Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Диагностика и настройка АС через FC 051
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Автоматизация систем > Управление электроприводом
Nitc
Приветствую!

Дано по факту: АС двигатель вентилятора 400Δ/Y, 50Hz, 0.54кВт/0.35кВт, 1.0А/0.53А, 1350/1070 об/мин. Частотник 1ф/3ф, выход 3х220В, 0,75кВт, Danfoss FC 051.

Симптомы: При соединении в треугольник на этапе адаптации ругается ошибкой "обрыв одной фазы". При соединении в Y при попытке адаптации ругается "неверные параметры U и I", но позволяет запуститься.
Соответственно, запуск в Δ невозможен, при Y запускается, но крутиться оч слабо (на дисплее потребляемая мощность ~65Вт) и потребление тока мизерное, обороты никакие (субъективно конечно).

Собственно вопросы:
1. Характерно ли снижение рабочих параметров до указанных значений (65Вт, низкая скорость) при соединении в Y и оборванной обмоткой?
2. Если частотник с выходом 3х220В, а двигатель 3х380 то будет это работать нормально?
3. Обмотки соединять надо в Δ? Если двигатель все-таки целый.
4. Мне не попадались оборванные обмотки у двигателей ранее, нет опыта и не хочется поспешить с выводами. Проверка мультиметром на сопротивление каждой из них достоверно подтвердит/опровергнет обрыв? Мало ли есть особенности в измерении, применении только нормальных производителей и т.п.? Не хочется ошибиться и заменить целый двигатель.
5. В настройках FC051 есть номинальное напряжение двигателя (меню QM1), и там можно поставить от 230В до 400В и более. Какое напряжение необходимо указать, если двигатель поддерживает 400В для Δ и Y?

Pawel
А электрика там у вас знакомого нет для прозвонки двигателя и правильного соединения в треугольник.

1. Если обмотка оборвана , то двигатель вообще то не должен работать.
2. Если ПЧ с выходом 3х220 а двигатель 3х380, то он будет работать при очень маленькой нагрузке или на холостом ходу, при увеличении нагрузки он будет терять обороты и остановится. Нормально работать не будет.
3. Если ПЧ 3х220 , а двигатель 3х380-звезда, 3х220- треугольник, то обмотки соединять надо в треугольник если двигатель целый.
4. Всё когда то бывает в первый раз.
5. Для ПЧ 3х220 нужно указывать 220, для ПЧ 3х380 нужно указывать 380.
mr_Frodo64
фото шильды и БРНО в студию!
Nitc
Фото шильды. Фото "БРНО" - не понимаю, что вы имеете ввиду.

KyH
Борно старые электромонтёры так распаянные коробки называют на приводах так как их производили в Борно
Nitc
спасибо

Цитата(Pawel @ 18.1.2021, 16:21) *
А электрика там у вас знакомого нет для прозвонки двигателя и правильного соединения в треугольник.

Если это вопрос, то нету. "Правильное или неправильное соединение" - соединение выполнено правильно. Вопрос в том, как однозначно подтвердить обрыв обмотки.

Цитата(Pawel @ 18.1.2021, 16:21) *
2. Если ПЧ с выходом 3х220 а двигатель 3х380, то он будет работать при очень маленькой нагрузке или на холостом ходу, при увеличении нагрузки он будет терять обороты и остановится. Нормально работать не будет.

Лопасти вентилятора не обладают внушительной массой (не сталь). Делаю вывод, что двигатель стартует фактически на холостом ходу. Предполагаю, что скорость не достигает необходимого значения, т.к. нарастающее сопротивление воздуха создает противодействие моменту которое ему на двух обмотках не преодолеть.

А вот если бы было три обмотки, то какой эффект от применения ЧП с выходом 3х230В? Падение КПД/скорости вращения - насколько?
Alexander_I
Цитата(Nitc @ 20.1.2021, 14:40) *
спасибо


Если это вопрос, то нету. "Правильное или неправильное соединение" - соединение выполнено правильно. Вопрос в том, как однозначно подтвердить обрыв обмотки.


