Цитата(koja @ 24.3.2011, 16:59)

Как заставить клиента заплатить за техническую консультацию? Объяснять клиенту (Заказчику) про системы, варианты и т.д. У любого специалиста (менеджера, проектировщика, главного инженера и директора) на это уходит уйма драгоценного времени. Иногда нужен выезд и на объект. Независимо от масштаба: от сплит-системы до центрального кондиционера. И очень часто объект не "выстреливает". Часто клиент выудит ценную информацию и уходит к конкуренту. Смотришь и по твоим идеям и мыслям, которыми ты поделился с клиентом, проектируют и монтируют системы. Как с этим бороться?
PS Только не надо говорить, что с такими мыслями всех клиентов распугаешь.
PPS Мы же платим когда приходим за консультацией к врачу.
Опишу как у нас происходит. Отмечу, что такой подход сформирован не от хорошей жизни, а от попыток минимизировать работу "вхолостую" отсечь недобросовестных заказчиков.
К заказчикам с которыми сформировались давние отличные взаимоотношения, поедем бесплатно и под честное слово, в том числе и начнем работы.
1. Продажи. Технические консультации в выборе оборудования важны, бесплатны, но до определенной границы. Часто покупатели сами не знают что хотят и приходится тратить существенное количество времени на подбор. Или, например, экономят свое время (ну лень идти списывать с оборудования заказные номера) и присылают запросы типа "Кабель - 200м, Датчик температуры - 3 шт.". Конечно выясняем что заказчикам надо, но при выставлении счета не конкретизируем, так оно и остается "Кабель - 200м. Датчик температуры -3 шт". Если конкретизировать - заказчик сразу обращается еще в 3 фирмы и получает более приемлемые цены, так как они время на разборки и общение с заказчиком не тратили.
По другому нельзя - иначе масса бесплатной работы за заказчика, который потом все купит в другом месте.
2. Работы. Здесь сложнее, так как до подписания договора необходимо потратить уйму времени - понять что заказчик хочет, провести ряд встреч с персоналом заказчика, сформировать полноценное коммерческое предложение, поучаствовать в тендерах/конкурсах. Поэтому все очень индивидуально, так как описал jopta, полностью с ним согласен.
3. Большие работы. Здесь все по другому, обычно все преддоговорные работы проводятся по полной программе, так как цена ошибки в представлении своей работы очень велика. Проще сделать 2 подготовительные работы в корзину чем потерять 1 большой контракт. Мы общались с немцами из одной крупной фирмы - так у них "полезный выход" 30%, остальное уходит впустую. Но это "впустую" они закладывают в стоимость "30%".
4. Технический аудит. Часто звонят просят посмотреть неисправное оборудование. По мере возможности проверяем платежеспособность клиента и едем. Если есть подозрения что не оплатит - счет на оплату. Отмечу, что "пустой" работы почти нет, 90% оплачивается.
5. Приходят в гости с просьбой помочь в решении небольших вопросов/проблем. Если клиенты старые или интересные новые - обязательно помогаем. Но если "помощь" может занять больше 1-2 часов времени специалиста - переводим в финансовое русло.
Нам проще с работами (АСУТП), потому как преддоговорные взаимоотношения - это малая часть работ. Заказчику вычленить из подробного коммерческого предложения что-то сильно полезное - сложно.
Кстати, сейчас проще определять дееспособность и платежеспособность заказчиков, например с помощью системы ГАС-правосудие. У заказчика есть проигранные судебные иски ? - любые действия только после оплаты счета, даже если работа связана с преддоговорным обследованием.
У нас по молодости был показательный опыт работы с ОАО "Камов" - у них была система водоподготовки которая перестала работать, по телефону договорились что приедет наш сотрудник, проведет аудит/починит если возможно, оплата 3 тыщи рублей. Сотрудник приехал, разобрался, сделал отчет, отдал, выставили счет - как думаете оплатили эту гигантскую сумму?

Отмечу, что с водоподготовкой была масса проблем, начиная от рассыпавшихся управляющих клапанов (пластиковые шестерни которые были повреждены дядька с "Камова" хотел чтобы мы выточили и восстановили - это при цене 1.5т$ за новый клапан) кончая "заросшей" железом и микрофлорой загрузке фильтров. Казалось бы масса проблем с оборудованием и необходимость участия в их решении профессионала - а фигу, сделали сами (скорее всего через задницу, судя по состоянию оборудования) и не заплатили, а потом эта хреновая вода участвует в производстве супер-современных вертолетов....
P.S. Кстати все соучастники этой темы расписали свой опыт - вот если его интегрировать и в себя впитать, получится самый оптимальный вариант. Единственное - товарищ Vict, который либо застрял лет 15-20 назад, когда условия работы были другие, либо в реальном экономическом процессе заказчик-подрядчик участия не принимал, поэтому его слушать не рекомендую - будете работать бесплатно.