закрыт, хотя случай произошел два года назад.
Сначала несколько добавлений:
1. После повторного просмотра фотографий обратил внимание, что все повреждения трубок случайно распределены по длине, но приходятся все на верхнюю половину теплообменника. Второй ряд трубок сверху пострадал почти весь.
Ни одной прорваной трубки в нижней половине.
2. Испаритель хоть и выглядит как затопленный, построен по принципу "falling film" - из распределительного короба сверху на трубки капает жидкость, образует "падающую пленку" и испаряется. Очень скудные данные в литературе. Если дадут его разрезать, узнаем лучше.
3. Даже если весь фреон (100кг на контур) перетечет в испаритель, чего при нормальной работе быть не должно, он займет примерно 25-30% по высоте.
4. И еще - авария произошла рано утром. Логично предположить, что чиллер работал на неполной нагрузке.
Теперь рассуждения.
По второй версии - вода замерзла при повторном запуске. В чиллере 3-4 защиты не должны были допустить пуск компрессоров в такой ситуации (обоих!). По-моему, контроллер всегда начинает запуск с одного компрессора.
Вероятность отказа сразу всех защит мала. Контроллер остался жив. Производитель его снял и забрал. Поэтому ни уставки, ни историю сейчас не проверить.
Очень логична версия kord об объемном вскипании фреона при запуске компрессоров. Но почему тогда нижние трубки не пострадали?
По первой версии.
Логика говорит о том, что при нормальной рабочей температуре испарения, скажем 4°С, натекание газо-жидкостной смеси в теплообменник мгновенно повысит давление и, соответственно, температуру.
Но в трубках стоит вода 7-12°С, готовая отдать тепло...
Интуиция подсказывает мне, что эти капли жидкости, падая на трубки из распределительного короба и заморозили воду, но никак не могу представить себе физику процесса.
То, что пострадали оба компрессора говорит скорее в пользу первой версии. Но как при повторном запуске контроллер не выдал сигнал на полную остановку машины, когда погиб первый компрессор? Непонятно.
Еще можно предположить, что чиллер работал на отрицательной температуре испарения и, пока вода текла, чудом жил, а когда перестала - умер. Но это сейчас проверить невозможно.
Ответы и вопросы коллегам:
to airwave - согласен - инерции по давлению нет, а по температуре есть. То-есть, те капли которые попали на трубку, успели испариться и забрать у воды энергию. Но как они испарились, если давление выросло?
to yawin - про UPS и вопрос, если первая версия верна, UPS обязателен. A соленоид в чужой чиллер с закрытым контроллером, у которого режимы запуска и остановки расписаны по секундам я бы не ставил. Потом, EEV позволяет сэкономить на соленоиде.
to kord - в чем выражается инерционность затопленного чиллера?
to kord - конечно, чиллер погубили люди. Достаточно сказать, что к контактам на чиллере, к которым полагается подсоеденить реле насоса, ничего подсоединено не было. Даже не знаю как они насос запускали. Факт - пару лет отработал.
to ivan-l-ing - только и остается гадать на кофейной гуще, а защишать уже нечего, чиллер умер, а случай интересный.
to LordN - ну не у всех зимой на улице ниже нуля. А заявленая в каталоге температура испарения +4°С. Чего ж воду не охлаждать.
snovell
При запуске чиллера - отрицательная температура? НЕРЕАЛЬНО! Реле низкого давления +датчик температуры остановят машину.
Гибель испарителя возможна только при полном бездействии автоматики защиты. Во всяком случае это логика машин с которыми я сталкивался.
По повду физики процесса - это отдельная большая тема, есть желание - порассуждаем.
snovell
Кстати, совсем забыл, есть очень лихой чиллер YORk YCAM-360, который с ледяной глыбой в испарителе может показывать температуру на входе 16 градусов, на выходе 11, так как датчики температуры (они же аварийные) установлены в патрубках входа и выхода в испаритель, а то что происходит внутри испарителя, их мало интересует.
P.S. Но, правда, в этом случае было неисправно реле протока. Так что первый вариант скорее всего. Да и порвало верхние уровни трубок.
Есть сомневающися? Приезжайте в гости. Проведем эксперимент - попытаемся запустить чиллер TRANE
RTAC 350 или RTAB 216 при выключеном насосе (связь чиллер - насос, только по реле протока). Я пускал чиллеры в обход реле - работали не более пяти секунд и ALARM...
M.Mar
Цитата(snovell @ 5.6.2008, 22:43) [snapback]260130[/snapback]
При запуске чиллера - отрицательная температура? НЕРЕАЛЬНО! Реле низкого давления +датчик температуры остановят машину.
Гибель испарителя возможна только при полном бездействии автоматики защиты. Во всяком случае это логика машин с которыми я сталкивался.
По повду физики процесса - это отдельная большая тема, есть желание - порассуждаем.

