Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Крик души: о текущем состоянии рынка вентиляционного оборудования
Диалог специалистов АВОК > ГОСТЕВАЯ КНИГА АВОК > В порядке обсуждения
Aleksandr M.
Добрый день, коллеги!
В последнее время всё чаще сталкиваюсь с тревожной тенденцией на рынке вентиляционного оборудования — неуклонным стремлением производителей и поставщиков к снижению себестоимости за счёт качества. Особенно это заметно в сегменте, критичном с точки зрения надёжности и гигиены — например, в системах вентиляции для операционных блоков.
Сейчас не редкость — предложения вентиляционных установок, выполненных из оцинкованной стали, с маркетинговой формулировкой вроде «медицинская оцинковка», якобы соответствующей требованиям санитарных норм. При этом все прекрасно понимают, что даже при соблюдении всех условий монтажа и эксплуатации, оцинковка в условиях повышенной влажности и агрессивной среды (особенно при наличии конденсата) склонна к коррозии уже через несколько лет. А в реальных условиях эксплуатации — срок службы может быть ещё короче.
Что особенно удивляет — такие решения успешно проходят проектную экспертизу, а проектировщики нередко «закрывают глаза» на подобные компромиссы, мотивируя это, видимо, требованиями заказчика по бюджету. В итоге — на выходе получаем систему, формально соответствующую нормам, но не отвечающую духу инженерного подхода и долгосрочной надёжности.
Ещё одна болезненная практика — завышение характеристик оборудования за счёт принудительного разгона вентиляторов через частотные преобразователи. Да, на бумаге такие установки выдают требуемые параметры по производительности и напору, но ценой резкого сокращения моторесурса двигателей и повышения рисков преждевременного выхода из строя. Опять же — лишь бы «закрыть» спецификацию и продать.
Складывается ощущение, что инженерная культура уступает место чистой коммерции. Хотелось бы услышать ваше мнение: сталкиваетесь ли вы с подобными явлениями? Есть ли у кого-то данные или аналитика по долговечности и надёжности оборудования из разных ценовых сегментов? Возможно, есть примеры успешного отстаивания технически обоснованных решений перед заказчиками или проектировщиками?
Буду благодарен за конструктивную дискуссию и обмен реальным опытом.
ididuz
Могу ошибаться, но каких-либо требований к материалам изготовления вентиляционных установок для лечебных учреждений нет. Вы можете меня поправить, но мне кажется, что какой-либо агрессивной среды в концентрациях, которые могли бы привести к ускоренной коррозии оцинкованной стали, в вытяжных системах и тем более в приточных нет. Относительная влажность воздуха, насколько я знаю, сама по себе не приводит к коррозии. Возможно поэтому и нет замечаний к производителю.
Если производители установок при подборе вентиляторов не выходят за рекомендуемый производителем двигателей диапазон частоты питающего тока, то нарушений с их стороны я тоже не вижу. Понятно, что при этом должны быть соблюдены и другие требования, включая КПД вентиляторов и тому подобное. Проектировщики всегда должны проверять подобранное производителем оборудование. Технические специалисты производителя не застрахованы от ошибок.
А вот с утверждением про инженерную культуру и коммерцию не поспоришь) Этим грешат абсолютно все: представители заказчика, проектировщики, производители и монтажники.
Vano
С колбасой в сетях такая же ситуация. С любым продуктом или системой. Хочешь хорошо - будет дорого и после проверки только.
Капитализмус.
jota
Если хотите меньше оборотов вентилятора, выбирайте бОльший размер камеры. К камерам гигиенического исполнения требование - устоичивость к обработке внутренних поверхностей антисептиком и герметичность. Достигается окраской внутри эпоксидными эмалями и герметизацией стыков секций и дверей.
AI 155
Насчет резкого снижения моторесурса двигателей не сказал бы. Да и поменять подшипник не великая проблема.
По моим наблюдениям сильно ухудшилось качество приводов. Связано с изменением ассортимента и поставщиков.
AI 155
Сами движки тоже уже не то что было раньше. Насколько они совместимы с частотниками не совсем понятно. Вроде работает, но про возможность использования с пч нет твердой уверенности.
AI 155
Чтобы хорошо и долго работало, нужны системы попроще, а также наличие запчастей, грамотной службы эксплуатации и техподдержки.
Мега крутые системы при отсутствии перечисленного быстро превращаются в безнадежный металлолом.
Skaramush
Цитата(AI 155 @ 24.10.2025, 11:05) *
Насчет резкого снижения моторесурса двигателей не сказал бы. Да и поменять подшипник не великая проблема.
По моим наблюдениям сильно ухудшилось качество приводов. Связано с изменением ассортимента и поставщиков.

