Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Резервная система пуска двигателя
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Автоматизация систем
power_factor
Приветствую, уважаемые знатоки!

Вопрос мой относится больше к электрооборудованию, но пишу я его здесь, так как данная ветка более посещаема. Посему прошу уважаемых модераторов его не выпиливать.

Сетевой насос (резервный отбросим) отопления на котельной управляются через ПЧ. Уже усё смонтировано и благополучно, как мне известно, работает. Но Заказчик, в лице умудрённого опытом главного инженера, пожелал иметь резервную, так сказать аварийную, систему запуска данного насоса на случай внезапной кончины частотника (что бы оператор сам мог пустить насос).
Как это можно максимально просто реализовать?
У меня пока две мысли:
1. Прямой пуск на закрытую задвижку (P = 55 кВт, Iн = 93,8, Iпуск ~ 900 А). Автомат на насос стоит 125 А, характеристика "D" - выбивать не должен. Смущает только требование СНиП II-35-76, п. 14.9 "...при этом необходимо выполнять соответствующую блокировку электродвигателей насоса и задвижки." - задвижка естественно ручная, можно ли этот пункт оставить на страх и риск оператора, что бы сам следил за положением данной задвижки при пуске. И ещё интересно в данном варианте какую просадку напряжения может дать такой насос при пуске, не поотключаются ли другие электроприёмники. Или, как говорится, практика покажет? biggrin.gif
2. Пуск "Y/D". Здесь смущает необходимость перекоммутации обмоток двигателя - при аварии оператор не полезет в клеммную коробку двигателя снимать перемычки (двигатель скоммутирован в "D"). Получается, что данная перекоммутация должна так же управляться и блокироваться кнопочками, назначение которых понятно оператору. Назревает нехилое количество контакторов, дополнительных кабелей и прочего, что на мой взгляд не есть хорошо. Или что-то я не так понимаю?

И ещё несколько вопросов в тему:
1. Двигатель у меня 400 В "D"/690 В "Y", обмотки собраны в "D", сеть 220/380. Перечитав кучу материалов из интернетов (в том числе и этот эпичный холивар http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=76990), так и не понял: что случится если данный двигун включить по схеме "Y" (ну, понятно - он вскоре прикажет долго жить) и почему? Можно ли в данном случае применять схему пуска "Y"/"D"?
2. Если делать резервную систему пуска, то к насосам надо будет прокладывать кабели от контакторов. Таким образом, при пуске двигателя через аварийную систему, напряжение будет присутствовать и на выходе ПЧ (через параллельное соединение в клеммной коробке двигателя), в то время как сам он (ПЧ) работать не будет. Допустимо ли это или же нужно будет разрывать кабельные линии, идущие от ПЧ, при аварийном пуске (что-то, а именно попа, подсказывает мне, что лучше всё-таки разрывать)?
3. Сейчас насос работает от ПЧ и при работе издаёт звук, похожий на высокий свист. Это нормально?

Спасибо.
Анатолий1
На такое множество буквов и ответить то нечем!
В чем там вопрос?
poludenny
Примерно так:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла


1) Звезду-треугольник городить не надо
2) Кабели от контакторов прокладывать не надо
3) На выход ПЧ подавать напряжение нельзя
Анатолий1
Цитата(poludenny @ 26.11.2012, 20:43) *
Примерно так:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла


1) Звезду-треугольник городить не надо
2) Кабели от контакторов прокладывать не надо
3) На выход ПЧ подавать напряжение нельзя