Вот и мне кажется, что нереально. То есть авария произошла при отключенной автоматике - отсутствии питания, как описано в первой версии.
Есть очень большое желание порассуждать о физике процесса.
В RTAC, RTAB есть еще 2-3 защиты по разнице, температур и давлений (нет сейчас документации под рукой). Поэтому и ALARM.
Значит в обсуждаемом чиллере при таких же защитах невозможен повторный пуск после аварии при неработающем насосе.
Значит, первая версия - бесконтрольное перетекание. Но физика, физика? Как это произошло, если рабочая температура выше нуля, а давление при перетекании только увеличивается?
Не хватает мне холодильных знаний, поэтому и обратился к помощи зала.
snovell
По поводу защиты - выравние давления в конденсаторе и испарителе устранит опасность, т.е. байпасная линия ТРВ с соленоидом, который откроется при исчезновении питания
Физика процесса -
Самое простое: компрессор остановился - снизилась температура конденсации - снизилась температура кипения при остаточной величине открытия ТРВ
M.Mar
Цитата(snovell @ 5.6.2008, 23:24) [snapback]260138[/snapback]
По поводу защиты - выравние давления в конденсаторе и испарителе устранит опасность, т.е. байпасная линия ТРВ с соленоидом, который откроется при исчезновении питания

Выравнивание давление соленоидом + ТРВ создаст поток смеси жидкости с газом в испаритель, то есть то, что мы уже имеем при приоткрытом ЭРВ и из-за чего, я думаю, все и произошло.
ЭРВ и выполняет функцию соленоида в таких чиллерах.
Если уж защищаться, то UPS прямо на трансформатор низкого напряжения, чтобы ЭРВ успел закрыться после аварии и не допустил бы выравнивания давлений.
snovell
Неааа... соленоид отправит жидкость в испаритель, причём жидкость высокой температуры, минуя ТРВ т.е. дросселирование, следовательно отсутствие перепада давления предотвратит вскипание хладагента
А уж как поведёт себя ТРВ питаясь от UPS во время отключения остальных систем (компрессор, конденсатор) - известно только разработчикам
M.Mar
Цитата(snovell @ 5.6.2008, 23:46) [snapback]260141[/snapback]
Неааа... соленоид отправит жидкость в испаритель, причём жидкость высокой температуры, минуя ТРВ т.е. дросселирование, следовательно отсутствие перепада давления предотвратит вскипание хладагента
А уж как поведёт себя ТРВ питаясь от UPS во время отключения остальных систем (компрессор, конденсатор) - известно только разработчикам

Загасить холодный испаритель горячей жидкостью - бесспорно решит проблему обмерзания. Непонятно только, что произойдет, когда компрессор начнет сосать из испарителя полного жидкисти. Если не считать возможности проникновения жидкости в компрессор, kord упоминал возмозность объемного закипания. Теперь рождается проблема как настроить этот байпассный ТРВ так, чтобы жидкость не была слишком холодной. Да и не стал бы я лезть в чужой чиллер со своим соленоидом.
А UPS на ЭРВ сделает то, что контроллер делает в процессе остановки компрессора blow down - закроет ЭРВ. Настоящего блоудауна, конечно не получится, но бОльшая часть жидкости останется в конденсаторе.
Но это все схоластика. На данный момент этот чиллер в защите уже не нуждается.
snovell
Цитата(yawin @ 4.6.2008, 23:26) [snapback]259681[/snapback]
первый вариант однозначно.
Если есть проблемы с питанием то лучше всего перед ЭРВ поставить соленоид или ставить UPS на контроллер.

