michail_matukin
26.9.2023, 13:55
Добрый день! Есть объект, находящийся в прибрежной зоне. Грунты водонасыщенные (по факту участок - болото). Осушать и делать мелиарацию заказчик не хочет. Все строения выше уровня земли без подземных этажей. Сети Т3 +Т4+В1. Судя по всему безканальная прокладка (заложить канальные лотки и нормально их гидроизолировать практически не реально). Т.е. трубы будут лежать фактически в воде.
Вопрос для обсуждения - материал трубопроводов с изоляцией, который выживет в таких условиях? протяженность трассы около 2 км. сильно разветвленная - около 100 зданий\точек подключения.
делать мелиорацию - это сильно....
svoroponov
26.9.2023, 22:55
Есть трубы в общем кожухе из полиэтилена с заполнением пространства внутри кожуха и между трубами спец пеной . Могут быть в огромных рулонах .При прокладке просто раскатываются , с минимумом стыков , которые в точках соединений тоже герметизируются. Всё зависит от диаметров и рабочих температур .Закладка просто в грунт.Но есть ограничение по диаметрам и вам не подойдёт.
Ну или вариант - трасса на низких опорах над поверхностью . Тут можно использовать и металлические стандартные трубы больших диаметров на сварке с расчётной из каменной ваты изоляцией и кожухами из оцинкованной жести или стали на загибах и клёпках с обработкой дополнительно спец силиконом швов и стыков для улучшения защиты от проникновения влаги. Можно использовать единый кожух. Водопровод тоже пустить в общем кожухе с теплотрассой ,но в изоляции (от нагрева или замерзания ) .Это давно отработанная практика ещё с советских времён., если надо не закладывать трубы в лоток или грунт. Эксплуатировал подобную трассу диной 1,5 км от теплоисточника до предприятия. В грунт не заглубляли , поскольку он скальный . и подготовка траншеи очень дорогая.
У вас можно повторить и на ваших грунтах. Это если позволяет рельеф и инфраструктура . Нагрузка на опоры не большая . Вроде даже раньше для таких случаев конструкции опор типовые были как низкая прокладка так и на высоких опорах .
aminopower
27.9.2023, 7:33
Цитата(michail_matukin @ 26.9.2023, 13:55)

Вопрос для обсуждения - материал трубопроводов с изоляцией, который выживет в таких условиях? протяженность трассы около 2 км. сильно разветвленная - около 100 зданий\точек подключения.
В этом случае делали наземную прокладку в земляном валике. Материал труб-ПЭ.
michail_matukin
3.10.2023, 17:42
Цитата(svoroponov @ 26.9.2023, 22:55)

Есть трубы в общем кожухе из полиэтилена с заполнением пространства внутри кожуха и между трубами спец пеной . Могут быть в огромных рулонах .При прокладке просто раскатываются , с минимумом стыков , которые в точках соединений тоже герметизируются. Всё зависит от диаметров и рабочих температур .Закладка просто в грунт.Но есть ограничение по диаметрам и вам не подойдёт.
Спасибо. На данный момент тоже склоняюсь к этому варианту. Т.к. вариант с герметичным непроходным каналом что-то дорогим (и проблемным сильно) получается. А без канала класть стальную трубу, даже в ППУ изоляции фактически в воду не хочется. Поэтому полиэтилен.
Цитата(svoroponov @ 26.9.2023, 22:55)

Ну или вариант - трасса на низких опорах над поверхностью . Тут можно использовать и металлические стандартные трубы больших диаметров на сварке с расчётной из каменной ваты изоляцией и кожухами из оцинкованной жести или стали на загибах и клёпках с обработкой дополнительно спец силиконом швов и стыков для улучшения защиты от проникновения влаги. Можно использовать единый кожух. Водопровод тоже пустить в общем кожухе с теплотрассой ,но в изоляции (от нагрева или замерзания ) .Это давно отработанная практика ещё с советских времён., если надо не закладывать трубы в лоток или грунт. Эксплуатировал подобную трассу диной 1,5 км от теплоисточника до предприятия. В грунт не заглубляли , поскольку он скальный . и подготовка траншеи очень дорогая.
У вас можно повторить и на ваших грунтах. Это если позволяет рельеф и инфраструктура . Нагрузка на опоры не большая . Вроде даже раньше для таких случаев конструкции опор типовые были как низкая прокладка так и на высоких опорах .
Низкие опоры над поверхностью не вариант - там сеть мега-разветвлена и перекрывать подъезды к званиям я не хочу - это намного больше проблем создаст в эксплуатации, чем выгода от экономии на теплотрассах.
p.s. Всем спасибо за мнения. Я тему создавал с целью может кто-то натолкнет на мысль какого-то альтернативного варианта - сталкивался с подобным и нашел "изящное" решение.
А в чем проблема использовать ПЭ трубы? не совсем понял
Трубы из низколегированной стали с антикоррозийной изоляцией заводской готовности например
Не стоит торопиться с выбором решения, зданиям то тоже стоять на этом же болоте и вполне возможно болоту могут превращать в вовсе "не болото" и потому решения по Т3,Т4 и В1 может оказаться совсем иным в итоге.
Просто по нескольким застройкам уже сталкивался, когда сети запроектированы в весьма водонасыщенных грунтах и даже несколько болот небольших есть поросших камышом, но к моменту исполнения сетей здания стоят, а воды в грунте нет и собственно многие решения излишними оказывались.Даже просто обычные подвалы МКД своим расположением в грунте меняют ток грунтовых вод и картина с насыщенностью очень меняется.Это не трогая даже застроек с подземными этажами для паркингов, там картина очень меняется, вплоть- геологию вообще делали или срисовали откуда то с потолка,никакой воды нет , хотя какие то следы, что когда то тут было мокро есть. Ну эти геологи алкаши же- потом они "расходятся по одному и если что говорят, что они геологи"( из к\ф)
michail_matukin
3.10.2023, 22:25
Цитата(Aerl @ 3.10.2023, 19:16)

