malkavian_1979
4.6.2013, 18:32
Добрый вечер всем!
Мне требуется помощь вот в такой ситуации:
Дано: корабль, наружные стенки и палубы - обычная углеродистая сталь 4-5 мм.
Внутри установлена ТЗИ фирмы ROCKWOOL серия Marine. Стенки - 130мм (3 слоя), Подволок - 100мм (1 слой).
Слои фольгированные аллюминием, лямбда для материала ТЗИ около 0,035.
Климатические условия обычные:
зима - минус 32 (влажность 85%), лето - плюс 30 (влажность 70%).
внутри - плюс 20 и плюс 24 соответственно, влажность - 40-60%.
Вопрос: как в предложенной схеме теплоизоляции определить точку росы.
Меня одолевают опасения, что в холодный период влага будет конденсироваться внутри слоя ТЗИ, что не есть гуд.
Спасибо
Конденсация будет наверняка. Стенка-то всяко будет -32С. Пример. Балок (домик нефтедобытчиков), изготовленный из 20-футового морского контейнера. Обшивка, теплоизоляция... Внутри кухонька, спальные места. С потолка льет. Ничего не напоминает?
Дело в том, что изоляция воздухопроницаемая, в помещении постоянный "генератор влаги". Окна современные, вентиляции - ноль.
Другой пример, космос, станция "Салют", между корпусом и обшивкой полметра кабелей. Как Вы понимаете с вентиляцией, примерно как балке. На теневой стороне под обшивкой куб воды. Замыкание, пожар... Кстати, представляете, каково гореть в "бочке". Обошлось.... Но на станции "Мир" уже стоял, как тогда называли специалисты вентиляции "механический осушитель воздуха". А по-нашему - холодильная машина с блоком рекуперативного охлаждения-нагрева воздуха и влагоотделением в холодной зоне.
Кстати, представьте, как работает холодильный компрессор в невесомости, и как добиться там влагоотделения. Интересная была задачка!
Ну, а помочь как? Либо изоляция должна быть наружной, а стенка теплой, что, видимо, в Вашем случае невозможно. Либо внутренняя изоляция должна быть воздухонепроницаемой (какой-нибудь закрытопористый пластик), что скорее всего не допустят пожарники. Либо нужно вентилировать помещения. Рискуя навлечь гнев модератора, напишу: вентилировать с рекуперацией тепла удаляемого воздуха. В качестве варианта можете рассмотреть и мои разработки. Пишите, рассмотрим...
откуда зимой влажность внутри корабля? кто и что увлажняет воздух?
чем вы напитаете воздух до 7..9 г/кг влагосодержания если на улице у вас всего 0,16 г/кг?
пока не ответите на эти вопросы, на остальные отвечать не имеет смысла.
Цитата(LordN @ 4.6.2013, 23:35)

