Нашёл на просторах сети.
Реформирование в этой области строительной деятельности, вместо движения вперед фактически привело к приостановлению, а по сути к остановке работы, 472 организаций негосударственных экспертиз по всей России.
Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010г. № 982-р раздел 2, пункт 15, были намечены пути развития системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Строительное сообщество было обрадовано тем фактом, что наконец исчезнет монополия государственной экспертизы, что в целом положительно скажется на ускорение процессов строительства (о негативных сторонах монополии государственной экспертизы, знаю не по наслышке, проработав в ее стенах более 10 лет).
«Хотели как лучше, а получилось - как всегда!» - незабвенные слова живы и сегодня. С 1 апреля 2012 года негосударственной экспертизе фактически поставлен барьер. Федеральное агенство по аккредитации своим письмом от 21.03.2012г. № 555/01-3-сш и последовавшим опубликованием на своем сайте Списка организаций, приостановило действие аккредитованных ранее, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1070) организаций негосударственных экспертиз в количестве (повторюсь) 472 по всей России.
Юридическая чистота указанного выше письма, на мой взгляд, весьма сомнительна, но это еще не самое главное. Изменения принятые законом ФЗ –№ 337 от 07.12.2011 к Градостроительному кодексу РФ в части негосударственной экспертизы практически лишили быть легитимными аккредитованные ранее организации. Согласно этим поправкам организации аккредитованным на право проведения негосударственных экспертиз необходимо фактически провести новую аккредитацию и только тогда, выданные ранее свидетельства об аккредитации будут признаны легитимными. По новым правилам ужесточились требования к экспертам. Они должны быть аккредитованы только федеральным органом (Минрегионом России). Мало того, аттестаты государственных экспертов выданные в соответствии с Приказом Федерального агенства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.12.2007 № 393 органами государственной экспертизы субъектов РФ и которые еще продолжают действовать, т.к. были выданы на срок 5 лет, объявляются Минрегионом недействительными (в целях создания единой системы).
В итоге: в результате реформирования остановлена работа всех негосударственных экспертиз по стране, даже тех, заключения которых не являются основанием для получения разрешения на строительство. Последствия: со всех уголков необъятной страны специалисты из негосударственных, а в некоторых случаях и государственных экспертиз обязаны ехать в Москву (если конечно хотят продолжать работать в сфере негосударственных экспертиз) для сдачи экзаменов. Учитывая количество негосударственных экспертиз и пропускную способность Минрегиона России (на сегодня экзамен проводится в течении 2-х дней), нетрудно подсчитать, что эта процедура растянется на месяцы, если не на годы.
Существующие организации негосударственных экспертиз впору закрывать. Никому ведь нет дела, что организации по негосударственной экспертизы уже давно работают, что у них есть финансовые договора и обязательства, а выполнить новые условия по аккредитации быстро физически невозможно.
Недопустимо в области проектирования и строительства принимать законодательные документы без переходного периода, в котором будут действовать и «старое» и «новое». Сколько раз законодатели уже ошибались на этом, но ошибки ничему не учат.
На мой взгляд централизация аккредитации экспертов только в Москве, какими бы красивыми фразами в законодательстве это не обставлялось – это возврат в дремучее прошлое. И для такой огромной страны неоправдан и вреден. Общественная организация Некоммерческое партнерство «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» (по сути некая саморегулируемая организация) предлагала свою помощь в организации процесса аккредитации экспертов (проведение экзаменов) и передачу процессов в регионы России – но безрезультатно. Министерство очень хочет регулировать и руководить этим процессом монопольно. При этом оно не создало систему обучения государственных экспертов, но требует сдачи экзаменов. По моему логика здесь отсутствует. Проводит же Ростехнадзор экзамены в регионах и это правильно.
По имеющимся у меня информации процент сдачи экзаменов в Минрегионе невелик 15-20% из числа сдающих. Причем не сдают (то есть допускают ошибок больше, чем установлено) опытные проектировщики имеющие 20-30 летний стаж в проектировании и даже эксперты в государственных экспертиз с 10 летним опытом работы в экспертной деятельности. Очень странная ситуация, я бы сказал парадоксальная.
Желание перестраховаться и оградить органы негосударственной экспертизы от проходимцев, жуликоватых или иных несознательных граждан, не должно превращаться в искусственный барьер, непреодолимый для квалифицированных профессионалов, судьба которых может решиться исключительно и только в Москве.
Практика показала, что эксперты в области негосударственных и государственных экспертиз, это проектировщики в возрасте от 45 до 75 лет. Путешествие на экзамен в Москву иногда затруднительная задача в том числе и по состоянию здоровья.
Органы экспертизы испытывают кадровый голод, экспертов найти не просто. Приняв его на работу. Его еще надо учить.
Но задуманная процедура аттестации только отпугивает потенциальных экспертов.
Для исправления создавшегося положения необходимо:
Ввести временный переходный период для негосударственных экспертиз для обеспечения возможности выполнять условия установленных законодательством для подтверждения аккредитации.
Создать совместно с Некоммерческим партнерством «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» систему Учебных Центров по регионам для подготовки и повышению квалификации специалистов для последующей сдачи экзаменов на аттестат государственного эксперта.
Обеспечить возможность сдачи экзаменов на аттестат государственного эксперта на базе Учебных Центров в регионах России.