Здравствуйте! подскажите, подпор воздуха в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходе из лифта в помещение хранения автомобилей подземной автостоянки, должен быть автономным в каждый тамбур-шлю, или возможно сделать одну систему??
В первый ТШ, что ближе к лифту выполняется переток из лифта через клапан в стене между ЛШ и ТШ от системы подпора в ЛШ. Во второй выполняется подпор на открытую дверь. Вот если у вас несколько вторых ТШ, то их можно объединить одной системой, но это не всегда удобно, расход то там увеличивается пропорционально количеству этих же ТШ.
У меня 3 секции. В первых двух именно так и выполнен подпор воздуха.
В 3 секции по конструктивным особенностям нельзя выполнить переток из лифтовой шахты, поэтому и возник вопрос. Делать самостоятельные системы в каждый тамбур или объединить в одну?
Цитата(Аняzz @ 14.1.2014, 10:43)

Делать самостоятельные системы в каждый тамбур или объединить в одну?
Не вижу ничего "криминального" в одной системе, объединяющей оба тамбур-шлюза..
Цитата(OlegG @ 14.1.2014, 14:23)

Не вижу ничего "криминального" в одной системе, объединяющей оба тамбур-шлюза..
....только в один тамбур 500м3, а в другой - 10000м3 - чем регулировать то будете?
Цитата(agel @ 14.1.2014, 11:30)

....только в один тамбур 500м3, а в другой - 10000м3 - чем регулировать то будете?
Согласно п.7.15в СП 7.13130 я рассчитывала подачу в каждый тамбур из условия средней скорости не менее 1,3 м/с.
Откуда у Вас цифра в 500 м3/ч
вот фрагмент плана. перетоком нельзя сделать подпор в тамбур из лифтовой шахты, т.к. место занято воздуховодами общеобменной вентиляции.
план
какой-то тамбур у вас проходной получился, тот что 1-й от лифта, какой смысл тогда в двойном тамбурировании, если его здесь по сути нет.
А вообще первый тамбур тот что у вас проходной должен рассчитываться на закрытую дверь с расходом 500 м3, а получается что и он у вас должен считаться на открытую.
Наверное здесь все-таки нарушены правила по пож безопасности в части архитектуры. Лучше проконсультироваться с пожарным.
zvyagaaa
14.1.2014, 16:29
Правильно пишут, что первый тамбур считается на закрытую дверь, второй на открытую.
Аняzz
Планировка похоже не правильная.
Я присоединяюсь к мнению OlegG, что возможно объединить системы ПД для обоих шлюзов, только нужны дополнительные ОЗК. Т.к. в СП ничего нет, запрещающего такого.
В итоге:
-выполняю самостоятельную систему для подачи воздуха в лифтовую шахту для пожарных подразделений;
-выполняю самостоятельную систему для подачи воздуха в тамбур-шлюз перед лифтом (при закрытых дверях);
-выполняю самостоятельную систему для подачи воздуха в тамбур-шлюз при выходе в автостоянку (при открытой двери).
Все верно?
Архитекторы говорят, что ошибки нет в планировочных решениях.
Цитата
В первый ТШ, что ближе к лифту выполняется переток из лифта через клапан в стене между ЛШ и ТШ от системы подпора в ЛШ. Во второй выполняется подпор на открытую дверь. Вот если у вас несколько вторых ТШ, то их можно объединить одной системой, но это не всегда удобно, расход то там увеличивается пропорционально количеству этих же ТШ.
Добрый день. Не могли бы вы подсказать первоисточник и объяснить принцип действия парно-последовательного тамбур шлюза при лифтах в подземных гаражах стоянках в многофункциональных зданиях. (сверху жильё). Заранее спасибо
Цитата
Не могли бы вы подсказать первоисточник
СП7.13130.2013
п. 7.14 Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:
д). в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок;
Цитата
объяснить принцип действия парно-последовательного тамбур шлюза
Обеспечение защиты от проникновения продуктов горения через ствол лифтовой шахты в вышележащие жилые или общественные помещения здания.
Proektiro
4.7.2014, 10:26
Столкнулся с такой ситуацией.... что двойной тамбур-шлюз требует только наш СП7.13130.2013 "ОТОПЛЕНИЕ ВЕНТИЛЯЦИЯ и КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ" пункт 7.14д. Другие СП1.13130, СП4.13130, федеральный закон 123-ФЗ не требуют двойного тамбур-шлюза!!!! Получается что я должен убеждать архитекторов сделать двойной тамбур-шлюз, так как их нормативы не требуют его делать!!! Вот думаю как быть: оставить один тамбур-шлюз или все же попытаться переубедить архитекторов но как незнаю, наш норматив по вентиляции им не закон!!!!
Цитата(Proektiro @ 4.7.2014, 10:26)