откуда зимой влажность внутри корабля? кто и что увлажняет воздух до 7..9 г/кг влагосодержания если на улице у вас всего 0,16 г/кг?
Судя по исходным данным (40-60%, 20С), а других нет, речь идет об обитаемых помещениях. Иначе зачем их так солидно утеплять? Можно предположить, что речь идет о подготовке к "захвату" северного морского пути (-20...-40С).
malkavian_1979
5.6.2013, 9:11
Спасибо за отклики!
Вношу пояснения:
- да, судно герметичное, естественного притока/вытяжки нет;
- да, судно обитаемое, больше того - пассажирское
- система воздухоснабжения - принудительная. Приточно-вытяжные системы с рекуперацией тепла.
Цифры по влажности и температуре взяты из расчета, которые делал головной проектировщик.
Возможности менять компоновку и размещение ТЗИ нет.
Есть возможность задавать характеристики СВКВ.
Боюсь, что ситуация неразрешима. Металлическая стенка будет иметь практически наружную температуру. Изоляция Rockwool насколько я помню похожа на минвату (могу ошибаться), а значит воздухопроницаемая. Внутренняя отделка либо должна быть герметичной (мне неизвестно, как конструктивно выполняют изоляцию в морском транспорте), либо конденсация будет происходить при практически любой влажности в помещении. И вопрос только времени и степени герметичности отделки, когда все это заполнится. Остается надеятся, что по мере намерзания воды на стенке в слое изоляции. При некоторой толщине намерзания на внутренней поверхности льдины установится 0С и намерзание прекратится, если Вы во внутреннем воздухе будете держать примерно 20% влажности. Слой льда легко посчитать, теплопроводность его известна, как считать поле в многослойной изоляции, есть в учебниках. Но, думаю, Вас врядли устроит такое решение.
все это выдумки, если нет источников влаги - она не появится по волшебству.
пока я вижу только один источник - люди.
надо считать насколько они подымут влагосодержание наружного воздуха и уже исходить из этого при расчетах.
если условия по конденсации благоприятны, то надо делать пароизоляцию. и опять считать...
malkavian_1979
5.6.2013, 10:26
Если так, то Печаль.
Но чем, в итоге, грозит намерзание льда на внутренней стороне стенки? Ну лед, нагреется - растает, будет лужа на полу. ТЗИ не будет гнить?
Меня терзают смутные сомнения, ибо подобную схему (ТЗИ внутри за стальной стенкой) применяют на судах повсеместно.
Вот характеристики ТЗИ:
http://guide.rockwool-rti.ru/products/mari...e-batts-45.aspxСтыки матов будут заклеивать каким-то специальным скотчем. Обеспечит ли это полную герметичность?
Упс.
LordN, а приточный воздух разве не влажный? Если на улице 85% и, допустим, минус 10.
Далее. Там есть два ресторана и камбуз - те ещё источники влаги.
Если подскажете с принципом расчета и формулами, буду благодарен.
Цитата(malkavian_1979 @ 5.6.2013, 10:26)

Но чем, в итоге, грозит намерзание льда на внутренней стороне стенки? Ну лед, нагреется - растает, будет лужа на полу. ТЗИ не будет гнить?
а приточный воздух разве не влажный? Если на улице 85% и, допустим, минус 10.
Далее. Там есть два ресторана и камбуз - те ещё источники влаги.
Если подскажете с принципом расчета и формулами, буду благодарен.
Гнить не будет, будет промерзать, усадка, куски стен без теплоизоляции. Грибки с плесенью разведутся - это совсем не есть гуд...
Приточный воздух греется (насколько я понимаю) и при этом "сушится".
Принцип расчета общий, но здесь появляются паронепроницаемые стенка корпуса и фольга на внутренней поверхности теплоизоляции. ИМХО, какие-то мероприятия по проветриванию теплоизоляции городить придется (вентилируемая прослойка и т.д.)
Цитата(lovial @ 5.6.2013, 13:50)

Приточный воздух греется (насколько я понимаю) и при этом "сушится".
И в месте контакта приточного воздуха с холодной стенкой появляется конденсат.
malkavian_1979
5.6.2013, 11:36
Спасибо за ответы. В целом - разобрался.
Согласен с LordN - влаге взяться неоткуда, только от людей и их деятельности.
Хотя если требуется 40-60%, то будут принудительно увлажнять, что ли?
С приточным воздухом и появится.
malkavian_1979, по такой схеме все суда делаются и нигде не возникает проблема конденсата. Если я правильно помню, то буровые (приразломная, арктическая) также построены. И тоже нет проблем.
Возвращаясь к первому посту. В любой хорошей изоляции с наличием избытка влаги, точка росы зимой, получается внутри слоя. Само по себе это ерунда, на стекловате плесень особо не растет. Проблема в том, что точно также, по толщине гуляет точка замерзания. Это в свою очередь, ударным темпами разрушает изоляцию.
Соответственно, обязательна пароизоляция от внутренней влаги, гидроизоляция от внешней, и какой нибудь конструктив вентиляции внешним воздухом. И будет вам счастье...
malkavian_1979
5.6.2013, 14:15
Цитата(Gruz1709 @ 5.6.2013, 14:43)

malkavian_1979, по такой схеме все суда делаются и нигде не возникает проблема конденсата. Если я правильно помню, то буровые (приразломная, арктическая) также построены. И тоже нет проблем.
Да я о том же, просто захотел разобраться.
Цитата(daddym)
Соответственно, обязательна пароизоляция от внутренней влаги, гидроизоляция от внешней, и какой нибудь конструктив вентиляции внешним воздухом. И будет вам счастье...
Как я понял и гидроизоляция снаружи, и пароизоляцию внутри есть. А вот конструктив вентиляции внешним воздухом - проблематично. Максимум, что я смогу сделать - привести воздуховод ф100 с диффузором куда-то сверху (за потолком) в район стенки и вентилировать нагретым воздухом из ПВС.
Цитата(malkavian_1979 @ 5.6.2013, 15:15)

Максимум, что я смогу сделать - привести воздуховод ф100 с диффузором куда-то сверху (за потолком) в район стенки и вентилировать нагретым воздухом из ПВС.
Вы это, бросьте хренью то маяться.
malkavian_1979
5.6.2013, 15:18
Цитата(Gruz1709 @ 5.6.2013, 15:26)

Вы это, бросьте хренью то маяться.

