Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Дымоудаление из лифтового холла
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Противопожарные инженерные системы зданий > Противодымная защита
ОРИ
Здравствуйте, коллеги!
Столкнулась с такой проблемой: имеется жилой 9-ти этажный дом, на первом этаже встроенные помещения. Вход в жилую часть только со двора по такой схеме: тамбур-лифтовой холл. Лифта 2 , один для перевозки пожарных подразделений и получается, что по ст. 85 фз-123 нужно делать естественную или механическую вытяжную противодымную систему. Но где ее делать?
Прямо в лифтовом холле?
Спускать механику с межквартирных коридоров? или делать естественное проветривание?
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 17.6.2025, 12:52) *
Столкнулась с такой проблемой: имеется жилой 9-ти этажный дом, на первом этаже встроенные помещения. Вход в жилую часть только со двора по такой схеме: тамбур-лифтовой холл. Лифта 2 , один для перевозки пожарных подразделений и получается, что по ст. 85 фз-123 нужно делать естественную или механическую вытяжную противодымную систему. Но где ее делать?
Прямо в лифтовом холле?
Спускать механику с межквартирных коридоров? или делать естественное проветривание?

В ЛХ не м.б. ДУ ! Для понимания см. соответствующее пояснение/новую редакцию в ИЗМ 3 к СП 7 п. 7.1 - https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MCHS-Rossii-o...2517g4600908244.

На картинке, похоже, тепловой тамбур, но видно в левой перегородке какую-то дверь. Что там за помещение? Колясочная?

При чём тут естественное проветривание мне совсем не понятно.
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 18.6.2025, 8:25) *
В ЛХ не м.б. ДУ ! Для понимания см. соответствующее пояснение/новую редакцию в ИЗМ 3 к СП 7 п. 7.1 - https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MCHS-Rossii-o...2517g4600908244.

На картинке, похоже, тепловой тамбур, но видно в левой перегородке какую-то дверь. Что там за помещение? Колясочная?

При чём тут естественное проветривание мне совсем не понятно.

да, слева колясочная.
про проветривание это лишнее написала.

Что сейчас делать с этой планировкой не знаю. Просить АР выгородить вестибюль и спускать туда ПДВ с межквартирных коридоров? Вход в колясочную переносить в новый вестибюль или оставить вход из тамбура, но при этом поставить дверь EIS?
Там такие площади маленькие, вестибюль будет наверное 15 кв.м., с ПДВ будет просто бешенная кратность...
Sindarkon
Дайте нормальный план. На этой схеме ничего не понятно.
ОРИ
Цитата(Sindarkon @ 18.6.2025, 12:24) *
Дайте нормальный план. На этой схеме ничего не понятно.

вот, самый "нормальный" план
другого пока нет
Хитрый Лис
Цитата(ОРИ @ 17.6.2025, 15:52) *
по ст. 85 фз-123 нужно делать естественную или механическую вытяжную противодымную систему.

А где в этой статье сказано что необходимо делать противодымную систему?
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 18.6.2025, 15:54) *
вот, самый "нормальный" план
другого пока нет

Полагаю, что АР-хи неверно присвоили наименование "лифтовый холл". Это не соответствует требованиям п. 3.1) ст. 89 № 123-ФЗ. Т.е. это вестибюль. По всем нормам в вестибюле на основном посадочном этаже допускается отсутствие ЛХ для любых лифтов.

Мне не понятно - в проектировании не участвует специалист ПБ?


Цитата(Хитрый Лис @ 19.6.2025, 4:53) *
А где в этой статье сказано что необходимо делать противодымную систему?

См. п. 3 ст. 85 № 123-ФЗ.
То же сАмое продублировано в п. 7.1 СП 7.
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 19.6.2025, 7:37) *
Полагаю, что АР-хи неверно присвоили наименование "лифтовый холл". Это не соответствует требованиям п. 3.1) ст. 89 № 123-ФЗ. Т.е. это вестибюль. По всем нормам в вестибюле на основном посадочном этаже допускается отсутствие ЛХ для любых лифтов.

Мне не понятно - в проектировании не участвует специалист ПБ?



См. п. 3 ст. 85 № 123-ФЗ.
То же сАмое продублировано в п. 7.1 СП 7.