Столкнулся с такой ситуацией.... что двойной тамбур-шлюз требует только наш СП7.13130.2013 "ОТОПЛЕНИЕ ВЕНТИЛЯЦИЯ и КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ" пункт 7.14д. Другие СП1.13130, СП4.13130, федеральный закон 123-ФЗ не требуют двойного тамбур-шлюза!!!! Получается что я должен убеждать архитекторов сделать двойной тамбур-шлюз, так как их нормативы не требуют его делать!!! Вот думаю как быть: оставить один тамбур-шлюз или все же попытаться переубедить архитекторов но как незнаю, наш норматив по вентиляции им не закон!!!!
Пусть архитекторы выполняют своё: СП 113.13330.2012, раздел 5 Объемно-планировочные и конструктивные решения, п.5.1.26: В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами общественных зданий допускается проектировать общие шахты лифтов, имеющих режим "перевозка пожарных подразделений";
при условии выполнения на этажах автостоянки двойного шлюзования с подпором воздуха в оба шлюза (в первый, примыкающий к шахте лифта, тамбур-шлюз из расчета закрытой двери, во второй - из расчета закрытой двери) и устройства дренчерной завесы в соответствии с [5].
Цитата(ИОВ @ 4.7.2014, 5:59)

Пусть архитекторы выполняют своё: СП 113.13330.2012, раздел 5 Объемно-планировочные и конструктивные решения, п.5.1.26: В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами общественных зданий допускается проектировать общие шахты лифтов, имеющих режим "перевозка пожарных подразделений"; при условии выполнения на этажах автостоянки двойного шлюзования с подпором воздуха в оба шлюза (в первый, примыкающий к шахте лифта, тамбур-шлюз из расчета закрытой двери, во второй - из расчета закрытой двери) и устройства дренчерной завесы в соответствии с [5].
может здесь закралась ошибка и должно быть из расчета открытой двери
Цитата(Etudiant @ 7.8.2014, 11:50)

может здесь закралась ошибка и должно быть из расчета открытой двери
Я тоже так полагаю, но списка опечаток или изменений вроде не было. Пункт СП 113 был приведен мною как аргумент для архитекторов, отказывающихся делать парно-последовательные ТШ
Но по СП 7 му, конечно делаем расчёт на открытую дверь (в ТШ, ближнем к автостоянке):
по 7.15. Расход наружного воздуха для приточной противодымной вентиляции следует рассчитывать при условии обеспечения избыточного давления не менее 20 Па:
в) ...
Расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, ...,
перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через
открытый дверной проем не менее 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции.
Здесь где-то на форуме была тема (сейчас не смог найти), где Boris Ka говорил, что первый (примыкающий к лифту) тамбур-шлюз считается на закрытую дверь, а второй - на открытую, следовательно в СП опечатка. Точно так же указано в Практических рекомендациях АВОК (часть 4). И вот кстати цитата из данной книги: "Системы, обеспечивающие защиту вышеуказанных тамбур-шлюзов, должны проектироваться раздельными. При этом в ГОСТ Р 53296-2009 есть допущение, что лифтовый холл можно (первый тамбур-шлюз) можно не защищать отдельной системой, а устанавливать противопожарный клапан в ограждающей конструкции лифтовой шахты и таким образом предусматривать переток воздуха в лифтовый холл".
Именно, так!
Цитата(ИОВ @ 7.8.2014, 21:16)

...по СП 7 му, конечно делаем расчёт на открытую дверь (в ТШ, ближнем к автостоянке):
Здравствуйте. Будьте добры подсказать. Для подземной автостоянки выполнена отдельная лестничная клетка с непосредственным выходом на улицу. Для жилого дома своя лестница. Лестницы находятся рядом, но не соединены. Требуется ли подпор воздуха при дымоудалении в тамбур автостоянки? Это уже не тамбур-шлюз?
Цитата
Для подземной автостоянки выполнена отдельная лестничная клетка с непосредственным выходом на улицу
Сколько этажей в стоянке ?
Если один то можно не делать, если больше то нужно предусматривать подпор.
Извиняюсь, а каким документом регламентируется подпор в лестничные клетки с непосредственным выходом наружу? Почему при большем, чем один этаж нужно предусматривать подпор воздуха
Цитата(Igorь @ 6.4.2015, 19:08)

