Цитата
всё, видимо, сводится у увеличиванию диаметров лежаков и (?) стояков, а так же (или?) дросселировании приборов?
Не только, хотя это правильное направление, но это должно было быть учтено при проектировании.
У вас 25 этажей, это примерно 75 м высоты. Плотность воды подающей воды примерно 965 кг/м3, обратной примерно 983 кг/м3. Разность плотностей, помноженная на высоту установки верхнего прибора даст дополнтиельное гравитационное давление примерно
1.3 м. вод. ст. А у вас всего 5 м. Т.е. для верхних ОП как бы установлены дополнительные "насосики", с напором, составляющим
около трети потерь во всей системе.
В ситеме явно "зажаты" ради мнимой экономии диаметры магистралей и стояков. Для двухтрубной системы понятие "магистраль" или "стояк" весьма условные. Фактически "стояком", т.е. конечным потребителем является
каждый отдельный ОП.
Чтобы система работала правильно, необходимо обеспечить расчетный (или близкий к расчетному) расход через каждый ОП. Для этого сопротивления через каждое расчетное кольцо при расчетном расходе должны быть равны. А расчетным кольцом являются все участки системы через каждый ОП. В двухтрубной системе их
сотни. Система должна еще иметь гидравлическую устойчивость, т.е. пропорциональное изменение расходов при каких-то колебаниях. Здесь основным источником колебаний является дополнительное гравитационное давление.
Устойчивость обеспечивается при высоком гидравлическом сопротивлении конечных потребителей (в данном случае ОП) и малом сопротивлении магистралей и разводящих труб. Желательно чтобы сопротивление ОП было
не менее 90% от всего сопротивления системы. Сопротивление же отдельного ОП
в двухтрубной системе вместе с подводками очень малое. Для его повышения обязательно необходимы краны с
высоким сопротивлением (хоть термостаты, хоть ручные), но никак не шаровые.
В гидравлически неустойчивой системе (а тут такая и есть, да еще все усугубляется "попутностью" соединения ОП) могут происходить любые перераспределения потоков воды. А в "попутной" еще и перетоки между подающей и обраткой.
Что касается "телескопичности", то её применяют нивные проектировщики - ради "экономии". При этом умудряются даже "магистрали" диаметром 15 делать (по скорости-то проходит). Но про гидравлическую устойчивость они вообще не думают.
Наиболее четко "телескопичность" исследовал профессор Одельский.
С учетом всех факторов - и устойчивости, и металлоемкости, и унификации. И сделал математически обоснованные выводы:
1. Вариант с "идеальным телескопом" - стоимость с учетом всех факторов 100%. Но такой вариант не осуществим из-за дискретности диаметров труб.
2. Переходы "где только можно" - стоимость 99.3%.
3. Постоянный диаметр, пока нагрузка не уменьшится до 1/3, далее постоянный диаметр до конца - стоимость 97.4%.
4. Постоянный диаметр магистралей без переходов. Стоимость 98.8%.
Как видим, телескопичность даже не всегда по стоимости дешевле, а уж
устойчивость точно не обеспечивает. Вот потому для разумного проектирования наиболее подходят варианты 3 и 4.
Кстати, и формулы выведены для определения
оптимальных диаметров этих участков. "Но это уже совсем другая история" (С)