Лопасти вентилятора не обладают внушительной массой (не сталь). Делаю вывод, что двигатель стартует фактически на холостом ходу. Предполагаю, что скорость не достигает необходимого значения, т.к. нарастающее сопротивление воздуха создает противодействие моменту которое ему на двух обмотках не преодолеть.

А вот если бы было три обмотки, то какой эффект от применения ЧП с выходом 3х230В? Падение КПД/скорости вращения - насколько?

Обрыв обмотки элементарно определит любой нормальный электрик с помощь самого обычного тестера. И не надо гадать про КПД и скорости вращения, если обмотка в обрыве.
Neowise
Цитата(Nitc @ 20.1.2021, 16:40) *
А вот если бы было три обмотки, то какой эффект от применения ЧП с выходом 3х230В? Падение КПД/скорости вращения - насколько?

Когда обмотки включены звездой, а подается 3х220В , то вентилятор работает, внешне без замеров не заметить разницу.
Может работать годами в таком режиме, главное чтобы ток не превышал.
Проверьте обмотки на обрыв. вообще то пч может отслеживать обрыв обмотки.
Больше похоже не на обрыв , а на витканутую обмотку.
Nitc
Цитата(Alexander_I @ 20.1.2021, 20:23) *
Обрыв обмотки элементарно определит любой нормальный электрик с помощь самого обычного тестера. И не надо гадать про КПД и скорости вращения, если обмотка в обрыве.

Это какой то секрет "электриков", что вы его так оберегаете? Или постыдная процедура?
Можно пожалуйста по делу, т.е. либо ответ, либо ничего. Я спрашиваю потому что мне интересно анализировать и чужой опыт в том числе.
Надеюсь на понимание!



Цитата(Neowise @ 20.1.2021, 22:29) *
Когда обмотки включены звездой, а подается 3х220В , то вентилятор работает, внешне без замеров не заметить разницу.
Может работать годами в таком режиме, главное чтобы ток не превышал.
Проверьте обмотки на обрыв. вообще то пч может отслеживать обрыв обмотки.
Больше похоже не на обрыв , а на витканутую обмотку.

ЧП при соединении в треугольник как раз и выдал ошибку - "обрыв V". Когда переподключил в звезду он не выдал такую ошибку, а выдал другую "неверно указаны параметры U и I".

По току - задам ограничение в ЧП.

Обмотки проверю.
Спасибо
Alexander_I
Вот-вот. Проверьте обмотки, секретный электрик....
Кстати, я и написал вполне конкретно - проверьте обмотки.
Nitc
Цитата(Alexander_I @ 21.1.2021, 13:33) *
Вот-вот. Проверьте обмотки, секретный электрик....
Кстати, я и написал вполне конкретно - проверьте обмотки.

Это я раньше вас написал в предыдущих сообщениях, например п.4 первого сообщения. Как проверить обмотки?
ogorsv
Добрый день!

1. Снять перемычки на шпильках (между ними), чтобы все шесть контактов были свободны от связи друг с другом
Конечно, перед этим отключить ПЧ и выждать 15 минут для разряда конденсатора звена постоянного тока.
ВНИМАНИЕ! Высокое напряжение! Ждать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

2.Сопротивления обмоток U1-U2, V1-V2, W1-W2 должны быть небольшими и примерно равными. Мегомметр покажет около ноля

3. Мегомметром проверить сопротивления между корпусом двигателя и каждой из шести шпилек.
Должно быть НЕ МЕНЕЕ 0,5 МОм.

ВНИМАНИЕ! Мегомметр проверяет сопротивление при подаче ВЫСОКОГО напряжения (500В, 1000 В - в зависимости от модели). НЕ ДОТРАГИВАЙТЕСЬ до клемм мегомметра при проверке - ОПАСНО!