Извиняюсь, а каким документом регламентируется подпор в лестничные клетки с непосредственным выходом наружу? Почему при большем, чем один этаж нужно предусматривать подпор воздуха
Если Вы о подземных автостоянках, то:
СП 4.13130.2013
6.11.9 В зданиях автостоянок легковых автомобилей
при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) в лифтовые шахты должны предусматриваться
через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
скажите, а если двойное тамбурирование перед ЛШ, то в саму лифтовую шахту нужно делать подпор?
и еще как правильно: идет лифт, затем лифтовый холл при выходе из лифта, а после холла два последовательных тамбура?
Или после лифта можно сразу два последовательных тамбура?
Добрый день. Такая ситуация: Через ЛХ, который также является зоной мгн, выход на ЛК н3, через тамбур. получается двойной тамбур шлюз. подскажите, в ЛХ на открытую дверь я могу сделать переток из ЛШ, на закрытую поставлю еще одну систему с подогревом как зона МГН, а в тамбур-шлюз перед Н3 делать еще один подпор, или можно сделать переток из ЛХ?
Нет у Вас парно-последовательных ТШ в терминологии норм пож. безопасности!
Вы уверены, что это ЛК типа Н3? Это по заданию АР/ПБ или Вы сами так решили? Больше всего похоже на безграмотное решение планировки по п. 5.4.13 СП 1 для ЛК типа Н2.
Удивляет также, что этот
проходной ЛХ без единого кармана/закутка назвали зоной безопасности МГН - там МГН могут располагаться только на пути эвакуации и мешать самостоятельно эвакуирующимся, а затем и пожарным, что недопустимо. Смотрите
здесь (печатный текст после аудиответов)
Цитата
Вопрос:
Возможно ли использовать тамбур-шлюз при лифтовой шахте как зону маломобильных групп населения (МГН)?
Ответ:
Это решение популярно, и оно неоднократно было согласовано органами экспертизы. У этого решения есть преимущества. Основной плюс заключается в том, что выполняется положение ст. 90 ч. 15 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: пожаробезопасные зоны должны располагаться в непосредственной близости к лифтам для транспортирования пожарных подразделений либо в лестничных клетках здания. С чем могут возникнуть сложности? Первая — это подогрев. Вторая сложность состоит в том, что данные лифты первоначально должны обеспечивать транспортирование пожарных подразделений. Если люди будут размещаться в данных лифтовых холлах, то будут ограничивать доступ пожарных на этаж. Если лифтовые холлы развиты по площади, имеют карманы и возможно разместить такие группы граждан, то это решение допустимо.
Переток из ЛШ в зону безопасности нормами не рассматривается сейчас, (теоретически, надо делать запрос во ВНИИПО,
получите отказ) а в ИЗМе будет прямой запрет - см.
тут выложенные ИЗМы, п. 7.14, последнее предложение
Добрый день!
Мы монтажная организация, нам выдали проект в производство работ с неправильным порядком подпора в тамбур-шлюзы перед лифтовой шахтой в подземной автостоянке. В нашем случае в лифтовой холл подпора нет, после лифтового холла идет тамбур-шлюз рассчитанный на открытую дверь, потом идет еще один тамбур-шлюз с выходом в автостоянку с подпором рассчитанным на перепад давления на закрытой двери. Согласно СП7.13330.2013 п.7.15. Расход наружного воздуха для приточной противодымной вентиляции следует рассчитывать при условии обеспечения избыточного давления не менее 20 Па:
в) ...
Расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, ..., перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции.
В данном проекте получается именно так перед лифтовым холлом на истечение со скростью не менее 1,3 м/с.
Подскажите пожалуйста как апеллировать к проектной организации и заставить их сделать как положено? На какие нормативные документы ссылаться?
По СП 7:
Цитата
7.14 Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:
п) в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) при выходах из лифтов в цокольные, подвальные, подземные этажи зданий различного назначения;
7.15 Расход наружного воздуха для приточной противодымной вентиляции следует рассчитывать при условии обеспечения избыточного давления не менее 20 Па:
...
в) ...
Расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, расположенные при выходах в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 или типа Н3, во внутренние открытые лестницы 2-го типа, на входах в атриумы и пассажи с уровней подвальных и цокольных этажей, перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции. Расход воздуха, подаваемого в другие тамбур-шлюзы при закрытых дверях, необходимо рассчитывать с учетом утечек воздуха через неплотности дверных притворов.
г) расход воздуха, подаваемого в общие коридоры помещений, из которых непосредственно удаляются продукты горения, должен рассчитываться при условии обеспечения массового баланса с максимальным расходом подлежащих удалению продуктов горения из одного помещения с учетом утечек воздуха через закрытые двери всех помещений, (кроме одного горящего). Подача воздуха в помещения безопасных зон должна осуществляться из расчета необходимости обеспечения скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого помещения не менее 1,5 м/с. Для лифтовых холлов цокольных и подземных этажей расчетные значения расхода подаваемого воздуха следует определять с учетом утечек через закрытые двери этих холлов и закрытые двери лифтовых шахт (при отсутствии избыточного давления воздуха в последних).
Т.е.
в лифтовый холл д.б. выполнен подпор на закр. двери - по Вашему описанию в лифтовый холл вообще не предусмотрен подпор, что уже явл-ся нарушением норм.
А в ТШ
перед лифтовыми холлами подземных автостоянок д.б. выполнен подпор на открытые двери.
Третий ТШ (как в этом проекте) не нужен вообще и нормами не описывается ни он сам, ни, тем более, подпор в него -
пишите письмо на имя Заказчика, что в проекте не предусмотрен подпор в лифтовый холл по п.п. 7.14 п) и 7.15 г). А к проектной организации апеллировать не следует, вряд ли у проектировщиков и монтажников прямые договора между собой, так что они спокойно могут не реагировать на Ваши письма/замечания
Спасибо за быстрый ответ.
Такое письмо мы и написали заказчику, он переслал его проектировщикам, на что они ответили покажите нам какие именно нормы мы нарушили. Они к сожалению не понимают, что лифтовый холл и тамбур-шлюз одно и тоже в данном случае.
А их главная отговорка: "Ну мы же прошли экспертизу".
Цитата(Лё-лик @ 22.3.2017, 17:34)