И не все рабочие колёса можно разгонять сверх номинала. А встречал достаточно вариантов, когда уже двухполюсный двигатель на 2800 и плюсом в листе подбора "расчётная частота 62 Гц". Уж про уровень шума молчу. Но платить за "компактность" риском разрушения деталей...

Цитата(AI 155 @ 24.10.2025, 12:09) *
Чтобы хорошо и долго работало, нужны системы попроще, а также наличие запчастей, грамотной службы эксплуатации и техподдержки.
Мега крутые системы при отсутствии перечисленного быстро превращаются в безнадежный металлолом.


Если избыточная автоматизация - костыль для хреново разработанной системы, система обречена.
AI 155
Встречал повышенные обороты в листах подбора, но ни разу не экспериментировал.

zaharov63
Статья в журнале СОК на эту тему.
AI 155
Интересная статья.
svoroponov
Все ваши проблемы - это и наши проблемы. На западе сейчас тоже самое. Так что явление повсеместное.
Надо хорошо думать при проектировании и более грамотно подбирать оборудование . Раньше в проект всегда вставлялся расчёт экономической эффективности. Да , вы дорого заплатите но потом это окажется гораздо дешевле по всему сроку эксплуатации , чем более дешёвые решения , но которые потом от вас потребуют на ремонты и обслуживание гораздо более высоких затрат.
AI 155
Цитата(AI 155 @ 24.10.2025, 18:00) *
Интересная статья.

А как же сертификация и сертификаты на оборудование ?
Т.е. лаборатория ххх провела испытания и выдала документ, а из статьи можно понять, что
заявленные характеристики не соответствуют реальным.
AI 155
Надпись на шильдике вент. установки

Оригинальный текст на английском языке:
Heat recovery component- and/or fan selection beyond certified software do not comply with Eurovent Certified performance rules for label designation.
Перевод ии на русский язык:
Выбор компонента рекуперации тепла и/или вентилятора, выполненный без использования сертифицированного программного обеспечения, не соответствует правилам производительности Eurovent Certified для присвоения маркировки.
Skaramush
Цитата(AI 155 @ 24.10.2025, 22:53) *
А как же сертификация и сертификаты на оборудование ?
Т.е. лаборатория ххх провела испытания и выдала документ, а из статьи можно понять, что
заявленные характеристики не соответствуют реальным.

А как же такая "мелочь", как нормируемый СП73 осевой и радиальный зазор в паре "патрубок - рабочее колесо"? 1%? Не смешите мои тапочки... Встречаю до антирекорда, 5%. Разумеется, ни о каких характеристиках вентилятора речи уже нет. Даже близко. И это не "ошибка при сборке", это так штампом изготовлен патрубок. То есть ВСЕ вентиляторы данного типа и типоразмера завод выпускает ВНЕ КАКИХ ЛИБО ХАРАКТЕРИСТИК. И что? А ничего. Дёшево и берут.

