Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqx6kV7S
IPB IPB
Проектирование, монтаж, наладка, сервис


Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

- Стандарт НП «АВОК» 7.11-2024
«Рекомендации по проектированию инженерных систем
дошкольных образовательных организаций»

АВОК в соц. сетях
ИНН: 7714824045 | erid: 2VtzqwzKQiU
9 страниц V  « < 4 5 6 7 8 > »   
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> напорная или напорно-самотечная канализация, выбор режима канализования при сложном рельефе
Serg Ivanov
сообщение 29.1.2021, 15:29
Сообщение #151


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:11) *
Сорри, “форс-мажор”, пришлось отлучиться.
И так. Смотрим рисунок ниже.
Когда жидкость в приемной емкости (далее резервуар) будет на 0,15 м выше верха отводящего трубопровода ( уровень 1 ), закрываем задвижку 2, открываем задвижку 1. Происходит зарядка сифона, осуществляется отвод жидкости из резервуара и ее транспортировка вниз к реке.
При уровне жидкости 2, открываем задвижку 2, происходит срыв сифона, закрываем задвижку 1, наполняется резервуар. По отводящему трубопроводу жидкость будет продолжать уходить вниз, а в трубопровод будет поступать воздух в объеме равным объему уходящей жидкости.
Ни в коем случае нельзя допускать закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1. В лучшем случае это приведет к остановке движения жидкости, в худшем, что более вероятно, разрушение трубопровода вследствие недопустимого вакуума.

Объём резервуара должен быть не менее:
Vрез = Vтр – 0,007 х t,
где: Vтр – объем отводящего трубопровода, м3;
0,007 – минимальное поступление жидкости в резервуар, м3/с;
t – полное время протекания жидкости от резервуара к реке, с.

И всё вроде бы хорошо, но есть два подводных камня.
Первый – это очень холодный воздух зимой в Иркутске, т.е. нельзя допустить его поступление в трубопровод без подогрева.
Второй – летом, во время дождей, будут моменты, когда резервуар уже наполнился, а из отводящего трубопровода еще не вся жидкость ушла. Надо открывать задвижку 1, при ещё неполном закрытии задвижки 2, что усложняет процесс автоматизации работы задвижек.
При установке насоса в резервуар, работа задвижек – та же, подводные камни – те же.

Простой вопрос от экспертизы - обосновать необходимость сифона и резервуара.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Spok_only
сообщение 29.1.2021, 15:34
Сообщение #152


Спокойствие, только спокойствие


Группа: Участники форума
Сообщений: 1797
Регистрация: 3.7.2008
Из: оно вам надо ?
Пользователь №: 20271



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 16:29) *
Простой вопрос от экспертизы - обосновать необходимость сифона и резервуара.

А по другому нельзя организовать напорный режим с установившемся движением жидкости .
Ликвидировав сифон насосом, только усложняем эксплуатацию.

Сообщение отредактировал Spok_only - 29.1.2021, 15:35
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 29.1.2021, 15:40
Сообщение #153


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:34) *
А по другому нельзя организовать напорный режим с установившемся движением жидкости .
Ликвидировав сифон насосом, только усложняем эксплуатацию.

Так организуйте самотечный.
Сдаётся мне, что 4 км самотечки из безнапорной ПВХ SN4 диаметром 200 мм с 80 колодцами диаметром даже 1000 мм обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.
А колодцы можно и такие:

Цитата
Пластиковые колодезные системы имеют такие положительные качества:

Низкая цена. Стоимость коллектора в зависимости от размеров и количества элементов составляет 10-50 тыс. руб.
Небольшой вес. Масса кольца высотой 1 м и диаметром более 100 см не превышает 100 кг.
Повышенная прочность. Кольца могут выдерживать перепады давления, возникающие как внутри, так и снаружи.
Простота монтажа. Для установки конструкции не требуется специальной техники.

Низкая способность к поглощению тепла. Полиэтиленовые кольца не изменяют своей формы под воздействием высоких температур. Лоток для труб также устойчив к износу.
Нечувствительность к низким температурам. В морозную погоду резервуар не повреждается и не утрачивает свойственных ему функций.