Спасибо за быстрый ответ.
Такое письмо мы и написали заказчику, он переслал его проектировщикам, на что они ответили покажите нам какие именно нормы мы нарушили. Они к сожалению не понимают, что лифтовый холл и тамбур-шлюз одно и тоже в данном случае.
А их главная отговорка: "Ну мы же прошли экспертизу".
Раз в лифтовый холл на подз. этаже не предусмотрен подпор, то, в первую очередь, нарушен № 123-ФЗ
Цитата
Статья 88
...
20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.
а также п, 7.14 п), в котором также прямо указано, что лифт. холл=ТШ.
Цитата
7.14 Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:
...
п) в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) при выходах из лифтов в цокольные, подвальные, подземные этажи зданий различного назначения;
А в п. 7.15 указано, как рассчитывать расходы в этот ЛХ и ТШ перед лифтовым холлом.
Обсуждать безграмотное заключение Экспертизы бессмысленно, т.к. пож. инспектору на это заключение глубоко плевать - он несёт ответственность (в т.ч. уголовную) за несоблюдение соблюдение норм пож. безопасности на подведомственном ему объекте. А вот безграмотный эксперт, к сожалению, никакой ответственности не несёт.
Официально уведомите Заказчика, что в проекте нарушены ст. 88 Федерального Закона, а также п.п. 7.14 п) и 7.15 г) СП 7. Укажите в письме, что монтажная организация принимает к монтажу рабочую документацию, полученную от Заказчика, и
не несёт ответственности за несоответствие проекта действующим нормам.
ИОВ, огромное Вам спасибо!
Здравствуйте.
При такой планировке подпор в оба тамбур-шлюза считаем на открытую дверь?
Цитата(Lalla @ 11.5.2017, 6:46)

При такой планировке подпор в оба тамбур-шлюза считаем на открытую дверь?
Если смотреть на п.7.15в СП7.13130.2013, то лифтовой холл на закрытую дверь. Разве не так?
Цитата(exe.34 @ 11.5.2017, 11:12)

Если смотреть на п.7.15в СП7.13130.2013, то лифтовой холл на закрытую дверь. Разве не так?
А то, что через лифтовой холл идет эвакуация на улицу, т.е. люди бегут через первый тамбур-шлюз стоянки (дверь в стоянку открыта) и через лифтовой холл (дверь на улицу открыта) - это не имеет значения?
Я просто сомневаюсь, т.к. экспертиза пройдена с двумя системами подпора на открытую дверь. Проект не мой.
Для начала я бы прочитал заключение экспертизы, если это решение детально описано, то изменить его без повторного прохождения экспертизы не законно) Другое дело, если там общие фразы.
Согласно нормам для ЛК ведущей непосредственно наружу из одноэтажной подземной стоянки вообще не требуется тамбур-шлюз. В данном случае выход через лифтовой холл, но я не понимаю на основании каких пунктов выполнен подпор на открытые двери в лифтовом холле.
Цитата(exe.34 @ 11.5.2017, 14:17)

