Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Выключатель безопасности и частотный преобразователь
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Электроснабжение
Информатор
Имеется шкаф управления вент. установкой, имеется двигатель вентилятора с управлением от частотного преобразователя, частотный преобразователь стоит вне шкафа на стене рядом с вент. установкой, шкаф немного дальше, требуется поставить выключатель безопасности.
Возникли вопросы:
1) Куда ставить выключатель безопасности, до (т.е. на вводе частотного преобразователя) или после частотного преобразователя (т.е. на вводе двигателя)?;
2) Обоснуйте почему именно так?
3) Имеются ли какие-либо официальные документы, где это прописано (до или после)?
zadvor
Цитата(Информатор @ 2.10.2013, 10:56) *
Имеется шкаф управления вент. установкой, имеется двигатель вентилятора с управлением от частотного преобразователя, частотный преобразователь стоит вне шкафа на стене рядом с вент. установкой, шкаф немного дальше, требуется поставить выключатель безопасности.
Возникли вопросы:
1) Куда ставить выключатель безопасности, до (т.е. на вводе частотного преобразователя) или после частотного преобразователя (т.е. на вводе двигателя)?;
2) Обоснуйте почему именно так?
3) Имеются ли какие-либо официальные документы, где это прописано (до или после)?

все это прописано в инструкции на ЧРП, в разделе монтаж, подключение силовых цепей и т.п.
SVKan
Цитата(Информатор @ 2.10.2013, 13:56) *
Имеется шкаф управления вент. установкой, имеется двигатель вентилятора с управлением от частотного преобразователя, частотный преобразователь стоит вне шкафа на стене рядом с вент. установкой, шкаф немного дальше, требуется поставить выключатель безопасности.
Возникли вопросы:
1) Куда ставить выключатель безопасности, до (т.е. на вводе частотного преобразователя) или после частотного преобразователя (т.е. на вводе двигателя)?;
2) Обоснуйте почему именно так?
3) Имеются ли какие-либо официальные документы, где это прописано (до или после)?

НА частотном преобразователе!Ну то бишь в качестве управляющего сигнала на него.А дальше можно уже дублировать сей сигнал если требуется, установив допустим еще один контактор после частотника. Но это уже как резерв на случай если частотник глюкнет - в качестве дополнения.

Rus75
Цитата(SVKan @ 3.10.2013, 7:37) *
НА частотном преобразователе!Ну то бишь в качестве управляющего сигнала на него.А дальше можно уже дублировать сей сигнал если требуется, установив допустим еще один контактор после частотника. Но это уже как резерв на случай если частотник глюкнет - в качестве дополнения.

Ага, вы сейчас насоветуете. Неоднократно встречался с требованием пожарных обеспечить видимый разрыв в силовой цепи частотника. Чаще всего это контактор.
Дело в том, что в частотнике управление идет через полупроводниковые приборы(тиристоры). И если они останутся открытыми (пробой или Глюк в логике управления") то напряжение на выходе ПЧ останется даже если на управляющем входе нет сигнала на включение ПЧ.
И правильно написали выше, в инструкции к ПЧ прописано, на какой стороне делать разрыв.
HasBolla
Выключатель безопасности надо ставить перед двигателем. Это необходимо для безопасности ремонтного персонала. Если выключатель установлен вне зоны видимости при проведении рем. работ, то он должен быть с устройством запирания от не санкционированого включения, то бишь иметь ухо для замка с ключиком.

Указания возможно не явны, но некоторые требуют установки написаного выше ссылаясь на пункт написаный ниже smile.gif, трактовать можно по разному , но все-же...