Цитата
Люки для колодцев выпускаются преимущественно круглой формы, хотя сейчас стали иногда применяться квадратные крышки для канализации.

Габариты люков можно прочитать в документе ГОСТ 3634 99. Диаметр чугунных люков составляет от 380 до 810 мм, пластиковых — от 315 мм до 1 м. некоторые люки имеют специальные замки, ограничивающие доступ.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Spok_only
сообщение 29.1.2021, 15:50
Сообщение #154


Спокойствие, только спокойствие


Группа: Участники форума
Сообщений: 1797
Регистрация: 3.7.2008
Из: оно вам надо ?
Пользователь №: 20271



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
Так организуйте самотечный.

Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.

вряд ли, но не считал

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
и 4 км трубы на 30 атм.

А вот зачем трубы на такое давление - не понимаю.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 29.1.2021, 15:58
Сообщение #155


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:50) *
Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.


вряд ли, но не считал


А вот зачем трубы на такое давление - не понимаю.

Заказчик не специалист - понятия не имеет. Там ещё и I категория электроснабжения вылезет. Или дизель генераторная.

Для напорного режима. А расчёт на гидроудар (в данном случае обязательный из-за перепада высот в 300м) может и больше выдать.
Смотровые колодцы пластиковые могут быть и 300 мм в диаметре.
Цитата
Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.

http://matline.ru/pdf/TO_Chambers_Corsys.pdf
Технические рекомендации по проектированию и строительству подземных трубопроводных систем безнапорной хозяйственно-бытовой канализации и дождевой канализации с применением колодцев из полиэтилена (ТР 102-08)
https://matline.ru/info/579/#tpr_plastik
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Spok_only
сообщение 30.1.2021, 9:46
Сообщение #156


Спокойствие, только спокойствие


Группа: Участники форума
Сообщений: 1797
Регистрация: 3.7.2008
Из: оно вам надо ?
Пользователь №: 20271



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
А расчёт на гидроудар (в данном случае обязательный из-за перепада высот в 300м)

Не ставить в конце трассы запорную арматуhу и не будет классического гидроудара.
Но... возможен вакуумудар (((

Смотрим сообщение 150. Резкое закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1 приведёт к мгновенному образованию вакуума, стремящемуся к абсолютному значению.
И если бы для этого случая нарисовать пьезометр, то практически вся трасса оказалась бы под разрежением ниже абсолютного вакуума, что есть невозможно.
Поэтому, запустятся природные процессы, в первую очередь произойдет разрушение трубопровода, даже в нескольких местах.
Но если трубы смогут выдержать вакуум, близкий к абсолютному, может произойти следующее (немного фантазирую).
Сначала вспомним, что при значении вакуума 9,9 м вода кипит при температуре 6,7оС.
Стремительное разрежение приведет к резкому вскипанию жидкости, т.е. её разрушению. А если не будет жидкости, то и не будет того, что создает разрежение. Таким образом вся трасса будет находиться под вакуумом, близким к абсолютному. В нижней части трассы (9,5 м по высоте) будет жидкость, дальше паровоздушная смесь, а вверху – воздух.

Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Skorpion
сообщение 30.1.2021, 14:29
Сообщение #157





Группа: Участники форума
Сообщений: 2457
Регистрация: 21.11.2006
Из: Р. Волга
Пользователь №: 4837



Цитата(Aerl @ 29.1.2021, 8:20) *
Тогда точно нужно устройство для автоматического впуска/выпуска воздуха, после задвиги. И даже страшно представить что произойдет в трубопроводе, в момент закрытия задвижки если клапан вдруг не откроется))
Что страшного-то?


Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 15:50) *
Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.