... В данном случае выход через лифтовой холл, но я не понимаю на основании каких пунктов выполнен подпор на открытые двери в лифтовом холле.
СП 7, предписывая подпор в таком ЛХ на закр. двери, не рассматривает случай, когда через этот ЛХ происходит эвакуация.
Представьте себе - Вы выполнили расчёт на закр. двери и обязаны поддерживать
изб. давление в ЛХ не менее 20 Па. И тут происходит эвакуация - открываются попеременно двери из ТШ автостоянки и в ЛК. Вопрос Вам - будет ли соблюдаться обязательное условие по изб. давлению в 20 Па ?
Можно только признать, что принятая архитекторами планировка нерациональна, т.к. вызывает увеличение расхода противодымной вентиляции со всеми вытекающими последствиями.
Добрый день кто может мне помочь в противодымном вентиляции напишите мне пожалуйста на почту iir28@mail.ru
Добрый день!
В этой теме уже ранее говорилось о том, что требовании к парно-последовательным тамбурам есть только в СП 7.13130 п.8.7 и о подпоре в него п.7.14д), НО был СП 113.13330.2012 в котором было черным по белому написано о двух тамбурах и о расходах воздуха в них. На сегодняшний день СП 113.13330.2012 заменен!!! на СП 113.13330.2016 и в нем уже ни слова о двойном шлюзовании!
И еще ... в МР к СП 7.13130.2013 после ф.62 есть абзац "Расход воздуха, подаваемого в холлы лифтов, имеющих режим управления "перевозка пожарных подразделений", на цокольных, подвальных, подземных этажах здания следует определять согласно зависимости (59),ИСКЛЮЧАЯ при этом защищаемые ХОЛЛЫ таких ЛИФТОВ, ОТДЕЛЕННЫЕ ТАМБУР-ШЛЮЗОМ ОТ ПОМЕЩЕНИЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ подземных автостоянок".
Прошу помощи в понимании:
1)Лифтовой холл=тамбур шлюз?
2)Достаточно ли одного-тамбур шлюза=лифтовой холл перед лифтом с режимом "ппп"в подземном двухуровневом паркинге под 27 этажным жилым домом (согласно новому Сп)?
2)Если есть лифтовой холл=тамбур, а за ним еще один тамбур, верно ли подать воздух во второй тамбур из расчета обеспечения скорости 1,3м/с, а в первый не подавать (по МР к СП7.13130)?
Заранее, прошу прощение за сумбурное изложение мысли!Но надеюсь кто-то меня поймет и направит!
Тут отвечал Б.Б.Колчев. Там нет нумерации, см. примерно в середине второй половины текста.
Цитата
Вопрос
В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты в лестничной клетке, соединяющей этажи автостоянки с вестибюлем. При входе в здание на всех уровнях этажей автостоянок предусмотрено устройство тамбур-шлюзов первого типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания, помимо устройства тамбур-шлюзов, на всех уровнях подземных этажей автостоянки необходимо предусматривать также подпор воздуха в объеме общих лестничных клеток и лифтовых шахт здания. Сколько тамбур-шлюзов следует предусматривать перед такими лифтами - два или один? Если два, то как производится расчет наружного воздуха при подпоре в первом тамбур-шлюзе перед лифтом непосредственно при закрытой двери, во втором - при открытой или как-то иначе? Если пассажирский лифт не работает при пожаре, зачем расчет производится при открытой двери тамбур-шлюза согласно п.7.15?
Ответ
Ранее в нормативных документах не допускалось устройство в зданиях общих лифтов, связывающих подземные и надземные этажи.
Современное строительство диктует определенные условия, и в настоящее время допускается устройство общих лифтов. При этом в качестве компенсирующего мероприятия необходимо предусмотреть тамбур-шлюзы на уровне подземных, подвальных и цокольных этажей либо лифтовые холлы, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам. Кроме того, нормативные документы предъявляют ряд повышенных требований к автостоянкам с точки зрения огнестойкости строительных конструкций, пределов огнестойкости вентиляционных каналов и другого инженерного оборудования, по расходам по пожаротушению и т. д. В связи с этим появилось еще одно дополнительное мероприятие - необходимость двойного шлюзования. Принимая во внимание существующее противоречие между СП 154.13130.2013 и СП 7.13130.2013 (первый документ требует устройство только одного тамбур-шлюза, второй - двух), в данном случае, на мой взгляд, необходимо выполнять более жесткое требование, т.е. нормы СП 7.13130.2013.
Каким образом производить расчет? Количество воздуха, подаваемое в лифтовый холл, т.е. в ближний объем к шахте лифта, рассчитывается на утечки через закрытые двери. Во внешних тамбур-шлюзах расход воздуха осуществляется исходя из условия, что дверь (либо большая створка двери) открыта и скорость воздуха через нее составляет не менее 1,3 м/с.
Системы, обеспечивающие защиту вышеуказанных лифтовых холлов и тамбур-шлюза, должны проектироваться раздельными. При этом в ГОСТ Р 53296-2009 "Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности" есть допущение, что лифтовый холл можно не защищать отдельной системой, а устанавливать противопожарный клапан в ограждающей конструкции лифтовой шахты и таким образом предусматривать переток воздуха в лифтовый холл.
Цитата(ИОВ @ 19.5.2018, 10:17)