А зачем там ПЧ?
Хотя-да! Разогнал со старта и регулируй плавно! Блокировку км1-2 надобы!
Usach
1. "Сетевой насос (резервный отбросим) отопления на котельной управляются через ПЧ" - вообще-то 90% автоматики, т.е. "мозгов" загружено как раз проблемами АВР-а. Как Вы "вошъёте" в существующий алгоритм прямой пуск - как раз и задачка...А прямой пуск от сети в ручном режиме на её (этой задачки) фоне - это уже "семечки".
2. На "случай внезапной кончины частотника" нужно покупать и устанавливать дополнительное силовое оборудование (ящики). В которых предусмотреть не только ручной перекидной рубильник с питания ПЧ-ящика на "прямопускный" ящик, а и мягкий пуск (хотя бы звезда/треугольник - надо расчет токов КЗ сделать на реальную сеть. Тут предлагалось через частотник пускать...Через сгоревший, по-условию задачи...Улыбнуло...) и защиту от КЗ, да много там чего...например - вопрос по подключению одной нагрузки к разным питающим "силам". Хотя и задачка типовая для электрика (в-смысле по должности). При аварии ПЧ-ящика персонал в-ручную перекидывает питание, в-ручную пускает на закрытую задвижку, в-ручную запускает гидравлику (если сил хватит задвижку повернуть) и в-ручную звонит по телефону и отчитывается чего у него рвануло/не рвануло - по электрики бахнуло или сеть (гидравлику) порвало...Это азбука действий персонала при пуске систем такой мощности на режим...
3. "при аварии оператор не полезет в клеммную коробку двигателя снимать перемычки" - И не надейтесь...Это и трезвый эл.монтажник со всем необходимым инструментом даже делать не будет....Также и как трезвый сварщик для перекоммутации трубопроводов не будет каждый раз срезать ненужные участки и приваривать нужные...А отсюда следует вывод - нужна коммутационная аппаратура...
4. Категорически нельзя соединять концы с выхода частотника с концами "от сети"...Даже если частотник отключен от сети и даже если он при этом и не сгорел...Поэтому перекидывать надо и рубильник по-питанию и на выходе силы частотника и "прямопускного" ящика...Чтоб не забыли перекинуть - доп.контакт в цепь управления "прямопускного" ящика. Только физический разрыв. Никаких симиситоров или тириситоров...
5. "при работе издаёт звук, похожий на высокий свист." - тут нужна конкретика и на какой нагрузке именно свистит...Короче - нужна нормальная пусконаладка...Но на-вскидку - не должно быть уж такого серьёзного свиста....
kdu
В Вашем случае насколько я понял на шильдике эл/двигателя следующее: 400/690/Y - это означает что двигатель НЕ многоскоростной! Т.е. его нужно подключать либо на 380~ треугольником, либо на 690~ звездой, в зависимости от того каким напр. вы располагаете. Откуда вообще пошла вся эта путаница - просто при СССР 90% эл/двигателей делали 2-х скоростными, при этом на шильдике писали 220/380В /Y I1/I2 (токи соотв. этим напряжениям). У забугорных производителей подход другой - обеспечить подключение движка под любое напряжение (бывают движки и с 9-ю выходящими концами от обмоток!). Насчёт резервной обводной линии - можно сделать проще, есть доп. приставки для КМ-ов одевающиеся на них сверху (чаще всего) с нормально замкнутыми контактами. Так вот можете установить КМ с такой приставкой и через Н.З. контакты пропустить линию ПЧ <->двигатель, а через Н.О. концы пустить питание мимо частотника. Получается если вы не пользуетесь ручным пуском (КМ выключен), то питание от ПЧ свободно проходит через Н.З. доп. контакты КМ-а на движок, когда включаете пуск вручную, то КМ чисто физически сначала разрывает Н.З. контакты (откидывается частотник), а затем уж подключает питание к движку по шунтирующей линии. Здесь надо обратить внимание на допустимый ток доп. контактов - он бывает равен номинальному току КМ-а, а бывает и уменьшенным...
zadvor
Цитата(power_factor @ 26.11.2012, 20:24) *
... Но Заказчик, в лице умудрённого опытом главного инженера, пожелал иметь резервную, так сказать аварийную, систему запуска данного насоса на случай внезапной кончины частотника (что бы оператор сам мог пустить насос).
... Смущает только требование СНиП II-35-76, п. 14.9 "...при этом необходимо выполнять соответствующую блокировку электродвигателей насоса и задвижки."
3. Сейчас насос работает от ПЧ и при работе издаёт звук, похожий на высокий свист. Это нормально?

Спасибо.


Вас смущает требования СНиП ?, а умудренного главного инженера наверное смущает требования ПУЭ: "5.3.42. Пуск асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных электродвигателей должен производиться, как правило, непосредственным включением в сеть (прямой пуск). При невозможности прямого пуска следует применять пуск через реактор, трансформатор или автотрансформатор. В особых случаях допускается применение пуска с подъемом частоты сети с нуля."
А по теме рекомендую применить схему представленную коллегой poludenny выше (с сответствующими мех. и эл. блокировками). От себя добавлю рекомендацию поставить вместо Вашего штатного автомата, соответствующий специализированый автомат для прямого пуска эл.двигателей (мотор-автомат).
По свисту почитайте инструкцию на частотник (производитель дает обычно зависимость между длинной моторного кабеля и несущей частотой ЧП) и соответственно уменьшайте несущую частоту ЧП до приемлегого для Вас звукового "сопровождения" rolleyes.gif
power_factor
Да как тут цитаты вставлять, что бы было понятно и видно кого я цитирую?!