Соленоид родился из выше сказанного
По поводу схоластики - давление в системе уравнивается довольно быстро, к томуже автоматика машины очень тщательно следит за величиной перегрева
А почему машина не нуждается в защите? Умерла, так умерла?
M.Mar
Цитата(snovell @ 6.6.2008, 0:12) [snapback]260150[/snapback]
А почему машина не нуждается в защите? Умерла, так умерла?

Таки да.
Что же мы будем ремонтировать, если все чиллеры будут спроектированы грамотно и без экономии на ерунде, а пользователь будет читать книжку перед тем, как нажимать кнопку?
snovell
Уж ваши бы слова, да Богу в уши...
sl-spds
"Причина гибели чиллера...."

Извините, что не в тему...
Выразились красиво: "гибели..." smile.gif
Майкл
Подвода тепла не было, вода стояла, почему-другой вопрос. На пуске он накрылся. Все дырки вверху- режим неустановившийся, брызги фреона на трубках как центры кристаллизации воды.
Никакие перетечки хладагента не могут понизить температуру испарителя. Не туда течет. Законы термодинамики не дадут, а они не ломаются в отличие от автоматики .
ivan-l-ing
Интересно, а после восстановления подачи электричества для чиллера это как новый пуск или как продолжение работы? По идее сначало должны были включится нагреватели картера и маслоотделителя. Да и при отсутствии перепада давления пресостат масла должен был выключит компрессор или он с задержкой включается...
vadim999
В пользу 1-й версии. Не согласен в однозначности, что при открытом электронном ТРВ давление будет подниматься,соотв., температура - поднимится. Парадокса нет. Просто динамическая физ.картина состоит из двух частей (не пишу "фаз" , что-бы не путать с помятием "состояние веществ"). 1-е, и главное: при отсутствии циркуляции воды оставшийся её объем в испарителе становится плохой , но "теплоизоляцией" тем самым блокируя теплоприток на испаритель; поступающая П/Ж смесь Х/А охлажает как-бы сама себя и давление продолжает падать, "таща" за собой и понижение температуры кипения. Практически, весь Х/А может оказакться в испарителе и давление в элементах машины уровняется, и может быть ниже стояночного. Кусок Подобной картины наблюдался на тренде BMS-ки, но тогда это воспринялось "глюком", и не распечатали. Звиняйте за сумбурнось изложения - спешу.
M.Mar
Цитата(vadim999 @ 6.6.2008, 9:42) [snapback]260260[/snapback]
...поступающая П/Ж смесь Х/А охлажает как-бы сама себя...

Вот это - ключевая идея.
Осталось только понять, почему она это делает, если в испарителе +4°С (предположим) и давление соответствующее?
vadim999