А в чем проблема использовать ПЭ трубы? не совсем понял
Это один из вариантов. Основной вопрос - цена - когда трассы несколько км. то стоимость\экономика уже играет сильную роль. + придется разбивать на несколько наружных сетей -я рассматриваю сети в комплексе (включая теплоснабжение), и диаметры труб получаются 200 мм, что для ПЭ труб в изоляции за рамками сортамента.
Цитата(Aerl @ 3.10.2023, 19:16)

Трубы из низколегированной стали с антикоррозийной изоляцией заводской готовности например
При укладке их в "болото" работать эта изоляция особо не будет + вопрос срока службы в агрессивной среде....
Цитата(инж323 @ 3.10.2023, 21:15)

Просто по нескольким застройкам уже сталкивался, когда сети запроектированы в весьма водонасыщенных грунтах и даже несколько болот небольших есть поросших камышом, но к моменту исполнения сетей здания стоят, а воды в грунте нет и собственно многие решения излишними оказывались.Даже просто обычные подвалы МКД своим расположением в грунте меняют ток грунтовых вод и картина с насыщенностью очень меняется.Это не трогая даже застроек с подземными этажами для паркингов, там картина очень меняется, вплоть- геологию вообще делали или срисовали откуда то с потолка,никакой воды нет , хотя какие то следы, что когда то тут было мокро есть. Ну эти геологи алкаши же- потом они "расходятся по одному и если что говорят, что они геологи"( из к\ф)
В чем-то Ваша правда. Но в данном случае боюсь болото и останется. Мелиорации заказчик делать не хочет, а все здания у него на плитных фундаментах выше уровня земли - т.е. котлованов не будет. какой-то прифундаментный дренаж возможно и сделают, но сделают\нет, сколько он заберет воды и из какой глубины - это "гадание на кофейной гуще".
svoroponov
4.10.2023, 11:00
Трассу ведь можно расположить и не на низких опорах а есть вариант на столбах из бетона или когда два подобных столба и перемычка из стали между ними создают что то в виде П-образной опоры. Под такой трассой и между подобными опорами вполне проходит транспорт , и у зданий их легко опустить для ввода в здания . Сами столбы -опоры могут иметь одно общее основание , что увеличивает площадь и снижает давление на грунт . Подобное решение тоже в виде стандартного , принятого к исполнению ,когда то давно мне попадалось . Можно и в виде опор использовать конструкции из стали на сварке или болтовых соединениях , с за моноличиванием конструкции в бетонное основание в виде плиты ,для снижения нагрузки на грунт от всей этой конструкции). Что тоже создаёт не плохую опору. Подобное решение тоже частенько применяется , особенно на промышленных площадках.Но решать ,как проектировщику, вам .
Есть иные конструкции с использованием стандартных закрываемых лотков .Но для этого надо точно знать уровень верховодки относительно уровня поверхности . Лоток заглубляется и укладывается не глубоко . Прокладка в лотке стандартная. А вот над лотком делается не большая земляная насыпь для защиты .Если есть проезд транспорта , то в этих местах выполняется усиление для защиты в виде эстакадок или помостов или иной защиты.
Правда придётся делать и камеры но в них можно организовать откачку , поскольку у них глубина будет больше и поступление воды в нижнюю часть возможно.
С пластиком труб если температура до 80 градусов носитель то вообще без проблем (надо контролировать и мах давление ).Если 90-95 то надо подумать и сто раз взвесить, резко снижается долговечность и максимальное эксплуатационное давление в относительно короткое время. Если выше то ну его на ..... Кроме того вам надо прокачивать приличное количество и теплоносителя и воды холодной .По холодной воде диаметры пластиковых труб нужные есть . А вот трубы для теплоносителя для отопление - тут зависимость от температуры . Или вам придётся пускать от вашей котельной целый веер труб из за недостаточности необходимых диаметров для прокачки необходимого расхода с нужным давлением или поднимать рабочее давление в трубах то чревато для пластика с температурой и очень не желательно.
svoroponov
4.10.2023, 11:38
Трассу ведь можно расположить и не на низких опорах а есть вариант на столбах из бетона или когда два подобных столба и перемычка из стали между ними создают что то в виде П-образной опоры. Под ними вполне проходит транспорт , и у зданий их легко опустить. Сами столбы -опоры могут иметь одно общее основание , что увеличивает площадь и снижает давление на грунт . Подобное решение тоже в виде стандартного , принятого к исполнению ,когда то давно мне попадалось . Можно и в виде опор использовать конструкции из стали на сварке или болтовых соединениях , с за моноличиванием конструкции в бетонное основание в виде плиты ,для снижения нагрузки на грунт от всей этой конструкции). Что тоже создаёт не плохую опору. Но решать ,как проектировщику, вам .
Есть иные конструкции с использованием стандартных закрываемых лотков .Но для этого надо точно знать уровень верховодки относительно уровня поверхности . Лоток заглубляется и укладывается не глубоко . Прокладка в лотке стандартная. А вот над лотком делается не большая земляная насыпь для защиты .Если есть проезд транспорта , то в этих местах выполняется усиление для защиты в виде эстакад или помостов.
С пластиком труб если температура до 80 градусов носитель то вообще без проблем (надо контролировать и мах давление ).Если 90-95 то надо подумать и сто раз взвесить, резко снижается долговечность и максимальное эксплуатационное давление Если выше то ну его на .....
Кроме того вам надо прокачивать приличное количество и теплоносителя и воды холодной .По холодной воде диаметры пластиковых труб нужные есть . А вот трубы для теплоносителя для отопление - тут зависимость от температуры . Или вам придётся пускать от вашей котельной целый веер труб из за недостаточности необходимых диаметров для прокачки необходимого расхода с нужным давлением или поднимать рабочее давление в трубах что чревато для пластика с температурой и очень не желательно.
Наружные сети водоснабжения и водоотведени из полимерных труб проектируются и строяться по СП399.1325800.2018, в т.ч. и в водонасыщенных грунтах. При этом надо только балластировать трубопровод, предотвращая его всплытие.
С 20.08.2023 применяется СП 527.1325800.2023 "Трубопроводы систем водоснабжения и водоотведения из полимерных предварительно изолированных труб. Правила проектирования и монтажа". Эти трубы используются при прокладке в особых природно-климатических условиях, включая просадочные и многолетнемерзлые грунты,подрабатываемые территории, районы с сейсмичностью свыше 6 баллов.
Цитата(michail_matukin @ 26.9.2023, 13:55)