Заказчику Тороповой должно быть безразлично, какой будет режим. Он не хочет иметь дело с заботой о нескольких десятках бесхозных смотровых колодцев в тайге, ибо отдает себе отчет в том, что: а) через полгода крышки люков колодцев будут разворованы и б) в открытый люк обязательно кто-нибудь свалится и погибнет, а его посодют.
Цитата(Spok_only @ 30.1.2021, 9:46) *
Не ставить в конце трассы запорную арматуhу и не будет классического гидроудара.
Но... возможен вакуумудар (((
Смотрим сообщение 150. Резкое закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1 приведёт к мгновенному образованию вакуума, стремящемуся к абсолютному значению.
И если бы для этого случая нарисовать пьезометр, то практически вся трасса оказалась бы под разрежением ниже абсолютного вакуума, что есть невозможно.
Поэтому, запустятся природные процессы, в первую очередь произойдет разрушение трубопровода, даже в нескольких местах.
Но если трубы смогут выдержать вакуум, близкий к абсолютному, может произойти следующее (немного фантазирую).
Сначала вспомним, что при значении вакуума 9,9 м вода кипит при температуре 6,7оС.
Стремительное разрежение приведет к резкому вскипанию жидкости, т.е. её разрушению. А если не будет жидкости, то и не будет того, что создает разрежение. Таким образом вся трасса будет находиться под вакуумом, близким к абсолютному. В нижней части трассы (9,5 м по высоте) будет жидкость, дальше паровоздушная смесь, а вверху – воздух.
Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.

Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Прикрепленный файл  Скриншот_30_01_2021_151831.jpg ( 149,95 килобайт ) Кол-во скачиваний: 12


Сообщение отредактировал Skorpion - 30.1.2021, 14:31
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 1.2.2021, 6:36
Сообщение #158





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
Так организуйте самотечный.
Сдаётся мне, что 4 км самотечки из безнапорной ПВХ SN4 диаметром 200 мм с 80 колодцами диаметром даже 1000 мм обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.


вариант самотечной канализацией с колодцами исключен Заказчиком.
Но даже если бы канализация все-таки была самотечной, пластиковые колодцы в данном случае неприменимы: температура воздуха в холодный период года опускается до -53 град, колодцы пластиковые можно транспортировать только при температуре до -15 град. Требование к материалам, применяемым в проекте - транспортирование до -60. Кроме того, объект находится на Севере области, доставка туда пластиковых колодцев обойдется ну очень дорого, несравнимо со стоимостью сборных элементов, изготавливаемых на местном заводе.

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 10:39) *
А также суходолов.


с дюкером идея конечно интересная, но четкого определение дюкера нормативного я не нашла. Под суходол наш рельеф тоже никак не подходит...

Сообщение отредактировал toropova - 1.2.2021, 6:30
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 1.2.2021, 7:03
Сообщение #159





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Skorpion @ 27.1.2021, 9:29) *
Выкладываю свой вариант расчета.


Skorpion, я правильно понимаю, что при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный?
и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?

В другой же вашей таблице, которую размещал Дмитрий, он задавал диаметры 110-250мм, потери напора по трассе до 300м. Здесь вроде логично, что играя диаметрами погасили весь напор.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 1.2.2021, 7:19
Сообщение #160





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
Там ещё и I категория электроснабжения вылезет. Или дизель генераторная.

https://matline.ru/info/579/#tpr_plastik

а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Aerl
сообщение 1.2.2021, 8:44
Сообщение #161





Группа: Участники форума
Сообщений: 1904
Регистрация: 31.7.2013
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 200823



Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Что страшного-то?


Spok_only уже описал это, если задвижка у резервуара, то при закрытии произойдет вакуум в трубопроводе (если по каким либо причинам не обеспечился впуск воздуха), что-то похожее происходит в канализационном невентилируемом стояке, только цифры иные.

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Заказчику Тороповой должно быть безразлично, какой будет режим. Он не хочет иметь дело с заботой о нескольких десятках бесхозных смотровых колодцев в тайге, ибо отдает себе отчет в том, что: а) через полгода крышки люков колодцев будут разворованы и б) в открытый люк обязательно кто-нибудь свалится и погибнет, а его посодют.

Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Прикрепленный файл  Скриншот_30_01_2021_151831.jpg ( 149,95 килобайт ) Кол-во скачиваний: 12


Сечение при избыточном и вакуумметрическом давлении работает совершенно иначе, возьмите ту же соломенку создайте сначала избыточное, а потом вакуумметрическое. Результат я думаю предсказуем)) так что только считать, и считать, на PN трубы вообще не смотрим)

Сообщение отредактировал Aerl - 1.2.2021, 8:45
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry_vk
сообщение 1.2.2021, 9:22
Сообщение #162


инженер ВК


Группа: Участники форума
Сообщений: 5147
Регистрация: 9.3.2011
Из: Липецк
Пользователь №: 97477



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?