Nitc
Цитата(ogorsv @ 21.1.2021, 17:01) *
Добрый день!

1. Снять перемычки на шпильках (между ними), чтобы все шесть контактов были свободны от связи друг с другом
Конечно, перед этим отключить ПЧ и выждать 15 минут для разряда конденсатора звена постоянного тока.
ВНИМАНИЕ! Высокое напряжение! Ждать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

2.Сопротивления обмоток U1-U2, V1-V2, W1-W2 должны быть небольшими и примерно равными. Мегомметр покажет около ноля

3. Мегомметром проверить сопротивления между корпусом двигателя и каждой из шести шпилек.
Должно быть НЕ МЕНЕЕ 0,5 МОм.

ВНИМАНИЕ! Мегомметр проверяет сопротивление при подаче ВЫСОКОГО напряжения (500В, 1000 В - в зависимости от модели). НЕ ДОТРАГИВАЙТЕСЬ до клемм мегомметра при проверке - ОПАСНО!


Благодарю за подробную инструкцию.
Отпишусь по результатам.
ogorsv
Если есть возможность проверить после этого прямым включением через контактор и проверить токи по фазам с помощью токоизмерительных клещей - это будет наглядно про двигатель


Neowise
Бывает с подключением или с фазировкой обмоток намудрят.
В канальных импортных движках обмотки не пластиной соединены, перепутать несложно.
Фото клеммника надо.
........
Сначала проверить правильность соединения обмоток к клемнику. Затем отсутствие обрывов и кз на корпус.
Не лишне будет в сомнительных случаях подключить напрямую к сети, измерить токи.
И только потом подключать пч. Гипотезы о неисправности практичней выдвигать от простого к сложному.
Если точно не знаете причину.
Nitc
Цитата(ogorsv @ 21.1.2021, 19:02) *
Если есть возможность проверить после этого прямым включением через контактор и проверить токи по фазам с помощью токоизмерительных клещей - это будет наглядно про двигатель

Да, тоже бы так хотел. Но проблематично - питание в щит управления приходит однофазное. Три фазы есть, но не так близко.



Цитата(Neowise @ 21.1.2021, 19:30) *
Бывает с подключением или с фазировкой обмоток намудрят.
В канальных импортных движках обмотки не пластиной соединены, перепутать несложно.
Фото клеммника надо.
........

Если кто мудрил, то это я laugh.gif Фото и цветовая схема в приложении.
Neowise
Обмотки соединены в треугольник, по цветам все правильно.
Отсоедините кабель электропитания из клеммника, измерьте сопротивления обмоток между U1, V1, W1 должны быть одинаковые.
Измерьте сопротивление каждой обмотки U1-U2, V1-V2, W1-W2 должны быть одинаковые. Провода нужно отсоединить из клемника и рассоединить)
Проверьте сопротивление термоконтакта (два белых провода) , должен быть замкнут, один белый провод перед измерением отсоедините из клеммника
......
Когда обмотки соединены в треугольник, то в сеть 380В не включайте , сгорит оч. быстро.
...........
Еще вопрос.
Это раньше работало ?
Nitc
Цитата(Neowise @ 23.1.2021, 19:06) *
Обмотки соединены в треугольник, по цветам все правильно.
Отсоедините кабель электропитания из клеммника, измерьте сопротивления обмоток между U1, V1, W1 должны быть одинаковые.
Измерьте сопротивление каждой обмотки U1-U2, V1-V2, W1-W2 должны быть одинаковые. Провода нужно отсоединить из клемника и рассоединить)
Проверьте сопротивление термоконтакта (два белых провода) , должен быть замкнут, один белый провод перед измерением отсоедините из клеммника
......
Когда обмотки соединены в треугольник, то в сеть 380В не включайте , сгорит оч. быстро.


