Цитата(OYL @ 26.12.2012, 16:06)

На верхнем графике - нормальный пьезометр, на нижнем - обращение на одном стояке. Чем меньше сопротивление стояка и больше магистрали - тем вероятнее такое явление
Вот, как ответил
ShaggyDoc когда-то в другой теме (лет 6 назад):
"Сравним системы с тупиковым и попутным движением воды.
На прилагаемом рисунке слева показана тупиковая, а справа - попутная система (система "Тихельмана").
Схемы упрощены, показаны только 4 стояка, увеличен для наглядности вертикальный масштаб пьезометрических графиков.
Полагаю также, что не нужно объяснять, что такое пьезометрический график.
В верхней части показаны графики
идеализированных систем. В таких системах потери напора в магистралях принимаются минимальными, а потери в стояках максимальными. Для обеспечения гидравлической устойчивости по СНиП потери в стояках должны быть не менее 70% от общих потерь в системе, а еще лучше если потери в стояках
будут 90-95%.
"Идеализированность" заключается в том, что линии потерь напора в магистралях изображены прямыми от начала до конца.
В реальных системах такого не достигается, так как трубы выпускаются с дискретным шагом диаметров. Да этого и не нужно, график в магистралях может быть и ломаным. Реальная гидравлически устойчивая система отличается от идеализированной различными углами наклона графика для магистралей на участках между стояками.
На верхних пьезометрах видно
преимущество попутной схемы - все стояки (если допустить, что они одинаково нагружены)
находятся под одним располагаемым напором. Для тупиковой системы имеется разница располагаемых напоров, которую надо снимать шайбами или регуляторами. Напор, который надо гасить, показан черным цветом.
Ниже показаны графики систем, обладающих горизонтальной гидравлической
неустойчивостью.
Такие системы появляются потому, что ради мнимой экономии диаметры магистралей делаются "по минимуму",
а сопротивление стояков получается минимальным просто конструктивно.
Столь резко "помодневшие"
двухтрубные системы являются гидравлически неустойчивыми "от рождения".
Все приборы в двухтрубной системе присоединены параллельно вводу. Теплоноситель нужно распределить по множеству параллельных участков. Добиться этого можно только с помощью регуляторов. Регулятор является обязательным элементом,
ради чего западные производители и подбросили идею о возврате к двухтрубным системам.
Кроме того, расход через каждый прибор в двухтрубной системе минимальный, а сопротивление самих приборов очень низкое.
Напомню, что для нормальной работы регулятора любого типа необходимо определенное соотношение между потерями
напора в магистрали, регулируемом объекте (радиаторе) и самом регуляторе.
Увязка потерь напора в 2-х трубных системах за счет диаметров труб неосуществима, и реализуется регуляторами
(современное решение), арматурой с повышенным сопротивлением (так и не реализованное старинное решение "от бедности"),
шайбами (просто, но практически неосуществимо), или вообще никак. В результате они работают только при пропуске воды в
2-4 раза больше расчетного расхода.
Однотрубная система гидравлически более устойчивая. Вода последовательно проходит по этажестоякам,
расход через стояк равен сумме расходов, которые нужны были бы на такое же количество приборов в двухтрубной системе.
Принципиально однотрубная система может работать и с тупиковым и с попутным движением воды. И попутная схема, если не надо
тянуть дополнительных "возвратных" труб, может быть и более выгодной и устойчивой по сравнению с тупиковой.
А что мы имеем у автора темы? У него горизонтальная двухтрубная система с 30 стояками и с запорными кранами.
И магистраль постоянного диаметра 16 мм. Вполне возможно, что по такой трубе может быть пропущен требуемый
суммарный расход с допустимой скоростью. Но только скорость - не решающий фактор.
Если бы такая система была смонтирована по тупиковой схеме, то ее пьезометрический график был бы примерно такой,
как внизу слева.
При отсутствии регуляторов или шайб вода бы неправильно распределялась по стоякам, ближние приборы бы перегревались, концевые недогревались. Типичная картина, устраняемая наладкой или завышением расхода.
В системе с собственным котлом на это можно и пойти.
При
попутном движении воды через много стояков (приборов) картина меняется.
Пьезометрические графики подающей и обратной магистрелей могут,
при обределенном сочетании условий, пересекаться.
Посмотрите внимательно на рисунок - пьезометр для попутной. Наклон графика в подающей магистрали такой же, как на соответствующем участке обратки, и графики пересекаются. Это даже на 4-х приборах произошло, а если приборов много,то может появится несколько перехлестов. Какие-то приборы могут оказаться без циркуляции, какие-то с обратной циркуляцией, какие-то работать правильно.
Это я "на пальцах объясняю", теория изложена у Богословского. В наше время обязательно выполнялись контрольные и курсовые по расчету различных систем, чтобы студенты понимали, что их не дурят.
Как сейчас - не знаю. Впечатление такое, что обучение идет на инструкциях фирм, да прайсах.
В данном конкретном случае попутная схема явно сделана неправильно. Как исправить - можно установить только расчетом.
Я бы лично вообще сделал горизонтальную однотрубную систему
без единого разветвления потоков воды и без единого регулятора.
Или, если уж так нужно мифическое автоматическое регулирование температуры воздуха с "фирменной" точностью,
то
горизонтальную бифилярную систему с регулированием половины приборов."