ПБ типа участвует....

Получается, что здесь лифтовой холл надо переназвать в вестибюль и делать там ПДВ. В идеале перенести вход в колясочную и пуи в этот вестибюль и по сигналу пожар на 1 эт, у нас будут включаться подпоры в лифты, дымоудаление 1 эт и компенсация.
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 19.6.2025, 16:44) *
Получается, что здесь лифтовой холл надо переназвать в вестибюль и делать там ПДВ. В идеале перенести вход в колясочную и пуи в этот вестибюль и по сигналу пожар на 1 эт, у нас будут включаться подпоры в лифты, дымоудаление 1 эт и компенсация.

Ооох, Вы вступаете на зыбкую и до конца непонятную почву - там всё сложно - см. обсуждения в этой теме.

И ещё: с 01.07.2025 вступает в действие ИЗМ 3 к СП 7 - обратите внимание на п. 8.6 про подпор в ЛШ лифта с режимом "пож. опасность". Надо выяснять - дату Договора на проектирование и по какой редакции с ИЗМ 3 или без него Вам следует вести проектирование.
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 19.6.2025, 17:59) *
Ооох, Вы вступаете на зыбкую и до конца непонятную почву - там всё сложно - см. обсуждения в этой теме.

И ещё: с 01.07.2025 вступает в действие ИЗМ 3 к СП 7 - обратите внимание на п. 8.6 про подпор в ЛШ лифта с режимом "пож. опасность". Надо выяснять - дату Договора на проектирование и по какой редакции с ИЗМ 3 или без него Вам следует вести проектирование.

Спасибо, ИОВ!
стало все еще запутаннее ))
про новый 8.6 я не поняла если честно, если мы считаем на закрытые звери, там расход у нас раз в 10 меньше будет.
А смогут ли 20 Па на верхнем этаже выдержать если мы на первом ПДВ включим? Что-то сомнительно
Skaramush
Закрытые двери это величина перепада давления до 70 Па.
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 20.6.2025, 9:04) *
про новый 8.6 я не поняла если честно, если мы считаем на закрытые звери, там расход у нас раз в 10 меньше будет.
А смогут ли 20 Па на верхнем этаже выдержать если мы на первом ПДВ включим? Что-то сомнительно

1. Да, но почему Вас это беспокоит? Ведь рассчитываем же мы подпор в ЛШ подъёмников и чисто грузовых лифтов на все закрытые двери.
Уже давно ББ на каком-то семинаре отвечал, что подпор на все открытые двери в ЛШ это анахронизм из древних времён с общей системой подпора в ЛШ и ЛК типа Н2. Вот, наконец, сподобились привести указания СП 7 к сегодняшним реальным раздельным системам подпора в ЛШ и ЛК. Лифт с режимом "пож.опасность" при пожаре не д.б. работоспособен - зачем закачивать туда гигантский расход подпора, а потом выбрасывать его через постоянно открытые двери и ломать голову над возникающими проблемами на основном посадочном этаже?

2. Рекомендую для полноты картины почитать обсуждения по давлению в ЛШ тут (после 2-ой цитаты) и там же в сообщении 21. Для понимания обсуждения следует прочесть всю тему. Мои сообщения в этой теме по стационарному режиму давления в ЛШ были ошибочными.
Ещё есть такая статья - помогает понять суть проблемы. К сожалению, с решениями всё намного сложнее. Но большинство лифтов при нескольких лифтах в одном холле/вестибюле теперь согласно п. 8.6 СП 7 с ИЗМ 3 будут с закр. дверями - это упростит/облегчит решение проблемы.

3. Мне пока не понятен смысл этого вопроса.
Skaramush
Цитата(ИОВ @ 20.6.2025, 13:20) *
Но большинство лифтов при нескольких лифтах в одном холле/вестибюле теперь согласно п. 8.6 СП 7 с ИЗМ 3 будут с закр. дверями - это упростит/облегчит решение проблемы.

А как быть с первым абзацем этого самого пункта 8.6 изменённой редакции? Или в большинстве зданий помещения не защищены противодымной вентиляцией?
ИОВ
Цитата(Skaramush @ 20.6.2025, 13:10) *
А как быть с первым абзацем этого самого пункта 8.6 изменённой редакции? Или в большинстве зданий помещения не защищены противодымной вентиляцией?