Ключивыми словами здесь являются: "как-бы теплоизоляция" и "блокирование теплопритока" на испаритель. Прикинте: (на момент гибели чиллера) давление в испарителе ниже,чем конденсаторе, эл.ТРВ-открыто, теплоприток =0 (насосы отключились) жидкий Х/А дроселируясь вскипает в испарителе, теплопритока нет ... далее см. выше.
LordN
причина гибели одна и однозначна - использование воды, а не антифриза. затопленые схемы нельзя использовать на воде. ну может и не нельзя, но такая схема слишком потенциально опасна и дуракоотказонеустойчива.
вопщем чтоб не ступать на те же грабли - залейте в систему антифриз и спите спокойно.
kord
Да, фреоновые затопленные испарители так и устроены - сверху есть распределитель парожидкостной смеси. В крупных машинах еще и насосик ставят чтобы снизу фреон подавать наверх. А инерционность - от больших объемов и габаритов. Хорошо работают на больших нагрузках и не любят малых.
Картина с размораживанием врторого по высоте ряда подтверждает теорию пуска компрессора без циркуляции воды. Дело в том, что в испратителе находится не чистый фреон, а маслофреоновая смесь - она вскипает как бы слоями и видимо на второй-третий ряд сверху приходится максимальное понижение температуры. И видимо неоднократные попытки включить чиллер и вызвали локальную зону переохлаждения трубок - навскидку толщина зоны 10...15 см.
А защита по минимальному давлению - штука инерционная.
И сколько приходимось аварийно останавливать чиллеры - ЕСЛИ КОМПРЕССОР НЕ РАБОТАЕТ, то давление в испарителе растет с первой же секунды после остановки!
конечно, теоретически параллельно идут два встречных процесса: - снижение температуры в объеме от дросселирования жидкости; - повышение температуры от повышения давления за счет увеличения объема пара.
какой преобладает - навскидку сказать сложно... Жизненный опыт говорит, что давление-температура растет быстрее..
TO M.Mar - а трубки снаружи были покрыты пористым материалом, или гладкие?
Михаил
M.Mar
Цитата(kord @ 6.6.2008, 14:57) [snapback]260444[/snapback]
Картина с размораживанием врторого по высоте ряда подтверждает теорию пуска компрессора без циркуляции воды. Дело в том, что в испратителе находится не чистый фреон, а маслофреоновая смесь - она вскипает как бы слоями и видимо на второй-третий ряд сверху приходится максимальное понижение температуры. И видимо неоднократные попытки включить чиллер и вызвали локальную зону переохлаждения трубок - навскидку толщина зоны 10...15 см.

конечно, теоретически параллельно идут два встречных процесса: - снижение температуры в объеме от дросселирования жидкости; - повышение температуры от повышения давления за счет увеличения объема пара.
какой преобладает - навскидку сказать сложно... Жизненный опыт говорит, что давление-температура растет быстрее..
TO M.Mar - а трубки снаружи были покрыты пористым материалом, или гладкие?
Михаил


to LordN - если я предложу залить контур антифризом на меня посмотрят с удивлением. У нас почти нигде зимой ниже нуля не бывает, а в каталогах написано - испарение +4°С.
А если это предложит продавец чиллера, да еще предложит продать гликолю, его просто спустят с лестницы.
В тысячах системах DX - с сухими испарителями у нас никто не заливает антифриз.
Все производители теперь экономят на дорогой меди для испарителей DX и стали делать испарители "falling film", которые требуют площадь теплообмена в несколько раз меньше. То, что повысился, как Вы говорите, риск, пользователи еще не не поняли. На самом деле, я тоже еще не понял почему замерзли два известных мне подобных испарителя.

to kord:
Трубки с интегральным наружным оребрением в отношении площади примерно 4:1 к гладкой поверхности.
Общее колличество Х/А в испарителе покроет нижние 2-3 ряда трубок. В установившемся режиме покоя вся верхняя половина испарителя будет сухой. Но именно она и пострадала.
Почему пострадали оба компрессора? Проверю документацию, но, по памяти, их запускают по-очереди.
Это все против второй версии - чиллер якобы замерз при повторном запуске.
Если в момент перед аварией EEV подавал паро-жидкостную смесь при температуре примерно 4°С, то что заставит теперь Х/А испарятся, когда вода не забирает энергию? Тем более, что идет процесс увеличения давления.
Я прикинул, что через 1 см² трубки может поступить из воды примерно 1 Вт (1 Джоуль в секунду). А для испарения 1куб.см Х/А потребуется 260 Дж. Охладить 1 куб.см Х/А до -1°С еще 8 Дж. Для охлаждения и замораживания 1 куб.см воды 442 Дж. Мощность теплообмена через стенку трубки при замораживании упадет ниже 1 Вт.
То-есть, непонятно, на что и как ушла энергия высвобожденая при замерзании воды по версии 1?
Потом, чтобы эффективность теплообмена при заморозке была высокой Х/А-ту неплохо было бы уйти в хороший минус.
А это все против первой версии - чиллер якобы замерз при остановке.
Потихоньку склоняюсь к третьей версии - чиллер всегда работал при испарении в минусе, а накрылся только тогда, когда остановился проток воды. Если это фактически было так, то ничего доказать уже нельзя.

to Vadim 999: Так почему он вскипает? Откуда он берет для этого энергию? И как образуется из +4°С отрицательная температура?
LordN
Цитата
если я предложу залить контур антифризом на меня посмотрят с удивлением. У нас почти нигде зимой ниже нуля не бывает, а в каталогах написано - испарение +4°С.
тогда остаётся единственный выход - обеспечить постоянство расхода воды невзирая на наличие электричества - ДВС, генератор и/или упс для насоса.
Цитата
стали делать испарители "falling film", которые требуют площадь теплообмена в несколько раз меньше
а о чем это говорит? прежде всего - о скорости теплообмена в несколько раз большей smile.gif.