Если по расчёту весь напор не гасится, значит инженер не определил пропускную способность системы. Строим характеристику системы, уточняем расход при имеющемся напоре. Тогда пьезометрическая линия в конце трассы уйдёт в ноль.
Попробуйте вставить данные из расчёта Skorpionа в мой вариант таблички, там автоматически построится пьезометрическая и напорная линия.
Если по расчёту мы имеем 250 м напора на выходе, то расход в напорном режиме будет примерно в 2 раза выше. Значит сеть пропускает 25 л/с в самотечном режиме и никогда не работает в напорном.

К принтскрину speleosа тоже есть вопросы, указывающие на недостоверность полученных результатов. У него теперь тоже есть сомнения на эту тему)

В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.
В случае избыточного пьезометрического напора в конце трассы ситуация прямо противоположная.

Цитата(Spok_only @ 30.1.2021, 9:46) *
Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.

Есть способ проще) Дыхательный патрубок без арматуры вместо автоматического клапана.
Если нет сифона, это самое простое решение.
Сифон и задвижка - это 2 разных решения, совмещать их не имеет смысла.

Сообщение отредактировал Dmitry_vk - 1.2.2021, 9:12
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
nagger
сообщение 1.2.2021, 9:28
Сообщение #163





Группа: Участники форума
Сообщений: 2628
Регистрация: 11.3.2013
Из: РФ
Пользователь №: 184682



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный

А нет путаницы между "напорным режимом" и самотёком, работающим полным сечением?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Aerl
сообщение 1.2.2021, 9:33
Сообщение #164





Группа: Участники форума
Сообщений: 1904
Регистрация: 31.7.2013
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 200823



Цитата(nagger @ 1.2.2021, 9:28) *
А нет путаницы между "напорным режимом" и самотёком, работающим полным сечением?


Полное сечение уже напорный режим

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.
В случае избыточного пьезометрического напора в конце трассы ситуация прямо противоположная.


Все решается очень просто, путем подбора значений в эксель) там функция такая есть)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 1.2.2021, 9:46
Сообщение #165


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 8:19) *
а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается

Вы должны проверить. Задание на проектирование подписывает в т.ч. и проектировщик. А отменить нормы заказчик не может. Задание противоречит нормам - виноват только проектировщик как специалист знающий нормы.

Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:36) *
вариант самотечной канализацией с колодцами исключен Заказчиком.
Но даже если бы канализация все-таки была самотечной, пластиковые колодцы в данном случае неприменимы: температура воздуха в холодный период года опускается до -53 град, колодцы пластиковые можно транспортировать только при температуре до -15 град. Требование к материалам, применяемым в проекте - транспортирование до -60. Кроме того, объект находится на Севере области, доставка туда пластиковых колодцев обойдется ну очень дорого, несравнимо со стоимостью сборных элементов, изготавливаемых на местном заводе.

Т.е. трубы только сталь. И то не всякая. rolleyes.gif
А колодцы в тайге всё равно придётся поставить. Для вантузов, клапанов впуска и защемления воздуха и проч. На -60С. rolleyes.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry_vk
сообщение 1.2.2021, 10:20
Сообщение #166


инженер ВК


Группа: Участники форума
Сообщений: 5147
Регистрация: 9.3.2011
Из: Липецк
Пользователь №: 97477



Цитата(Aerl @ 1.2.2021, 9:33) *
Все решается очень просто, путем подбора значений в эксель) там функция такая есть)

Чтобы просто решить, нужно знать, что решать. Я больше о постановке задачи, чем о способах решения. Главное не упустить на старте.
Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 9:46) *
А колодцы в тайге всё равно придётся поставить. Для вантузов, клапанов впуска и защемления воздуха и проч.