2poludenny:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вашу схему чуть доработал. Не слишком информативно и не факт, что будет именно так, но суть понятна: при аварийном пуске частотник обрубается с обоих концов.

Цитата
1. "Сетевой насос (резервный отбросим) отопления на котельной управляются через ПЧ" - вообще-то 90% автоматики, т.е. "мозгов" загружено как раз проблемами АВР-а. Как Вы "вошъёте" в существующий алгоритм прямой пуск - как раз и задачка...А прямой пуск от сети в ручном режиме на её (этой задачки) фоне - это уже "семечки".

В данном случае стоит именно задача пуска насоса при неисправности ПЧ, целью которой является защита сети от замерзания. АВР и прочие чудеса автоматизации здесь считаю излишним:
1. Прецедент неожиданной смерти ПЧ скорее всего и не наступит вовсе, ибо оный производства прусского (АВВ то бишь, не гуано какое-нибудь), стоит в отдельном защищённом вентилируемом шкафу. Всё по уму.
2. Если форс-мажор всё же наступил и пациент таки сдох, то то время, пока ПЧ будут ремонтировать или менять, за работоспособностью насосов будет следить оператор по манометрам, ну и тепловые реле контакторов.

Цитата
в-ручную запускает гидравлику (если сил хватит задвижку повернуть)

Во-во, меня это вопрос тоже интересует - сколько нужно приложить усилий и страданий, что бы открыть задвижку в данном случае?

Цитата
В Вашем случае насколько я понял на шильдике эл/двигателя следующее: 400/690 ∆/Y

Именно так.

Цитата
Т.е. его нужно подключать либо на 380~ треугольником, либо на 690~ звездой, в зависимости от того каким напр. вы располагаете.

Я хочу знать что произойдёт, если данный двигатель включить по схеме "Y" и почему? И применима ли к нему схема пуска "Y/D"? Сеть у меня стандартная ~220/380. Да, вот такой я двоечнег - в детском саду на занятиях по ТОЭ спал!!!

Цитата
Здесь надо обратить внимание на допустимый ток доп. контактов - он бывает равен номинальному току КМ-а, а бывает и уменьшенным...

Ни разу не видел доп. контакты пускателей и контакторов с номиналом тока равным основной силовой цепи.

Цитата
Вас смущает требования СНиП ?

Смущал до сего момента. Однако положения ГОСТ 18311-80 (2004) расставили все точки над "ё" - блокировка должна быть предусмотрена автоматикой dry.gif. Но так как всё уже смонтировано, котельная работает, данная система пуска является резервной, то думаю оставлю я эту блокировку на совести Заказчика, только надо бы с него какую-нибудь бумажонку взять, что, мол, я его предупредил.
poludenny
Цитата(power_factor @ 27.11.2012, 11:19) *
Я хочу знать что произойдёт, если данный двигатель включить по схеме "Y" и почему? И применима ли к нему схема пуска "Y/D"? Сеть у меня стандартная ~220/380. Да, вот такой я двоечнег - в детском саду на занятиях по ТОЭ спал!!!


Пуск по схеме звезда-треугольник в вашем случае возможен. Но зачем? Есть же частотник. Просто для байпаса звезда-треугольник это расточительно.

Если двигатель включить на звезду на постоянно, то он сгорит при полной нагрузке.


И не забудьте тепловое реле для КМ1
kdu
Цитата(poludenny @ 27.11.2012, 20:30) *
Пуск по схеме звезда-треугольник в вашем случае возможен.


А если этот многокиловатный движок сгорит, оплачивать замену будете вы?! Неужели непонятно что двигатель НЕ МНОГОСКОРОСТНОЙ!
Его можно конечно включить звездой, но он просто не запуститься (на шильдике ведь ясно написано, что для пуска звездой нужно напряжение 690В~! Вы думаете 220В~ смогут заменить 690В~?????????) Непонятно зачем решили отключать питание ещё и со входа частотника? Ну и пусть оно висит там - ничего ему не будет! То что доп. контактов не видели на номинальные токи, ну видимо не там смотрели (у IEK-а таких конечно нету, а вот у SIEMENS-а они есть)
power_factor
Цитата(kdu @ 28.11.2012, 7:27) *
Его можно конечно включить звездой, но он просто не запуститься (на шильдике ведь ясно написано, что для пуска звездой нужно напряжение 690В~! Вы думаете 220В~ смогут заменить 690В~?????????)