например ПУЭ
5.3.31. При наличии дистанционного или автоматического управления электродвигателем какого-либо механизма вблизи последнего должен быть установлен аппарат аварийного отключения, исключающий возможность дистанционного или автоматического пуска электродвигателя до принудительного возврата этого аппарата в исходное положение.
Не требуется устанавливать аппараты аварийного отключения у механизмов:
а) расположенных в пределах видимости с места управления;
б) доступных только квалифицированному обслуживающему персоналу (например, вентиляторы, устанавливаемые на крышах, вентиляторы и насосы, устанавливаемые в отдельных помещениях;
в) конструктивное исполнение которых исключает возможность случайного прикосновения к движущимся и вращающимся частям; около этих механизмов должно быть предусмотрено вывешивание плакатов, предупреждающих о возможности дистанционного или автоматического пуска;
г) имеющих аппарат местного управления с фиксацией команды на отключение.
SVKan
Цитата(Rus75 @ 3.10.2013, 12:02) *
Ага, вы сейчас насоветуете. Неоднократно встречался с требованием пожарных обеспечить видимый разрыв в силовой цепи частотника. Чаще всего это контактор.
Дело в том, что в частотнике управление идет через полупроводниковые приборы(тиристоры). И если они останутся открытыми (пробой или Глюк в логике управления") то напряжение на выходе ПЧ останется даже если на управляющем входе нет сигнала на включение ПЧ.
И правильно написали выше, в инструкции к ПЧ прописано, на какой стороне делать разрыв.

Требования бывают разные. И защиты тоже.
Если рвать, то перед частотником. Но большой смысл это имеет только для ремонта. Для чего используют автомат или рубильник - и наглядно и гарантированно.
Если рвать за частотником, то тому же частотнику сие сильно не понравится.У любого частотника есть соответствующие команды которые моментально отключают все выходы - в большинстве случаев этого достаточно. Для гарантии можно поставить выходной контактор, который будет использоваться как дублирующий.На тех же лифтах например (просто для примера взял что знаю - с ними много работаю) все системы безопасности примерно так и устроены. А там требования по безопасности жесткие и контролируются.
А если требуется безопасность в плане механизма, то еще смотреть надо а стоит ли мгновенно выходы отрубать.У того же крана и груз упасть может.А вентилятор на свободном выбеге может останавливаться очень долго...Если у Вас представляет опасность именно механизм, то может иметь смысл сначала сделать частотником максимально возможное торможение и только потом все отрубить.

ailcat
Самое разумное - в щите управления после частотника, но до клемм подключения кабеля от двигателя. А вспом. контакту выключателя безопасности завести на цепь блокировки включения частотника.
Если частотник стоит снаружи щита, а двигатель подключается напрямую к нему (видел и такое в вент.системах) - то, естественно, до частотника...
attawan555
Цитата(zadvor @ 2.10.2013, 11:24) *
все это прописано в инструкции на ЧРП, в разделе монтаж, подключение силовых цепей и т.п.

Полностью согласен с zadvor'ом. Для примера вырезка из инструкции по ПЧ с которыми мы работаем. Я считаю что ПЧ достаточно дороговаты что-бы эксперементировать с ними. Делай как в инструкции, и всё будет норм)
Хотя как говорит Задорнов: "Русский человек читает инструкции только тогда, когда это уже сломалось!" )))
AdyBOB
Мне по барабану, что написано в инструкции к частотнику, поэтому заставляю ставить непосредственно перед двигателем. Правила ПУЭ - приоритет.

Тем более шкаф управления может находится не в прямой видимости, да еще иметь помимо местного управления, дистанционное.

Также и в инструкции прописывал при проведении ремонтных работ.

Мало ли?
kdu
Цитата(AdyBOB @ 19.11.2013, 7:14) *
Мне по барабану, что написано в инструкции к частотнику, поэтому заставляю ставить непосредственно перед двигателем. Правила ПУЭ - приоритет.
Тем более шкаф управления может находится не в прямой видимости, да еще иметь помимо местного управления, дистанционное.
Также и в инструкции прописывал при проведении ремонтных работ.
Мало ли?

+100000%. Когда к Вам с проверкой придёт "компетентный товарищ" из Ростехнадзора, то ему будет пофигу на инструкцию к частотнику. Он будет смотреть на соблюдение правил действующего ПУЭ!

SVKan
Цитата(AdyBOB @ 19.11.2013, 7:14) *
Мне по барабану, что написано в инструкции к частотнику, поэтому заставляю ставить непосредственно перед двигателем. Правила ПУЭ - приоритет.