Сергей, а зачем всё это хозяйство по трассе?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Aerl
сообщение 1.2.2021, 10:24
Сообщение #167





Группа: Участники форума
Сообщений: 1904
Регистрация: 31.7.2013
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 200823



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:19) *
а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается


Что и дождь по щелчку выключите?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 1.2.2021, 11:10
Сообщение #168





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 9:46) *
Т.е. трубы только сталь. И то не всякая. rolleyes.gif


ну вот кстати насчет труб пэ заказчик ничего против не имеет -в ГОСТ 18599-2001 указаны правила транспортировки ПЭ труб в районы Крайнего Севера, а вот колодцы так не упакуешь smile.gif))

Цитата(Aerl @ 1.2.2021, 10:24) *
Что и дождь по щелчку выключите?

дождь конечно никто выключать не будет smile.gif, но на случай ремонтных работ на сети, очищенный сток Заказчик планирует откачивать в емксоти технической воды, а ливневку сверхрасчетной интенсивности (если таковая будет в этот момент), отводить в дренажный котлован

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.

с этим все понятно, ранее про это писали, я так и делала, спасибо
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 1.2.2021, 12:02
Сообщение #169


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 12:10) *
ну вот кстати насчет труб пэ заказчик ничего против не имеет -в ГОСТ 18599-2001 указаны правила транспортировки ПЭ труб в районы Крайнего Севера, а вот колодцы так не упакуешь smile.gif))

Колодцы 315 мм в диаметре из того же материала что и трубы. Поставщик хоть во что упакует по желанию заказчика.

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 11:20) *
Сергей, а зачем всё это хозяйство по трассе?

А что бы трубы не рвало.

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 15:29) *
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Прикрепленный файл  Скриншот_30_01_2021_151831.jpg ( 149,95 килобайт ) Кол-во скачиваний: 12

Расплющит трубу - а так ничего, да. Ссылку на расчёт я выше давал. Случай из практики на форуме тоже описан.
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=1...%E0%EA%F3%F3%EC
Цитата
Цитата(ViC @ 9.9.2019, 11:17) *

День добрый, уважаемые коллеги!

Стандартная схема водоснабжения: резервуары надземные вертикальные, насосная станция (под заливом), кольцевой водопровод наружный и кольцевой водопровод внутри корпусов.

Есть перемычка (одна из перемычек) на высоте 7,8 м основная труба уложена на 2,3 м.
В результате слива системы через поливочные краны, по словам эксплуатации, в трубе возник вакуум и трубу на отметке 7,8 сплющило.

Как это могло случиться, кто что думает?

Прилагаю кусочек схемы: ввод и саму перемычку.
[attachment=137646:_____.pdf]

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry_vk
сообщение 1.2.2021, 12:30
Сообщение #170


инженер ВК


Группа: Участники форума
Сообщений: 5147
Регистрация: 9.3.2011
Из: Липецк
Пользователь №: 97477



Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 12:02) *
А что бы трубы не рвало.

Чем? Конкретно в случае с дыхательных патрубком в начале трассы после задвижки или с открытым трубопроводом, как вы предлагаете.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 1.2.2021, 12:39
Сообщение #171


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 13:30) *
Чем? Конкретно в случае с дыхательных патрубком в начале трассы после задвижки или с открытым трубопроводом, как вы предлагаете.

Гидроударами.
Цитата
8.9. На водоводах и линиях водопроводной сети в необходимых случаях надлежит предусматривать установку:
поворотных затворов (задвижек) для выделения ремонтных участков;
клапанов для впуска и выпуска воздуха при опорожнении и заполнении трубопроводов;
клапанов для впуска и защемления воздуха;
вантузов для выпуска воздуха в процессе работы трубопроводов;
выпусков для сброса воды при опорожнении трубопроводов;
компенсаторов;
монтажных вставок;
обратных клапанов или других типов клапанов автоматического действия для выключения ремонтных участков;
регуляторов давления;
аппаратов для предупреждения повышения давления при гидравлических ударах или при неисправности регуляторов давления.
На трубопроводах диаметром 800 мм и более допускается устройство лазов (для осмотра и чистки труб, ремонта запорно-регулирующей арматуры и др.).
На самотечно-напорных водоводах следует предусматривать устройство разгрузочных камер или установку аппаратуры, предохраняющих водоводы при всех возможных режимах работы от повышения давления выше предела, допустимого для принятого типа труб.