прямая аналогия - подавляющее большинство разморозок водяных калориферов вент.систем в России приходится на время, когда на улице температура близка к нулю. учитывая то, что всегда, с той или иной степенью фанатизма водяные калориферы имеют мощность более потребной при минимальных температурах и чем выше запас по мощности, тем выше шансы разморозить его при маленькой дельте. это как раз ваш случай - скорость теплообмена высока, любая остановка движения носителя влечет его сверхбыстрое остывание до точки замерзания.
snovell
А всё таки, можно имя покойного?
M.Mar
Цитата(snovell @ 7.6.2008, 22:35) [snapback]260989[/snapback]
А всё таки, можно имя покойного?

Увы, не могу. "Ленинград - город маленький".
kord
При отсуствии контроллера и возможности просмотреть историю аварий мы можем только гадать о том, что там происходило.
Переходные процессы в таких машинах - никем не изученное явление. И в моей практике M.Mar первый, кто решил сделать анализ аварии.
В аналочичной ситуации (испаритель разморожен, компрессор заклинило; а в системе был гликоль) - история аварии показала, что перед последней (фатальной) остановкой температура кипения была минус 18С (!!!), что далеко выходило за пределы уставок регулирования и защит. Заказчик изменил обвязку чиллера по рекомендации наладочной организации. Вот уже 2 года об этом объекте ничего не слышно - видимо работает...
так что ИМХО: глупо надеяться на фирменный контроллер. На жестких нештатных режимах он машину не спасет. Я вижу единственную возможность долгой и счастливой жизни чиллеров:
- профессиональное проектирование обвязки
- скрупулезное создание САЗ в полном объеме
- профессиональная пусконаладка
- качественная эксплуатация
К сожалению все эти требования почти никогда не выполняются. Я знаю чиллер, где уже третий раз поменяли испаритель и отремонтировали компрессор, а обвязку модифицировать не хотят.
И данное обсуждение укрепляет меня в мысли, что самыми квалифицированными (и соответсвенно высокооплачиваемыми) специалистами в холоде (большом кондиционировании) должны быть наладчики. В советское время хорошего наладчика по всей стране возили... ОРГПИЩЕПРОМ был нарасхват...
Может АВОК возмется создать службу консультантов?
А я на чиллерные установки, смонтированные и налаженные мной давал гарнтию 20 лет.. Видел реально отработавшие 18 лет...
Михаил
sergey'd
Цитата(kord @ 8.6.2008, 20:57) [snapback]261135[/snapback]
Переходные процессы в таких машинах - никем не изученное явление. И в моей практике M.Mar первый, кто решил сделать анализ аварии.

Такую задачу можно решить с помощью матмоделирования процессов. Но это уже тянет на кандидатскую дисер.
Вполне возможно, что кто-то это уже проделал, попробую поискать на досуге.

Михаил, а как модифицируется обвязка? И какие могут быть причины такой низкой t-ры кип.? В головоу приходит только когда реальная холодопотребление значительно больше расчетной холодопроизводительности. bestbook.gif
kord
Михаил, а как модифицируется обвязка?
Очень просто: трубы режутся на... и вся обвязка монтируется заново.
Следующий вопрос обычно: "какие гарании, что будет потом работать?"
Обычный мой ответ: "Мое честное слово!"