1-й абзац остался без изменения.
Дело ведь не в том, много или мало таких зданий. Они просто есть и м.б. Если по разделу 7 СП 7 нет указаний по организации ДУ в каких-то зданиях [например, по п. 7.2 в) все коридоры с ест. проветриванием] и нет лифта для ППП, то ЛШ без подпора - всё д.б. по 1-ому абзацу.

А новый абзац п. 8.6 только для лифтов с режимом "пож. опасность" с подпором в ЛШ в зданиях с ДУ.
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 20.6.2025, 12:20) *
1. Да, но почему Вас это беспокоит? Ведь рассчитываем же мы подпор в ЛШ подъёмников и чисто грузовых лифтов на все закрытые двери.
Уже давно ББ на каком-то семинаре отвечал, что подпор на все открытые двери в ЛШ это анахронизм из древних времён с общей системой подпора в ЛШ и ЛК типа Н2. Вот, наконец, сподобились привести указания СП 7 к сегодняшним реальным раздельным системам подпора в ЛШ и ЛК. Лифт с режимом "пож.опасность" при пожаре не д.б. работоспособен - зачем закачивать туда гигантский расход подпора, а потом выбрасывать его через постоянно открытые двери и ломать голову над возникающими проблемами на основном посадочном этаже?

2. Рекомендую для полноты картины почитать обсуждения по давлению в ЛШ тут (после 2-ой цитаты) и там же в сообщении 21. Для понимания обсуждения следует прочесть всю тему. Мои сообщения в этой теме по стационарному режиму давления в ЛШ были ошибочными.
Ещё есть такая статья - помогает понять суть проблемы. К сожалению, с решениями всё намного сложнее. Но большинство лифтов при нескольких лифтах в одном холле/вестибюле теперь согласно п. 8.6 СП 7 с ИЗМ 3 будут с закр. дверями - это упростит/облегчит решение проблемы.

3. Мне пока не понятен смысл этого вопроса.

Мне просто не попадались лифты с расчетом на закрытую дверь. Все, что были, только на открытую
По п.3: мне казалось, что давление в ЛШ замеряют на вышележащем этаже при работающей системе дымоудаления и компенсации на нижнем этаже
Skaramush
Цитата(ИОВ @ 20.6.2025, 14:38) *
1-й абзац остался без изменения.
Дело ведь не в том, много или мало таких зданий. Они просто есть и м.б. Если по разделу 7 СП 7 нет указаний по организации ДУ в каких-то зданиях [например, по п. 7.2 в) все коридоры с ест. проветриванием] и нет лифта для ППП, то ЛШ без подпора - всё д.б. по 1-ому абзацу.

А новый абзац п. 8.6 только для лифтов с режимом "пож. опасность" с подпором в ЛШ в зданиях с ДУ.


Это снимает ряд проблем при ПНР, но потребует изменений в ГОСТ 53300.

Цитата
4.6 Определение избыточного давления в лифтовых шахтах, связывающих надземные этажи,
должно производиться на двери смежного вышележащего этажа по отношению к основному посадочному
этажу; в лифтовых шахтах, связывающих подземные этажи, — на двери смежного нижележащего этажа
по отношению к основному посадочному этажу.
В лифтовых шахтах, обеспечивающих связь надземных и подземных (в т. ч. цокольных) этажей,
подлежат измерению значения избыточного давления на ниже- и вышележащих смежных этажахпо отношению
к основному посадочному этажу.
4.7 При контроле фактических параметров систем приточной противодымной вентиляции, указанных
в 4.6, лифт должен находиться на «основном посадочном этаже», двери кабины и шахты лифта должны
быть открыты.


4.6 это, в том числе, ответ ОРИ. И возможны варианты, когда основным посадочным является первый этаж, измерение подпора производится на втором, но дымоудаление на первом не предусмотрено и также включено на втором этаже. Вот тут, при заметном дисбалансе дымоудаления и компенсации, возможны неприятные варианты.

Понять, какие варианты, можно из разъяснительного письма, приложенного к сообщению.