Ну, а вообще - кто не рискует тот не пьет шампанское. И в тюрьме не сидит. Может и так обойдётся. rolleyes.gif
С точки зрения прокуратуры закрытый нижний конец трубы - вполне возможный режим работы.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Spok_only
сообщение 1.2.2021, 13:17
Сообщение #172


Спокойствие, только спокойствие


Группа: Участники форума
Сообщений: 1797
Регистрация: 3.7.2008
Из: оно вам надо ?
Пользователь №: 20271



Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
Смотровые колодцы пластиковые могут быть и 300 мм в диаметре.

Какой смысл в устройстве таких колодцев ? Чтобы открыть, посмотреть и плюнуть ? smile.gif

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет.


Появились сомнения в написанном мною (. Пришлось восполнять пробелы по вакууму.
Из того, что выдернул (см. ниже) делаю вывод, что трубопровод окажется под низким вакуумом.
Но все равно очкую smile.gif


Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Vak.jpg ( 208,89 килобайт ) Кол-во скачиваний: 22
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Serg Ivanov
сообщение 1.2.2021, 14:59
Сообщение #173


Инженер ВК


Группа: Модераторы
Сообщений: 9548
Регистрация: 17.1.2006
Из: Кишинёв
Пользователь №: 1877



Цитата(Spok_only @ 1.2.2021, 14:17) *
Какой смысл в устройстве таких колодцев ? Чтобы открыть, посмотреть и плюнуть ? smile.gif



Появились сомнения в написанном мною (. Пришлось восполнять пробелы по вакууму.
Из того, что выдернул (см. ниже) делаю вывод, что трубопровод окажется под низким вакуумом.
Но все равно очкую smile.gif

1.
Цитата
Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.

2. А высокий и не требуется.
Ну или вариант - земля подтаяла на выпуске, грунт сместился, пережал трубу. 30 бар порвало трассу. Почему не предусмотрели?
Цитата
На самотечно-напорных водоводах следует предусматривать устройство разгрузочных камер или установку аппаратуры, предохраняющих водоводы при всех возможных режимах работы от повышения давления выше предела, допустимого для принятого типа труб.

Сухари сушите. unsure.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Skorpion
сообщение 1.2.2021, 15:52
Сообщение #174





Группа: Участники форума
Сообщений: 2457
Регистрация: 21.11.2006
Из: Р. Волга
Пользователь №: 4837



Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
1. Skorpion, я правильно понимаю, что при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный?
2. и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?
3. В другой же вашей таблице, которую размещал Дмитрий, он задавал диаметры 110-250мм, потери напора по трассе до 300м. Здесь вроде логично, что играя диаметрами погасили весь напор.

1. Именно так я себе это представляю.
2. 3. Когда я загрузил на форум свой расчет, я через некоторое время обнаружил, что ошибся, но отзывать на редактирование, чтобы удалить это сообщение, было поздно. Я начал переделывать, но при замене диаметров, напр., как на скриншоте , произошел сбой в экселе. (см. скриншот). Кроме того, в расчетной таблице мною допущены ошибки в формулах и в порядке расположения столбцов, но и это исправить не удалось: появляется сообщение, что Windows10 больше не поддерживает версию Excel 8, как-то так. Убил 2 суток, пришел к выводу, что надо отдавать комп спецам на переустановку. Ваши вопросы – в правильном русле. «Играя диаметрами» !!! rolleyes.gif Прикрепленный файл  Скриншот_01_02_2021_150431.jpg ( 138,46 килобайт ) Кол-во скачиваний: 11


Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
1. Если по расчёту весь напор не гасится, значит инженер не определил пропускную способность системы. Строим характеристику системы, уточняем расход при имеющемся напоре. Тогда пьезометрическая линия в конце трассы уйдёт в ноль.
2. Попробуйте вставить данные из расчёта Skorpionа в мой вариант таблички, там автоматически построится пьезометрическая и напорная линия.
3. Если по расчёту мы имеем 250 м напора на выходе, то расход в напорном режиме будет примерно в 2 раза выше. Значит сеть пропускает 25 л/с в самотечном режиме и никогда не работает в напорном.
4. В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или А) определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или Б) должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.



