Доброго дня всем,
Вопрос от неспециалиста (заказчика), поэтому пардон за корявость вопроса.

Теплосеть, 95 град., 6 кг/кв.см, труба 426х7 мм, прямолинейный горизонтальный участок 40 м (сначала идет на опорах, "утыкается" в насыпь и проходит под дорогой), затем подъем 2 м. После подъема прямолинейный участок вдоль дороги до неподвижки около 70 м.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Переход под дорогой запроектирован в лотке, перекрыт плитами. Дорога напряженная, хотелось бы в футляре (чтобы быстро уложить). Нет, отвечает проектировщик, не получается. Верхний конец 2-х метрового участка должен иметь перемещения около 7 см, конечно он так на изгиб не отработает. Поэтому трубопровод в лотке будет дополнительно перемещаться вправо-влево от своей оси на нужное расстояние.

Ради интереса делаю примитивный сопроматовский расчет. Конечно, 2-х метровый участок имеет охрененную изгибную жесткость в 15 т на 1 см. Но зато 40-ка метровый участок имеет жесткость на кручение (приведенную к верху 2-х метрового участка) - всего лишь полтонны на 1 см. Т.е. труба воспримет почти все требуемые перемещения своим скручиванием (около 2-х градусов) с касательными напряжениями где-то 360 кг/кв.см. Это все "идеально", без учета трения в опорах.

Отсюда вопросы:
1. Можно ли компенсировать температурные расширения скручиванием соседних участков?
2. Если "да", то учитывает ли программа "СТАРТ" деформации кручения при расчете компенсаций?