Лично был в ситуациях, когда перепад на дверях лифтового холла был 90 Па. И всё, при ЛЮБОМ подпоре в ЛШ, даже без него, прибор показывает 90+ Па, ЛШ формально не проходит.

Выключить же системы дымоудаления и компенсации не позволяет п. 4.2 того же ГОСТ:

Цитата
4.2 При испытаниях инициирование действия систем противодымной вентиляции должно производиться
наладочной организацией в требуемом сочетании взаимодействия систем.
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 20.6.2025, 14:04) *
Мне просто не попадались лифты с расчетом на закрытую дверь. Все, что были, только на открытую
По п.3: мне казалось, что давление в ЛШ замеряют на вышележащем этаже при работающей системе дымоудаления и компенсации на нижнем этаже

1. В предприятиях торговли высотой более 1 этажа довольно часто бывают чисто грузовые лифты - не предназначенные для перемещения людей. По соотв. ГОСТ перемещение людей запрещено.
В предприятиях обществ. питания в несколько этажей также бывают подъёмниеи для перемещения продуктов, готовых блюд, посуды.
В ДОУ при 2-х этажах в постирочную бывают подъёмники для перевозки белья/связи с постирочной.
Во всех таких случаях ЛШ рассчитываются на все закрытые двери. Бывает ещё вариант с ТШ перед такими лифтами/подъёмниками - тогда подпор в ТШ, а не в ЛШ, и тоже на закр. дверь.
Наиболее частые ошибки проектировщиков:
- расчёт ЛШ грузового лифта на открытую дверь ЛШ на нижнем этаже;
- отсутствие подпора в ЛШ подъёмников или в ТШ перед ними.
Ответ ББ в Практических рекомендациях:
Цитата
Вопрос
Являются ли подъемники магазинов и ресторанов лифтами?

Ответ
С точки зрения распространения задымления нет разницы, к какому типу относятся лифты, важно наличие шахты. Если шахта есть, то необходимо предусматривать ее защиту.

2. "мне казалось" это неверный подход проектировщика. thumbdown.gif Проектировщик СПДВ просто обязан быть хорошо знакомым с ГОСТ 53300-2009 (с ИЗМ 1). Указания СП 7 по расходам, изб. давлениям, скоростям д.б. достигнуты при наладке с допускаемыми отклонениями по этому ГОСТ. Неверные/ошибочные проектные решения и расчёты проектировщика приводят к неверному подбору оборудования по расходу и/или давлению. Надо понимать потенциальные причины невозможности наладки собственных проектных "шедевров".
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 21.6.2025, 10:23) *
1. В предприятиях торговли высотой более 1 этажа довольно часто бывают чисто грузовые лифты - не предназначенные для перемещения людей. По соотв. ГОСТ перемещение людей запрещено.
В предприятиях обществ. питания в несколько этажей также бывают подъёмниеи для перемещения продуктов, готовых блюд, посуды.
В ДОУ при 2-х этажах в постирочную бывают подъёмники для перевозки белья/связи с постирочной.
Во всех таких случаях ЛШ рассчитываются на все закрытые двери. Бывает ещё вариант с ТШ перед такими лифтами/подъёмниками - тогда подпор в ТШ, а не в ЛШ, и тоже на закр. дверь.
Наиболее частые ошибки проектировщиков:
- расчёт ЛШ грузового лифта на открытую дверь ЛШ на нижнем этаже;
- отсутствие подпора в ЛШ подъёмников или в ТШ перед ними.
Ответ ББ в Практических рекомендациях:

2. "мне казалось" это неверный подход проектировщика. thumbdown.gif Проектировщик СПДВ просто обязан быть хорошо знакомым с ГОСТ 53300-2009 (с ИЗМ 1). Указания СП 7 по расходам, изб. давлениям, скоростям д.б. достигнуты при наладке с допускаемыми отклонениями по этому ГОСТ. Неверные/ошибочные проектные решения и расчёты проектировщика приводят к неверному подбору оборудования по расходу и/или давлению. Надо понимать потенциальные причины невозможности наладки собственных проектных "шедевров".