Тем более шкаф управления может находится не в прямой видимости, да еще иметь помимо местного управления, дистанционное.

Также и в инструкции прописывал при проведении ремонтных работ.

Мало ли?

А где то в ПУЭ прописано, что всегда должен быть именно контактор после частотника?
Не любят они когда на ходу выходные цепи рвут... может и крякнуть.
Ashihara
Цитата(AdyBOB @ 19.11.2013, 4:14) *
Мне по барабану, что написано в инструкции к частотнику, поэтому заставляю ставить непосредственно перед двигателем. Правила ПУЭ - приоритет.

Тем более шкаф управления может находится не в прямой видимости, да еще иметь помимо местного управления, дистанционное.

Также и в инструкции прописывал при проведении ремонтных работ.

Мало ли?


С одной стороны вы вроде бы и правы насчёт ПУЭ. С другой стороны, долбозвон, полезший в двигатель и не обесточивший шкаф (мы же о вентиляции?) - может и хорошо, что он лишится жизни? Ведь после ремонта он точно так же не задумается сбросить скорость, проезжая мимо школы. Не посмотрит по сторонам, выезжая со двора. И т.д. и т.п. smile.gif
attawan555
Цитата(Ashihara @ 19.11.2013, 10:33) *
С одной стороны вы вроде бы и правы насчёт ПУЭ. С другой стороны, долбозвон, полезший в двигатель и не обесточивший шкаф (мы же о вентиляции?) - может и хорошо, что он лишится жизни? Ведь после ремонта он точно так же не задумается сбросить скорость, проезжая мимо школы. Не посмотрит по сторонам, выезжая со двора. И т.д. и т.п. smile.gif

ПОТ Р М-016-2001 и не забивать себе голову.)))
poludenny
Цитата(AdyBOB @ 19.11.2013, 2:14) *
Мне по барабану, что написано в инструкции к частотнику, поэтому заставляю ставить непосредственно перед двигателем. Правила ПУЭ - приоритет.


Непосредственно перед двигателем установка разъединителя по ПУЭ требуется только в некоторых случаях.
Shadow14
На частотниках после выключения остается напряжение (с конденсаторов) до 5 мин. Работягу, не почитавшего инструкцию, если отключит и сразу полезет в двигатель может ударить. Поэтому логично ставить после, а лучше до и после. Но в инструкциях и рекомендуемых схемах ставят до. Буржуйский работяга не полезет не почитавши инструкцию, а наш может))
Ashihara
Цитата(Shadow14 @ 20.11.2013, 5:32) *
На частотниках после выключения остается напряжение (с конденсаторов) до 5 мин. Работягу, не почитавшего инструкцию, если отключит и сразу полезет в двигатель может ударить. Поэтому логично ставить после, а лучше до и после. Но в инструкциях и рекомендуемых схемах ставят до. Буржуйский работяга не полезет не почитавши инструкцию, а наш может))


По вашей логике, эти пять минут двигатель должен либо вращаться, либо нагреваться - он же типа "замыкает это напряжение".

Практически перпеттум мобиле, отнимаете славу у Ежа smile.gif


PS. Разбирать частотник нельзя и лезть к клеммам тормозного резистора.
SVKan
Цитата(Shadow14 @ 20.11.2013, 8:32) *
На частотниках после выключения остается напряжение (с конденсаторов) до 5 мин. Работягу, не почитавшего инструкцию, если отключит и сразу полезет в двигатель может ударить. Поэтому логично ставить после, а лучше до и после. Но в инструкциях и рекомендуемых схемах ставят до. Буржуйский работяга не полезет не почитавши инструкцию, а наш может))

Напряжение остается в звене постоянного тока, а не на выходах.
Выходные модули отключают все напряжение на выходе. И не обязательно путем обрыва питания частотника. Есть штатно предусмотренные в частотнике варианты отработки аварийной команды. В том числе с мгновенным отключением выходов.
agfl
согласен с SVKan питалово двигателя отключается сразу после подачи аварийного сигнала, а для любителей ПУЭ из ростехнадзора ставьте контактор между приводом и двиглом, частотник программируйте с подхватом двигателя (актуально для любых вентиляторов). На входе контактор не ставят, кроме аварийного отключения без возможности повторного автоматического включения, прописано в инструкциях большинства производителей.