To M.Mar - отдельное спасибо за конструктивную дискуссию. Я уж сбился со счета размороженным испарителям, но Ваш будет в третьей десятке...
Михаил
narkom
Был реальный похожий случай из практики.
Проводился ремонт чиллера с полным удалением хладагента. Потом вакуумирование и заправка. Кожухотрубный испаритель с межтрубным кипением. Неопытный механик, по старинке, начинает заправку перевернув баллон и заливая фреон в испаритель через заправочный штуцер в верхней части испарителя.. Чиллер стоит, насос тоже, вода в трубах 20С. Хорошо вовремя услышали протестующее потрескивание внутри испарителя smile.gif
vadim999

To Narkom (last). Ага. Давным-давно сам (будучи ПТУ-шником на практике) был участником (подавал ключи) события с точностью до наоборот. Деды-механики опорожняли ( откачивали технологическим компр-конден. агрегатом в дренажн. ресивер) жидкостной конденсатор от фреона, и естественно ... забыли открыть воду. Практикант разрулил ситуацию - до наступления "протестующего потрескивания"- дело не дошло.

То M.Mar (от 06.06.08 18:11), г-да примкнувшие. "Усопшая", являла собой плияду холодильных машин,работающих по замкнутому паро-жидкостному циклу. К моменту гибили в конденсаторе находилось (штатно) достаточно Х/А в жидкой фазе, и бренные останки покойной, через незакрывшийся дросель сработали по разорванному ПЖ-циклу. Не знаю насчет "энергии", а то, что в трех случаях (усопшая и две истории) массовая скрытая теплота парообразования ("запас" жидкого Х/А) превышала значения теплопритоков для ее компенсации (отутствие протока воды),- это точно. Ближайшая аналогия, по превышению, (не как способ доказательства, а ток-мо примера ради):-работа испарителя с переливом (не рассматривая причинны появления).
M.Mar
To Vadim999: Обмерзание конденсатора как Вами описано - процесс понятный. Движущая сила процесса - падение давления над Х/А и, как результат, испарение и охлаждение всего, что плохо лежит вокруг вплоть до образования твердой фазы.
Вот так выглядит результат процесса.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Но в моем-то случае давление растет...
vadim999
1. По тексту. По-прашу перевести на язык Советской инженерной школы. Нынешные сленги понимаю с трудом. Фор экземпл:"Испарение"- в паро-жидкостном цикле холодильной машины, мой мозг отказывается понимать.

2. Про фото и последнее предложение: 1. См. ответы на мой квешенс на подфоруме "Холодоснабжение" "Почему рвутся калачи ..."
2. Вода ЗАМЕРЗЛА !!!!!!!. (См-те собственный первоисточник в части, Вами описанной, конструкции водоохладителя).