Характеристика системы – это как?
1. Пьезометрическая линия в конце трассы хотелось бы, чтобы она ушла на скоростной напор V2/2g – так будет точнее.
2. Я то же это пытался сделать, но не удалось по причинам, изложенным выше.
3. Не уловил смысла сказанного.
4. А) Нам расход задан и он замене не подлежит. Б) Это правильно

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry_vk
сообщение 1.2.2021, 23:34
Сообщение #175


инженер ВК


Группа: Участники форума
Сообщений: 5147
Регистрация: 9.3.2011
Из: Липецк
Пользователь №: 97477



Цитата(Skorpion @ 1.2.2021, 15:52) *
Характеристика системы – это как?
1. Пьезометрическая линия в конце трассы хотелось бы, чтобы она ушла на скоростной напор V2/2g – так будет точнее.
2. Я то же это пытался сделать, но не удалось по причинам, изложенным выше.
3. Не уловил смысла сказанного.
4. А) Нам расход задан и он замене не подлежит. Б) Это правильно

Вы правы, характеристика не системы, а сети.
1. Не будет точнее. Пьезометрическая линия в ноль. Скоростной напор учитывает линия полной энергии или напорная линия.
3. Если на выходе из сети мы имеем пьезометрический напор, значит расчётный расход мы приняли меньше того, который может пропустить наша сеть при нашем располагаемом напоре. Фактический расход будет выше, за счёт этого потери вырастут и пьезометрическая линия придёт в ноль. Расход можно определить подбором, можно графически по характеристик сети. Можно в том же экселе вставить ещё один график.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 2.2.2021, 5:24
Сообщение #176





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 14:59) *
1. Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.


в начале проектирования в ТЗ была прописана именно самотечная канализация, но когда Заказчик увидел количество колодцев по трассе, то ТЗ решили поменять...
спецтехники для прочистки предлагаемых пластиковых колодцев на объекте заказчика просто нет
трасса идет по тайге, рельеф сложный, в зимнее время проезд по трассе будет просто невозможен - снега выпадет столько, что ни одна техника не проедет, ну и реально медведей много ходит... Поэтому и обслуживать колодцы крайне затруднительно или даже невозможно

Цитата(Skorpion @ 1.2.2021, 15:52) *
1. Именно так я себе это представляю.
2. 3. Когда я загрузил на форум свой расчет, я через некоторое время обнаружил, что ошибся, но отзывать на редактирование, чтобы удалить это сообщение, было поздно. Я начал переделывать, но при замене диаметров, напр., как на скриншоте , произошел сбой в экселе. (см. скриншот). Кроме того, в расчетной таблице мною допущены ошибки в формулах и в порядке расположения столбцов, но и это исправить не удалось: появляется сообщение, что Windows10 больше не поддерживает версию Excel 8, как-то так. Убил 2 суток, пришел к выводу, что надо отдавать комп спецам на переустановку. Ваши вопросы – в правильном русле. «Играя диаметрами» !!! rolleyes.gif Прикрепленный файл  Скриншот_01_02_2021_150431.jpg ( 138,46 килобайт ) Кол-во скачиваний: 11

Понятно, спасибо за пояснение! скорейшего выздоровления вашей технике! rolleyes.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry_vk
сообщение 2.2.2021, 8:39
Сообщение #177


инженер ВК


Группа: Участники форума
Сообщений: 5147
Регистрация: 9.3.2011
Из: Липецк
Пользователь №: 97477



Покопался в телефоне, нашёл сифонные водосливы на действующей дамбе. Заряжаются сами при аварийном уровне. Один Ду 200-300, второй Ду 400-500.
Опять же, кому интересно)


Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 12:39) *
Гидроударами.

А гидроудары откуда?
Понимаю гидроудары при закрытии задвижки после резервуара и отсутствии или недостаточной пропускной способности устройств для впуска воздуха.
В случае, предложенном вами, при отсутствии задвижки на трассе можете пояснить механизм появления гидроудара?
В случае, предложенным мной, при наличии дыхательного патрубка после задвижки можете пояснить механизм появления гидроудара?
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  IMG_20210202_082712.jpg ( 361,98 килобайт ) Кол-во скачиваний: 14
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Aerl
сообщение 2.2.2021, 9:21
Сообщение #178





Группа: Участники форума
Сообщений: 1904
Регистрация: 31.7.2013
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 200823