Тут отвечал Б.Б.Колчев. Там нет нумерации, см. примерно в середине второй половины текста.
ВОПРОС...Если пассажирский лифт не работает при пожаре, зачем расчет производится при открытой двери тамбур-шлюза согласно п.7.15?
Тоже бы хотелось знать ответ на данный вопрос, который ББ оставил без ответа.
А именно интересует логика работы именно второго относительно лифта тшл. Данный тамбур-шлюз (тшл) рассчитывается на открытую дверь. Но ведь его двери с доводчиками, соответственно вначале пожара дверь закрыта.
И вот тут вопросы.
Если вентилятор туда дунет 10 000 м3/ч, то дверь там будет не открыть.
А должна ли она открываться при пожаре? - вроде как должна, ведь в лифтовом холле могут быть люди, которым надо спасаться. Тогда надо регулировать давление в тшл (КИДы, частотники,..)?
Получается данный тшл при лифте работает как тшл при лестнице, по которым осуществляется эвакуация. Лифт же не путь эвакуации. Вроде бы открывать двери, и соответственно поддерживать 20-150 Па в этом тшл тогда не надо?
Если же через данный тшл кто то бежит, то это является эвакуационным выходом. Но в этом случае это не согласуется с ФЗ 123 ст.89 п.3 (не удовлетворяет требованиям к эвакуационным выходам в принципе) и п.7 (частный случай - во многих, например, современных ТЦ, которые сданы и успешно (пока?) функционируют, в этих тшл установлены раздвижные двери).
Может кто то поделиться своим опытом?
Цитата(Jan28 @ 4.6.2020, 11:55)

Если вентилятор туда дунет 10 000 м3/ч, то дверь там будет не открыть.
А должна ли она открываться при пожаре? - вроде как должна, ведь в лифтовом холле могут быть люди, которым надо спасаться. Тогда надо регулировать давление в тшл (КИДы, частотники,..)?
Получается данный тшл при лифте работает как тшл при лестнице, по которым осуществляется эвакуация. Лифт же не путь эвакуации. Вроде бы открывать двери, и соответственно поддерживать 20-150 Па в этом тшл тогда не надо?
Если же через данный тшл кто то бежит, то это является эвакуационным выходом. Но в этом случае это не согласуется с ФЗ 123 ст.89 п.3 (не удовлетворяет требованиям к эвакуационным выходам в принципе) и п.7 (частный случай - во многих, например, современных ТЦ, которые сданы и успешно (пока?) функционируют, в этих тшл установлены раздвижные двери).
Может кто то поделиться своим опытом?
Могу поделиться только рассуждениями.
1. Если это лифт для ППП, то
при пожаре дверь должна и будет открываться.
2. Полагаю, что нужно достаточное время, чтобы изб. давление в ТШ превысило нормируемое.
Люди, которых сигнал о пожаре застал в ЛХ или ТШ, успеют попасть в помещение парковки ещё при давлении, не превышающем нормируемое.3. Т.о. вопрос по изб. давлению остаётся актуальным только для лифта с режимом ППП и уже в период прихода пожарных.
Полагаю, что для таких ТШ в автостоянке можно применять указание СП 7:
Цитата
8.8. ...
Компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляцией с механическим побуждением может быть предусмотрена автономными системами или с использованием систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты. При этом в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости.
Тут, конечно, есть сложности с обеспечением нормируемой скорости компенс. притока по СП 154 - редко где можно проложить воздуховод. Тогда остаётся только частотник или перепуск части воздуха (
здесь обсуждали).
В отношении допускаемых КИДов тоже сложности. Нет ещё ГОСТа на их испытания.
Обращаю внимание всех читающих эту тему!С 14 августа вступают в силу ИЗМ 1 к СП 4.1.13130.2013 - см.
тутУ меня ещё не было времени ознакомиться со всеми изменениями, но на п. 6.11.9 обратил моё внимание ув.
трое пожарников в
другой теме.
Читайте - там много чего интересного появилось.
Особо обратите внимание на скорость в открытых дверях при одинарном ТШ - она выше, чем по CП 7.
На мой взгляд, ещё очень интересны два последних абзаца изменённого п. 6.11.9
Спасибо, что поделились рассуждениями. И отдельное спасибо за новости про СП4.
Цитата(ИОВ @ 4.6.2020, 21:29)