да бросил уже! ))) Или Вы в смысле работу поменять?
Цитата(malkavian_1979 @ 5.6.2013, 15:15)

Как я понял и гидроизоляция снаружи, и пароизоляцию внутри есть. А вот конструктив вентиляции внешним воздухом - проблематично. Максимум, что я смогу сделать - привести воздуховод ф100 с диффузором куда-то сверху (за потолком) в район стенки и вентилировать нагретым воздухом из ПВС.
Для зданий это обычно щель между торцом сэндвича закрытым дышащей пленкой и скатом крыши. Нужно просто чтобы материал был в равновесии с окружающим воздухом, а не настоящая продувка.
Цитата(Iroha @ 5.6.2013, 14:00)

С приточным воздухом и появится.
Прикинул толщину слоя прогой "теремок" (есть на форуме).
При средней плотности URSA для Архангельска получилось 134 мм.
Какой конденсат?
Зимой даже морской воздух сухой - понятно, а летом..
Просто пример по опыту:
Фанерная яхта (9мм краснодеревной фанеры), на стенках 1 слой(!) пробки 3 мм. Во влажном питерском климате нет и намека на конденсат на стенках.
Цитата(vsklokoch @ 6.6.2013, 10:18)

Прикинул толщину слоя прогой "теремок" (есть на форуме).
При средней плотности URSA для Архангельска получилось 134 мм.
Какой конденсат?
Это где есть изоляция, а там где ее нет- будет конденсат на холодной стенке. Влага из приточного воздуха.
Наличие людей не обязательно.
Цитата(Iroha @ 6.6.2013, 8:32)

Это где есть изоляция, а там где ее нет- будет конденсат на холодной стенке. Влага из приточного воздуха.
Наличие людей не обязательно.
Согласен, но вроде, вопрос стоял " как при таких условиях теплоизоляции..." А так можно по-моему и до учета "просачивания влаги через некачественные сварные швы обшивки" добраться.
Был и другой, откуда взяться влаге, ответ - из приточного воздуха.
Конденсат на бортах судна (хехе), это отдельная тема. Пока оно не вмерзло в лед, температура стенки не может быть сильно ниже 0, независимо от погодных условий.
daddym, как это не может? Вы не только подводную часть рассматривайте. На пассажирских, как правило, надводная часть гораздо больше.
Цитата(lovial @ 5.6.2013, 11:50)

Приточный воздух греется (насколько я понимаю) и при этом "сушится".
Принцип расчета общий, но здесь появляются паронепроницаемые стенка корпуса и фольга на внутренней поверхности теплоизоляции. ИМХО, какие-то мероприятия по проветриванию теплоизоляции городить придется (вентилируемая прослойка и т.д.)
и не сушится. Влагосодержание при нагреве не меняется и получите из сухого холодного воздуха с фи мало мало воздух теплый с фи много много. Влагосодержание прежнее.
Пробку упоминали, еще может что вспомнится с высокими пароизоляционными свойствами и теплоизолирующими. Только вот , в кино видал, распорками заделывают пробоины всякие и эта паротеплоизоляция должна быть при заделке не помехой, наверное как то вот .
А что и правда всего 4-5 мм. толщина стенок борта корабля? Не больше? Ниже ватерлинии имею ввиду.Полагал, что такая толщина лишь у прогулочного катера без пассажиров бывает, типа на нем все такие пловцы умелые и матросы классные что сутками сами не утонут, если корабль пойдет ко дну.И не жалко мол, он недорог и обезопасивать бесполезно его.
инж323, непотопляемость не толщиной обеспечивается, а другими конструктивными мерами. Это и двойные днища и борта и разделение на отсеки...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.