PS. " Резюме по факсу": - Ве лессон из финишт? rolleyes.gif

vadim999
Извините. Опечатка с подфорумом. См. "Вент., конд.,..." исх. от 21.03.08. Спасибо.
Ser
Может я не прав но есть еще 3 случай который тут и не расматривали. Может наступить в такой схеме, если я ее правильно понял, и с водой и с гликолем))). Все конечно зависит от мощности насоса - 1. При замерзании метал становится хрупким. 2. Далее утро сонный оператор видит что отключилась установка начинает ее пуск.... все бы хорошо , но насос по правилам пускается на закрытую задвижку на нагнетании, вот вам 1 гидроудар. 3. Далее если насос не выбьет защитой по пусковому току - он будет большой, пойдет циркуляция, соответственно резкое повышение температуры в конденсаторе - это 2 гидроудар.
Да и еще если предположить что воды до пуска насоса в конденсаторе вообще не было, такое возможно если есть утечка - воду не жалко))), то сами представляете на сколько может опустится температура трубок и тут БАЦ пуск насоса (еслибы это был чермет то труба обычно пополам раскладывается) вот и 4 вариант.
И опять виноват персонал)))
Обычно поломки случаются при наложении нескольких причин одновременно.........
daddym
Попробую обобщить уже высказанные мнения. При открытом ТРВ весь жидкий фреон разумеется перетек в испаритель как самую холодную часть системы. Температура опятьже разумеется при этом повышалась так как она зависит от давления даже без теплопритока от воды а жидкий фреон с конденсатора горячий. В итоге за 4 часа и вода и фреон приобрели температуру среды.
Предположительно в системе температура мерилась по воде на выходе а основным критерием аварии служило падение давления в испарителе.
Насос не запустился.
Если бы система стартовала штатно, без фреона в конденсаторе, то после начала работы и подачи первых порций фреона с ТРВ она остановилась бы по низкому давлению в испарителе, скорее всего не заморозив трубок поскольку количество впрыснутого фреона было бы не слишком велико.
В описываемом случае, конденсатор был заполнен теплым фреоном, который достаточно долго держал давление пока весь не оохладился. С точки зрения автоматики это перегрев, что подтверждалось датчиками температуры воды на выходе, потока то не было чтобы их охладить. Разумеется сразу запустился второй компрессор с тем же самым эффектом. Кроме того и ТРВ открылись на полную. В итоге фреон остыл до 4 а потом и ниже, пока работали компрессора, закрытие ТРВ не помогло, поскольку фреон уже был внутри.
То что лопнули именно средние трубки - это как раз видимо слой выкипевшего фреона. Верхние немного грелись подачей с ТРВ, нижние как упоминалось были в растворе масла ну а самая высокая теплопередача - фронт кипения.
виталий.д
После остановки давление по любому поднялось.Не поверю что 134 мог разморозить испаритель.
binom
Первая версия отпадает.
Классический пример - залив фреона в отвакуумированную полость. Если закрыть кран, а потом опять его открыть, температура в наполняемой емкости точно понижаться не будет. Шредер тоже дроссель. smile.gif
Вторая тоже сомнительна.
Есть еще четвертая.
Я в основном прецизионниками занимаюсь, но... холодильник он и есть холодильник.
При запуске, фреон с температурой на 20-30С ниже рабочей попадает в ТРВ, температура жидкости на выходе, соответственно тоже ниже рабочей. Жидкость постепенно наполняет ТО, доходит до термобаллона, перегрев понижается, ТРВ закрывается, давление, а соответственно и температура падают. Далее, перегрев увеличивается, поскольку жидкости поступает меньше, в конце-концов до ТРВ доходит теплый фреон и система начинает работать в штатном режиме.
Процесс, в зависимости от длины трассы, емкости ресивера и наружной температуры может занять несколько минут. Давление нередко падает до 1 Бара.
В чиллере такое тоже думаю происходит, хотя возможно и не так ярко выражено. Вода в испарителе в этот период теплая, потому проблем не возникает.

При работе, давление всасывания зависит от температуры проходящего через испаритель воздух. Как-то дозаправлял агрегат при температуре в помещении +16С и отсутствии теплопритоков, датчик грел рукой. Температура упала до +11С, давление с 4 до 2.9 Бар (температура кипения 407-го при таком давлении -минус 5С).
Ну, понятно, понижается температура воздуха, уменьшается количество выкипевшего фреона, длина газового участка, соответственно и перегрев, ТРВ закрывается, падает давление, понижается температура.
В чиллере, соответственно, вместо воздуха - вода и железо. Вода не текла, железо остыло быстро, давление тоже упало быстро, авария по НД не успела сработать, она с задержкой идет, контроллер видимо глючил, или датчик протока, капут. sad.gif
Может для дополнительной защиты от дураков на клеммы питания насоса катушку релюхи вешать, а НО на контакты аварийного отключения выводить?
Вообще, контроллеры после аварии утаскивать, это криминал! biggrin.gif
M.Mar
Спасибо за подробный анализ ситуации.
За прошедшие три с лишним года, я все больше прихожу к мнению, что причиной аварии не являлся какой-то функциональный недостаток чиллера. Все таки фирма глобальная (Trane) и подобную проблему быстро обнаружили и исправили бы.
Человеческий фактор похоже. После того как восстановили ЛЭП, поврежденную при ракетном обстреле, питание вернулось на объект и тот, кто запускал чиллер и насос (насос к контроллеру подключен не был, а запускался видимо отдельно) нажимал на кнопки, пока не понял, что оба компрессора не работают. Можно пофантазировать в какой последовательности можно запускать/выключать чиллер и насос так чтобы обмануть защиты и заморозить воду, но практического смысла это уже не имеет.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.