Могу поделиться только рассуждениями.
1. Если это лифт для ППП, то
при пожаре дверь должна и будет открываться.
Интересовал случай, озвученный в вопросе - "пассажирский лифт не работает при пожаре" (соответственно не ППП).
Лифт для ППП понятное дело будет работать и двери будут открываться туда сюда. По нему вопросов нет.
Цитата(ИОВ @ 4.6.2020, 21:29)

2. Полагаю, что нужно достаточное время, чтобы изб. давление в ТШ превысило нормируемое. Люди, которых сигнал о пожаре застал в ЛХ или ТШ, успеют попасть в помещение парковки ещё при давлении, не превышающем нормируемое.
По крайней мере, теперь мне есть что ответить инспектору. Но как всегда у этих товарищей своё мнение. Да и данный аргумент не железобетонный. На будущее всё-таки надо будет как то регулировать давление в этих тшл.
Цитата(ИОВ @ 4.6.2020, 21:29)

редко где можно проложить воздуховод
не понял, какой воздуховод имеется в виду? Если вы про клапан в стене, то его можно установить со стороны парковки. А вот то, что не всегда есть место для его достаточного сечения, вот это да. Ну при проектировании это решаемо.
Цитата(ИОВ @ 4.6.2020, 21:29)

В отношении допускаемых КИДов тоже сложности. Нет ещё ГОСТа на их испытания.
И правда. Про ОКСИД в каталоге написано, что сертифицированы по ГОСТ Р 53301 (на противопожарные клапаны). Инспекторы принимают.
А по поводу 1 м/с, не считая озвученного вами, непонятно как с этим требованием вяжется скорость в дверном проёме тшл не менее 1,3 м/с (а кое-где и не менее 1,5 м/с).
И всё таки, до конца непонятно, зачем нужно считать на открытую дверь? Ведь если даже у лифта кто то и был, убежал до выхода системы на проектный режим, после чего дверь закрывается доводчиком и в закрытом состоянии и остаётся.
Цитата(Jan28 @ 5.6.2020, 9:15)

1. ...не понял, какой воздуховод имеется в виду? Если вы про клапан в стене, то его можно установить со стороны парковки. А вот то, что не всегда есть место для его достаточного сечения, вот это да. Ну при проектировании это решаемо.
2. И правда. Про ОКСИД в каталоге написано, что сертифицированы по ГОСТ Р 53301 (на противопожарные клапаны). Инспекторы принимают.
3. А по поводу 1 м/с, не считая озвученного вами, непонятно как с этим требованием вяжется скорость в дверном проёме тшл не менее 1,3 м/с (а кое-где и не менее 1,5 м/с).
1. Клапан, бесспорно, в стенке ТШ. Но для непревышения нормируемой скорости компенс. притока либо клапан д.б. гигантских размеров (чаще всего это невозможно конструктивно), либо нужно после клапана предусматривать воздухораздающий воздуховод с решётками - это чаще всего конструктивно нЕгде выполнить.
2.
Сертифицируют и
принимают по безграмотности, к сожалению.
На днях
тут обсуждали и письмо ВНИИПО выложено было.
3. Никак не вяжется, уже неоднократно на Форуме обсуждали.
Несколько лет назад кто-то из форумчан писАл, что на семинаре ББ говорил - что ВНИИПО в СП 154 со скоростью явно
перебдело и будут изменять в бОльшую строну. Но изменений никаких, к сожалению, нет.
Цитата(Jan28 @ 5.6.2020, 9:15)

Интересовал случай, озвученный в вопросе - "пассажирский лифт не работает при пожаре" (соответственно не ППП).
...
И всё таки, до конца непонятно, зачем нужно считать на открытую дверь? Ведь если даже у лифта кто то и был, убежал до выхода системы на проектный режим, после чего дверь закрывается доводчиком и в закрытом состоянии и остаётся.
Мне видится, что ответ, пусть и нечётко сформулированный всё же был:
Цитата(ИОВ @ 19.5.2018, 10:17)

Тут отвечал Б.Б.Колчев.
Ответ...
Кроме того, нормативные документы предъявляют
ряд повышенных требований к автостоянкам с точки зрения огнестойкости строительных конструкций, пределов огнестойкости вентиляционных каналов и другого инженерного оборудования, по расходам по пожаротушению и т. д. В связи с этим появилось еще одно дополнительное мероприятие - необходимость двойного шлюзования.
Вполне допускаю, что это "
защита от дурака", открывшего при пожаре ошибочно не ту дверь или бросившему её открытой настежь при эвакуации из ЛХ или ТШ.
Тут интересно, что в СП 4 по ИЗМ 1 в п. 6.11.9
появились конкретные указания о подпоре на открытую дверь именно для обычного лифта, а не только для лифта ППП.
В нормах, конечно, нет пояснений причин, зато появившиеся конкретные указания снимают сомнения по устройству СПДВ на открытую дверь ТШ для обычных лифтов во встроенной подземной парковке.
Цитата(ИОВ @ 6.6.2020, 0:15)