Сам лично не знаю, но вот здесь http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=76990) говорят, что при соединении такого движка по схеме "звезда" он запускается и даже работает, но потом горит к чертям. Кому верить?
HVAC
И правильно он горит. И правильно там написано по вашей ссылке, на пальцах, без формул, доходчиво -

"Вкратце получается так - при звезде мощность падает (при том же напряженнии) в 3 раза. И что получается - мы к тому же вентилятору подключаем движок в 3 раза менее мощный. Скорость-то вращения не меняется, воздушный поток остается тем же, мощность, требуемая на движение воздуха остается той же. А движок в 3 раза меньше. Что будет ? Ток вырастает, мотор горит. "

kdu вам говорил о том, что если двигатель довольно мощный, то он может и не запуститься. 55 кВт - средненький такой движок, хз запустится или нет, я не пробовал. Но если он запустится, то обязательно сгорит) Что вас смущает и кому вы не верите? )
Михайло
Цитата(power_factor @ 26.11.2012, 22:24) *
Как это можно максимально просто реализовать?

Если мощность не дикая, то проще переключать разъемы, а не перекоммутироваться пускателями - натрахаетесь с проектированием блокировок.

Цитата(power_factor @ 26.11.2012, 22:24) *
Пуск "Y/D". Здесь смущает необходимость перекоммутации обмоток двигателя - при аварии оператор не полезет в клеммную коробку двигателя снимать перемычки (двигатель скоммутирован в "D"). Получается, что данная перекоммутация должна так же управляться и блокироваться кнопочками, назначение которых понятно оператору. Назревает нехилое количество контакторов, дополнительных кабелей и прочего, что на мой взгляд не есть хорошо. Или что-то я не так понимаю?

Пуск "треугольник/треугольник" и не может быть реализована на одном пускателе и без дополнительных реле. Это в любом случае в известной степени сложная схема на трех пускателях и не помню сколько реле, в том числе реле времени.

Цитата(power_factor @ 26.11.2012, 22:24) *
что случится если данный двигун включить по схеме "Y" (ну, понятно - он вскоре прикажет долго жить) и почему? Можно ли в данном случае применять схему пуска "Y"/"D"?

Не прикажет он долго жить, просто Вы не будете удовлетворены результатом: двигун не потянет свою нагрузку и Вы расстроитесь, руки опустятся и т.д. Схема пуска "звезда/треугольник" применима не для всех нагрузок. Вентиляторы и насосы подходят.

Цитата(power_factor @ 26.11.2012, 22:24) *
Сейчас насос работает от ПЧ и при работе издаёт звук, похожий на высокий свист. Это нормально?

Абсолютно нормально. Можно развести холивар, почему он свистит... unsure.gif
Михайло
Цитата(Анатолий1 @ 27.11.2012, 0:45) *
А зачем там ПЧ?

Тоже верный вопрос...
Михайло
Цитата(Михайло @ 30.11.2012, 18:56) *
Если мощность не дикая, то проще переключать разъемы, а не перекоммутироваться пускателями - натрахаетесь с проектированием блокировок.

Вот такая вилка со стороны двигателя

Подключайте ее к розетке шкафа с ПЧ или к розетке шкафа с пускателем. Естественно переключения производить при отключенном приводе.
poludenny
Цитата(kdu @ 28.11.2012, 5:27) *
А если этот многокиловатный движок сгорит, оплачивать замену будете вы?! Неужели непонятно что двигатель НЕ МНОГОСКОРОСТНОЙ!
Его можно конечно включить звездой, но он просто не запуститься (на шильдике ведь ясно написано, что для пуска звездой нужно напряжение 690В~! Вы думаете 220В~ смогут заменить 690В~?????????)


Почитайте про запуск двигателей по схеме "звезда - треугольник"
Ka3ax
скажите другими словами, что скрывается под терминов "многоскоростной"?
пытаюсь мотивацию нижеприведенного нащупать
Цитата
Его можно конечно включить звездой, но он просто не запуститься


по включению треугольник или звезда, здесь историю описывал
http://forum.abok.ru/index.php?s=&show...st&p=843738
коротко, проспали неверное включение и только благодаря клиентскому бубубу
узнали, что звездой моторчик крутился.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.