но это в здании с незадымляемыми ЛК, если лестницы задымляемые, то подаем только в лифт для пожарных

по 2му пункту и не поспоришь...
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 22.6.2025, 18:04) *
но это в здании с незадымляемыми ЛК, если лестницы задымляемые, то подаем только в лифт для пожарных

newconfus.gif ??? newconfus.gif
Т.е Вы уверены, что законы физики не едины, а кардинально различны в зависимости от наличия/отсутствия в здании незадымляемых ЛК и/или режима работы лифта?
Плохо дело ...
10 лет назад ББ отвечал:
Цитата(Boris_Ka @ 18.9.2015, 12:00) *
Цитата(kasip @ 18.9.2015, 11:09) *
п.8.6 В зданиях, оснащенных противодымной вентиляцией, не допускается исключать применение приточной противодымной вентиляции для шахт лифтов с режимом «пожарная опасность».
Необходимо ли предусматривать подпор в шахту лифта с режимом пожарная опасность в здании с лестничными клетками типа Л1?

В здании с обычными ЛК типа Л1 не содержащем коридоров, защищенных противодымной вентиляцией по п. 7.2в) 7.14к) СП 7.13130.2013, предусматривать защиту лифтовой шахты с режимом пожарная опасность не требуется.

Цитата(Boris_Ka @ 18.9.2015, 12:27) *
Цитата(kasip @ 18.9.2015, 12:14) *

а в случае, если коридоры защищены противодымной вентиляцией, предусматривать защиту лифтовых шахт нужно?

Да.

Цитата(Boris_Ka @ 21.9.2015, 21:19) *
... при сообщении лифта с коридором, защищаемым вытяжной противодымной вентиляцией, первый подлежит защите системой приточной противодымной вентиляции в соответствии с СП 7.13130.2013.

Настоятельно рекомендую всем проектировщикам СПДВ внимательно знакомиться в этом подФоруме с темами под грифом "ВАЖНО". А уж тему с ответами ББ вообще грех не прочесть...
ОРИ
Цитата(ИОВ @ 22.6.2025, 23:17) *
newconfus.gif ??? newconfus.gif
Т.е Вы уверены, что законы физики не едины, а кардинально различны в зависимости от наличия/отсутствия в здании незадымляемых ЛК и/или режима работы лифта?
Плохо дело ...
10 лет назад ББ отвечал

Как раз таки не уверена... Но, я не увидела этого требования в СП 7.
Я уже запуталась, на какую дверь его считать? На закрытую наверное, раз и лифт для пожарных теперь на закрытую будем считать
ИОВ
Цитата(ОРИ @ 23.6.2025, 8:06) *
Как раз таки не уверена... Но, я не увидела этого требования в СП 7.
Я уже запуталась, на какую дверь его считать? На закрытую наверное, раз и лифт для пожарных теперь на закрытую будем считать

1. Я уже не раз отмечала, что разработчики СП 7 и МД 137-13 сильно переоценивают знания школьного курса физики проектировщиками ОВ вообще и СПДВ в частности. Но в приведенной мною цитате ув. kasip, как раз хорошо помнил законы физики, поэтому увидел якобы противоречия в указаниях СП 7 и задал свой уточняющий вопрос. Как видите, ответ ББ был однозначен.
Но, к сожалению, Вы и многие другие проектировщики читаете указания СП 7 лишь фрагментарно, не включая знания законов физики и логику. При том, настолько уверены только в своём прочтении, что не читаете даже ответы ББ другим проектировщикам в его теме и в этой теме. Не говоря уже о многих старых темах после введения в действие СП 7.13130.2009 - там было много вопросов/ответов, актуальных и сегодня, применительно к СП 7.13130.2013 со всеми ИЗМами.

2. Предлагаю внимательно читать написанное в нормах/изменениях:
Цитата
пункт 8.6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Системы приточной противодымной вентиляции, обеспечивающие подачу наружного воздуха в шахты лифтов с режимом "пожарная опасность", должны подавать воздух с расходом, определенным при закрытых дверях на всех надземных этажах, включая основной посадочный этаж.

Где Вы увидели про лифт для ППП? Или Вы не различаете режимы работы лифтов при пожаре?
ОРИ
Ох...
Хоть и грубо, но все равно спасибо Вам большое за ответы.
Конечно, я различаю режимы работы, не знаю как я так читала, что пожарная опасность для меня стала лифтом для ПП 🙈
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.