Цитата(toropova @ 2.2.2021, 5:24) *
в начале проектирования в ТЗ была прописана именно самотечная канализация, но когда Заказчик увидел количество колодцев по трассе, то ТЗ решили поменять...
спецтехники для прочистки предлагаемых пластиковых колодцев на объекте заказчика просто нет


Я вот все равно не понимаю что такого в колодцах плохого? что с ними такого нужно делать каждую зиму? с ними сеть обслуживать по сути легче, так как в случае возникновения засора всегда есть доступ к трубе, да идентифицировать сеть на местности легче. Неужели легче выкопать и заменить участок сети, чем попытаться его прочистить из колодца, и все это зимой, где как Вы говорите техника не проедет.

Цитата(toropova @ 2.2.2021, 5:24) *
трасса идет по тайге, рельеф сложный, в зимнее время проезд по трассе будет просто невозможен - снега выпадет столько, что ни одна техника не проедет, ну и реально медведей много ходит... Поэтому и обслуживать колодцы крайне затруднительно или даже невозможно

И при всем при этом напорка всего одна.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
toropova
сообщение 2.2.2021, 10:37
Сообщение #179





Группа: Участники форума
Сообщений: 45
Регистрация: 8.7.2012
Из: Иркутск
Пользователь №: 155965



Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 9:21) *
Я вот все равно не понимаю что такого в колодцах плохого? что с ними такого нужно делать каждую зиму? с ними сеть обслуживать по сути легче, так как в случае возникновения засора всегда есть доступ к трубе, да идентифицировать сеть на местности легче. Неужели легче выкопать и заменить участок сети, чем попытаться его прочистить из колодца, и все это зимой, где как Вы говорите техника не проедет.

И при всем при этом напорка всего одна.


а какие засоры? основной сток после очистных, а сток от ливневки сверхрасчетной интенсивности (только летний период) приходит от разделительной камеры в регулирующем резервуаре, где предусмотрены решетки
что касается одной напорной линии: Заказчик прописывает данную категорию в ТЗ, основываясь на том, что поселок до 5 тыс чел. и возможен перерыв в подаче до суток
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Aerl
сообщение 2.2.2021, 11:20
Сообщение #180





Группа: Участники форума
Сообщений: 1904
Регистрация: 31.7.2013
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 200823



Цитата(toropova @ 2.2.2021, 10:37) *
а какие засоры? основной сток после очистных, а сток от ливневки сверхрасчетной интенсивности (только летний период) приходит от разделительной камеры в регулирующем резервуаре, где предусмотрены решетки
что касается одной напорной линии: Заказчик прописывает данную категорию в ТЗ, основываясь на том, что поселок до 5 тыс чел. и возможен перерыв в подаче до суток


А у Вас есть 100% уверенность что этого не произойдет? dry.gif . Перерыв на сутки) прикольно, и что успеют ликвидировать, с учетом того что оказывается до колодца то добраться проблема)
Сифон это все прикольно, но больно капризно в Ваших условиях на мой взгляд, рельеф, трасса в 4км. Например из-за биобрастания стенок труб (пусть и после ОС, но органика остается в воде) гидравлическая характеристика отдельных участок может меняться, с возникновением участков с вакуумом, и это все ну очень не предсказуемо.

ПС Dmitry_vk спрашивал с моделировать ситуацию с вакуумом, прикладываю эксель, докинул туда еще расчет по Добромыслову, и возможность накидывать зарастание трубы в мм. Запаковал в архив, т.к. не дает загружать фаил с макросами судя по всему(
Прикрепленные файлы
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

9 страниц V  « < 4 5 6 7 8 > » 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
3 чел. читают эту тему (гостей: 3, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Реклама
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274



ООО "Русич" ИНН 9721068883 / ЕРИД 2VtzqvMjLF8


ООО «УНИСПЛИТ» ИНН: 6453155081 erid:2VtzqxXgvJi

Реклама: ООО «СибСтронг» | ИНН 6670013662 | ERID: 2VtzqwyM2dc

Последние сообщения Форума






RSS Текстовая версия Сейчас: 24.7.2025, 7:15
Политика ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС» в отношении обработки персональных данных