1. Клапан, бесспорно, в стенке ТШ. Но для непревышения нормируемой скорости компенс. притока либо клапан д.б. гигантских размеров (чаще всего это невозможно конструктивно), либо нужно после клапана предусматривать воздухораздающий воздуховод с решётками - это чаще всего конструктивно нЕгде выполнить.
Даю архитекторам задание на специальные воздухораздающие камеры в строительном исполнении. В эти камеры можно и клапан из ТШ открыть и отдельный компенсирующий приток подать, если воздуха из ТШ не хватает.
l-nikolaev
6.6.2020, 10:23
Цитата(Jan28 @ 5.6.2020, 9:15)

..
Интересовал случай, озвученный в вопросе - "пассажирский лифт не работает при пожаре" (соответственно не ППП).
...
И всё таки, до конца непонятно, зачем нужно считать на открытую дверь? Ведь если даже у лифта кто то и был, убежал до выхода системы на проектный режим, после чего дверь закрывается доводчиком и в закрытом состоянии и остаётся.
Пожарные на такие доводы не пойдут. Их подход следующий: если есть дверь, значит она может оказаться открытой (что с точки зрения безопасности ИМХО -правильно).
Кстати (на практике) -при создании в ТШ давления в 150Па как правило дверь на защелку не закрывается т.к. усилия доводчика не хватает... пробовали ставить более сильный доводчик или добавлять усилие на дожим - в нормальном режиме хорошо не работает -очень сильно хлопает.
т.е если дверь закрыта и подпор включился -все -ок, а если (при работающем подпоре и давлении в 150Па) кто-то дверь один раз открыл, то во второй раз -она на собачку в замке не защелкнется и в этом случае расход посчитанный на 20Па - будет ни о чем....
Ко всему-тому-же никаких пожарных требований к доводчикам не предъявляется, поэтому: какой прикрутили -такой и будет.
Цитата(ИОВ @ 5.6.2020, 23:15)

2. Сертифицируют и принимают по безграмотности, к сожалению.
И капли сомнений не было в этом. Приучили уже.
Цитата(ИОВ @ 5.6.2020, 23:15)

Тут интересно, что в СП 4 по ИЗМ 1 в п. 6.11.9 появились конкретные указания о подпоре на открытую дверь именно для обычного лифта, а не только для лифта ППП.
В нормах, конечно, нет пояснений причин, зато появившиеся конкретные указания снимают сомнения по устройству СПДВ на открытую дверь ТШ для обычных лифтов во встроенной подземной парковке.
так вроде бы и так уже было чёткое требование в СП7 п.7.15в: "Расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, расположенные ... перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции."
Цитата(l-nikolaev @ 6.6.2020, 10:23)

т.е если дверь закрыта и подпор включился -все -ок, а если (при работающем подпоре и давлении в 150Па) кто-то дверь один раз открыл, то во второй раз -она на собачку в замке не защелкнется и в этом случае расход посчитанный на 20Па - будет ни о чем....
что-то тут у вас одновременно и 150 и 20 Па. 150 Па - понятное дело не закроется. Но мне кажется, что открытая дверь в тшл с подпором в, скажем
30 Па, должна закрыться на защёлку. Но одно дело "должна" и другое - что будет в реальности. Так что скорее всего - это требование и правда перестраховка.
трое пожарников
8.6.2020, 11:09
"Ко всему-тому-же никаких пожарных требований к доводчикам не предъявляется, поэтому: какой прикрутили -такой и будет"
требования к усилию открывания дверей содержатся в СП 59.13330.2016 () и СП 1.13130.2009 (Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.).
На дверные доводчики существует ГОСТ.
Цитата(Jan28 @ 8.6.2020, 9:00)

так вроде бы и так уже было чёткое требование в СП7 п.7.15в: "Расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, расположенные ... перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции."
Вы приводите текст СП 7 для парно-последовательных ТШ. Т.е. Вы не читали ни ИЗМ 1 в СП 4, ни мой пост:
Цитата(ИОВ @ 4.6.2020, 21:29)

Особо обратите внимание на скорость в открытых дверях при одинарном ТШ - она выше, чем по CП 7.
На мой взгляд, ещё очень интересны два последних абзаца изменённого п. 6.11.9
Я не вижу смысла обсуждать то, чего Вы не прочли - это пустая трата времени и моего, и Вашего.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.