Почитайте форум управление электроприводом
AdyBOB
Ставят обычно пакетник или выключатель нагрузки непосредственно вблизи эл.двигателя, чтоб значит гарантировано обесточить.
SVKan
Цитата(agfl @ 22.11.2013, 3:16) *
согласен с SVKan питалово двигателя отключается сразу после подачи аварийного сигнала, а для любителей ПУЭ из ростехнадзора ставьте контактор между приводом и двиглом, частотник программируйте с подхватом двигателя (актуально для любых вентиляторов). На входе контактор не ставят, кроме аварийного отключения без возможности повторного автоматического включения, прописано в инструкциях большинства производителей.

Почитайте форум управление электроприводом

А что ПУЭ?
На тех же конвейерах (и вообще любых агрегатах) просто к тому месту где стоит оператор выносится пульт аварийного останова в виде аварийной грибовидной красной кнопки с фиксацией (для отщелкивания надо повернуть).
Сию кнопку повесить на вход частотника.
Для аварийного останова вполне нормальное решение полностью соответствующее ПУЭ.
Пульт местный? Местный. Фиксация есть? Есть. Запуск в зафиксированном положении исключен? Да.
Кому еще чего не хватает? Если хочется, чтобы еще и целостность провода контролировалась, ну инвертируйте вход частотника и вешайте на НЗ контакт кнопки.
Это не для ремонта, никаких видимых разрывов не требуется.
Для абсолютного большинства агрегатов такого решения достаточно. Есть специальные, для которых оговорены свои требования, ну так для них и смотрите, что написано. В простейшем варианте довесить на второй контакт сей кнопки еще выходной контактор - будет двойная защита. Больше чем двойную блокировку вроде нигде не требовали...

На самом деле как отключить не вопрос.
Больше надо думать какой алгоритм реально требуется для конкретного механизма. Это если действительно интересует безопасность, а не отчитаться о выполнении пункта ПУЭ.
Если просто отключить частотник от вентилятора он еще до-олго может крутиться. Всерьез считаете, что это будет безопаснее для людей чем затормозить его тем же частотником?
А если у нас груз висит? Пусть падает на голову?


AdyBOB
Ну раз защла речь о электродвигателях в общем, то помимо ПУЭ, есть еще ряд СНиП, СП, РД, ПБ и т.д., где жестко нормируются параметры при аварии.

Зачастую, выключатель безопасности (вообще-то и в ПУЭ акцентируется момент на возможность повторного включения) это то самое малое, что делается для безопасности человека.

А механическую блокировку никто не отменял и для подъемных механизмов это жестко регламентируется, и не только для них.
SVKan
Цитата(AdyBOB @ 22.11.2013, 12:16) *
Ну раз защла речь о электродвигателях в общем, то помимо ПУЭ, есть еще ряд СНиП, СП, РД, ПБ и т.д., где жестко нормируются параметры при аварии.

Зачастую, выключатель безопасности (вообще-то и в ПУЭ акцентируется момент на возможность повторного включения) это то самое малое, что делается для безопасности человека.

А механическую блокировку никто не отменял и для подъемных механизмов это жестко регламентируется, и не только для них.

С этим никто и не спорит.

Я хочу сказать о другом.
Не надо рассматривать частотник исключительно как источник питания типа дизельного генератора. Который может только питать двигатель или не питать. И останавливается далеко не мгновенно.
Частотник может практически мгновенно отключить свои выходы (намного быстрее любого контактора), а может и не просто их выключать, но и например тормозить вращение питаемого двигателя.
И надо использовать его возможности максимально эффективно.
AdyBOB
Ну это уже от желания заказчика и возможности наладчика зависит. Обычно проектанты даже про выключатели забывают, или наоборот, частотники в систему дымоудаления по спеке закладывают (я все таки склонен думать, что в обоих случаях умышленно).
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.