Добрый день! Есть объект, находящийся в прибрежной зоне. Грунты водонасыщенные (по факту участок - болото). Осушать и делать мелиарацию заказчик не хочет. Все строения выше уровня земли без подземных этажей. Сети Т3 +Т4+В1. Судя по всему безканальная прокладка (заложить канальные лотки и нормально их гидроизолировать практически не реально). Т.е. трубы будут лежать фактически в воде.
Вопрос для обсуждения - материал трубопроводов с изоляцией, который выживет в таких условиях? протяженность трассы около 2 км. сильно разветвленная - около 100 зданий\точек подключения.
Смежников ваших, которые ТС делают, спросите, может у них уже все продумано и они ваши трубы к себе пустят. А сети водоотведения вы как решили прокладывать?
Цитата(michail_matukin @ 3.10.2023, 22:25)

Это один из вариантов. Основной вопрос - цена - когда трассы несколько км. то стоимость\экономика уже играет сильную роль. + придется разбивать на несколько наружных сетей -я рассматриваю сети в комплексе (включая теплоснабжение), и диаметры труб получаются 200 мм, что для ПЭ труб в изоляции за рамками сортамента.
При укладке их в "болото" работать эта изоляция особо не будет + вопрос срока службы в агрессивной среде....
В чем-то Ваша правда. Но в данном случае боюсь болото и останется. Мелиорации заказчик делать не хочет, а все здания у него на плитных фундаментах выше уровня земли - т.е. котлованов не будет. какой-то прифундаментный дренаж возможно и сделают, но сделают\нет, сколько он заберет воды и из какой глубины - это "гадание на кофейной гуще".
Ну не соглашусь, сейчас строим в таких же условиях завод. Оборотка сталь, с АКЗ заводской готовности, стыки термоусаживающиеся манжеты, + катодная защита. Речь же не про то чтобы просто битумом помазать, а нормальную полиэтиленовую оболочку нанести в условиях завода (ГОСТ 9.602-2016)
В Вашем случае, если это действительно болото, я бы больше внимания уделил основанию. И если потребуется балластировка.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.