Цитата(Aleksandr M. @ 16.10.2025, 7:47) *
Что особенно удивляет — такие решения успешно проходят проектную экспертизу, а проектировщики нередко

А Вы решения по организации воздухообмена в помещениях видели? Которые все проверки прошли, а означают ГАРАНТИРОВАННЫЕ нарушения параметров в рабочей зоне и на рабочих местах.

У меня по качеству проектов, проектных решений, балансам в помещениях и зданиях, применению оборудования и прочая, и прочая, не крик, а дикий вопль души. Толку то?

Пока в реальности не будут требоваться повсеместно РАБОТАЮЩИЕ системы, а не "шумит, дует и значит работает", никакого результата не будет. Вернее, будет. Негативный и прогрессирующий. Потому как сегодняшние учат новых.

Добавлю. Отрадно видеть, что хоть ПДВ в моём городе заставляют при сдаче выводить на требуемые параметры. Но тут же вижу, как это выполняется в ряде случаев. И оторопь берёт, что люди не понимают, что это не общественные здания и системы с дискомфортом. Это системы спасения жизней. Последний шанс, можно сказать, при пожаре.

А Вы про "медицинскую оцинковку"...
zaharov63
Цитата(Skaramush @ 7.11.2025, 10:57) *
.. Встречаю до антирекорда, 5%. Разумеется, ни о каких характеристиках вентилятора речи уже нет....

Тоже попадались экземпляры. Не догадался измерить, но было может и более 5%. Половину от заявленного давали. Но там еще эллипсом отверстие оказалось.
У нас в нормативке нововведение. Теперь до сдачи нужно проводить испытание систем на герметичность. С актированием для исполнительной. Любопытно будет посмотреть, чем обернется. Жду новых объектов.
Skaramush
Все системы?
LordN
Цитата(Skaramush @ 7.11.2025, 14:57) *
А как же такая "мелочь", как нормируемый СП73 осевой и радиальный зазор в паре "патрубок - рабочее колесо"? 1%? Не смешите мои тапочки... Встречаю до антирекорда, 5%. Разумеется, ни о каких характеристиках вентилятора речи уже нет. Даже близко. И это не "ошибка при сборке", это так штампом изготовлен патрубок. То есть ВСЕ вентиляторы данного типа и типоразмера завод выпускает ВНЕ КАКИХ ЛИБО ХАРАКТЕРИСТИК. И что? А ничего. Дёшево и берут.

ничего не меняется, ещё черте когда, в 2000х годах, гулял по выставке типа МК в компании с Ю.Г.Московко, так он в каждый вент тыкал пальцем в зазор меж колесом и диффузором и смеялся. и задавал вопросы.
"а почему в зазор палец пролазит?" внятного ответа конечно же не было ни у кого.
да и сами диффузоры в виде обрезанных вёдер, тоже добавляли веселья.
потом как-то все наладилось одно время, щели стали намного меньше, диффузоры научились гнуть-штамповать.
сейчас, похоже, все вернулось в зад.
rolleyes.gif
zaharov63
Цитата(Skaramush @ 9.11.2025, 18:46) *
Все системы?

О наработанной практике пока не знаю, но по контексту - все. Во что мне трудно поверить. Но первоначально не целиком:
"...Площадь поверхности системы воздуховодов на рассматриваемом участке должна составлять не менее
10 % от общей площади поверхности системы воздуховодов и, по возможности, не менее 10 м2..." Дальше в зависимости от результата.
Skaramush
10 м2 это десять погонных диаметра 315. Застрелятся все системы подряд проверять. Основной вопрос - зачем? Не, подтверждение класса герметичности - понятно. Но на тех же офисных, магазинных - кому это так понадобилось? Это же объём "липы" будет стремиться к бесконечности...

zaharov63
Согласен.
Раньше было логично: "Герметичность системы воздуховодов определяют, если это предусмотрено проектом."
Ну, посмотрим, что из этого выйдет. Но как дойдет дело до замеров, то нервов потреплем друг другу точно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.