Спасибо! Так и сделаю, напишу по результатам.
Kotlovoy
Ещё, когда рассоедините обмотки, прозвоните между ними, например, между U1, V1, W1. Для исключения межобмоточного замыкания.
Nitc
Приветствую!

1. Итак, результаты замеров.
Замеры всех жил относительно всех:
Серый (W2) - Синий (V1) - 65,4Ом
Красный (U2) - Коричневый (U1) - 65,4Ом
Оранжевый (V2) - Черный (W1) - 65Ом
Значения между другими жилами по нулям (имею ввиду большое сопротивление 3-5МОм - нет целой цепи. наверное даже через перчатки)

2.Замеры между жилами при соблюдении цветовой маркировки:
Красный (U2) - Коричневый (U1) - 65,4Ом
Синий (V1) - Оранжевый (V2) - 5МОм (считай обрыв)
Черный (W1) - Серый (W2) - 5МОм (считай обрыв)
Как будто бы цвета не соответствуют обмоткам.

3. Замеры относительно корпуса и ТК - в норме.

4. Соединил как на фото, в треугольник 3х230В. Подключил ЧП, выполнил адаптацию (пар. 1-29), ЧП не ругался. Нажал "Пуск", ЧП вышел на частоту 45Гц, подхожу к двигателю - он стоит (не шумит, не пищит, вал не заклинен).
Такого раньше не встречал. Это вообще что? Может его подключить в звезду, на 3х230В?
Pawel
Похоже что ПЧ неисправен.
Nitc
Цитата(Neowise @ 23.1.2021, 19:06) *
...........
Еще вопрос.
Это раньше работало ?


Нет, это новое, не запускалось.
Neowise
Если питание ПЧ 220в, тогда двигатель должен быть в треугольнике 3х220В
...........
если новое и не запускалось, тогда проверять надо всё.
При подозрении на пч, попробуйте запустить с заведомо исправным ПЧ, с двигателем то же самое, проверьте пч с заведомо исправным двигателем.

Цитата
2.Замеры между жилами при соблюдении цветовой маркировки:
Красный (U2) - Коричневый (U1) - 65,4Ом
Синий (V1) - Оранжевый (V2) - 5МОм (считай обрыв)
Черный (W1) - Серый (W2) - 5МОм (считай обрыв)
Как будто бы цвета не соответствуют обмоткам.

Вызвоните все обмотки и нарисуйте схему с обозначениями, цветами и сопротивлениями.
Цитата
Замеры всех жил относительно всех:
Серый (W2) - Синий (V1) - 65,4Ом
Красный (U2) - Коричневый (U1) - 65,4Ом
Оранжевый (V2) - Черный (W1) - 65Ом

Если обмотки звонятся таким образом, то соедините их в треугольник по результатам прозвонки.
Возможно придется фазировку (начало/конец) обмоток уточнить.
........
Двигатель не из ремонта (перемотки) ?
Nitc
Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 13:20) *
Если питание ПЧ 220в, тогда двигатель должен быть в треугольнике 3х220В
...........
если новое и не запускалось, тогда проверять надо всё.
При подозрении на пч, попробуйте запустить с заведомо исправным ПЧ, с двигателем то же самое, проверьте пч с заведомо исправным двигателем.

Вызвоните все обмотки и нарисуйте схему с обозначениями, цветами и сопротивлениями.

Если обмотки звонятся таким образом, то соедините их в треугольник по результатам прозвонки.
Возможно придется фазировку (начало/конец) обмоток уточнить.
........
Двигатель не из ремонта (перемотки) ?


Может глупый вопрос: а в звезде он не захочет работать? Может дело в том, что он не "стартует" на 3х220В? (на шильдике 3х380 в треугольнике указано)

По последнему вопросу ответить: скорее всего нет, но доподлинно неизвестно, т.к. подрядчики исчезли (в хорошем смысле). Но судя по тому, что он не подключался, оборудование не успели сломать.

Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 13:20) *
Возможно придется фазировку (начало/конец) обмоток уточнить.


кстати. если при присоединении начало/конец обмоток напутать, это может повлиять на старт/работу?
Neowise
Соедините обмотки в треугольник по новым данным. Можете в звезду, если так хочется, тоже по новым данным.
Цитата
кстати. если при присоединении начало/конец обмоток напутать, это может повлиять на старт/работу?

Может.
Проверьте фазировку, раз такое дело с обмотками, то возможно всё.
Nitc
Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 14:13) *
Соедините обмотки в треугольник по новым данным. Можете в звезду, если так хочется, тоже по новым данным.

Соединил по новым в треугольник (на последнем фото видно) - ЧП разгоняется и не ругается, а двигатель стоит. Мне не важно как хочется, а как правильно.
Neowise
Логика следующая
На шильдике двигателя небольшой мощности обычно запись 3х220В треугольник, 3х380В -звезда. У мощных двигателей 3х380В треугольник, 3х660В - звезда.
У вас небольшой двигатель. На шильдике должна быть надпись 3х220В -треугольник. Питание ПЧ 1х220В следовательно двигатель должен быть включен в 3х220В треугольник + проверьте фазировку обмоток.
Цитата
а двигатель стоит.

Как раз и похоже на фазировку.
yozik
Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 13:38) *
На шильдике должна быть надпись 3х220В -треугольник.

ТС фото шильдика выложил вобще то smile.gif
у него двухскоростной двигатель
такие обычно в холодоснабжении применяются на конденсаторах и воздухоохладителях
400В звезда или треугольник в обеих режимах может работать длительно.

Цеплять такой двигатель на ЧП 220В 3Ф
это заведомо ухудшить его характеристики.
и не факт что проработает долго
т.к. в первом приближении мощность=напряжение на ток
напряжение меньше чем надо значит для той же мощности надо больше тока.
А больше тока нельзя, т.к. могут обмотки не выдержать.

ПС включал, работало, но приходилось уменьшать частоту, что бы не "вылез" в превышение тока
Nitc
Цитата(yozik @ 3.2.2021, 14:56) *
А больше тока нельзя, т.к. могут обмотки не выдержать.
ПС включал, работало, но приходилось уменьшать частоту, что бы не "вылез" в превышение тока

Я так же собирался настроить ЧП на защиту от превышения тока... если бы он заработал.
Меня смущает несовпадение сопротивлений с цветовой маркировкой. Если следовать цветам, то там обрыв на обрыве, если смотреть на показания измерений, то есть три целые обмотки с равным сопротивлением.
Ну и направление этих самых обмоток, обдумаю что с этим. Думаю менять и найти опытным путем правильную комбинацию.
yozik
Цитата(Nitc @ 3.2.2021, 10:20) *
Такого раньше не встречал. Это вообще что?

Собралось два слепых пофигиста.
Один тот что наклейку на коробку белую клеил
Второй это Вы smile.gif
Да да именно вы
Посмотрите на самую нижнюю строку.
Там по цветам расписанно. ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДВИГАТЕЛЯ!!!

Вот и соедените по цветам как нарисованно на ШИЛЬДИКЕ ДВИГАТЕЛЯ
Вы же фото выложили.
вот в этом сообщении
Вы его смотрели хоть???
Цитата(Nitc @ 3.2.2021, 10:20) *
Может его подключить в звезду, на 3х230В?

Хоть в звезду. хоть в треугольник...
но двигатель к этому ЧП НЕ ПОДХОДИТ.
Работать будет, но на гораздо меньшей мощности

Цитата(Nitc @ 3.2.2021, 14:58) *
Меня смущает несовпадение сопротивлений с цветовой маркировкой.

ответ уже написал.
Kotlovoy
Определение согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки.
http://electricalschool.info/main/naladka/...-koncy-faz.html
Nitc
Цитата(yozik @ 3.2.2021, 16:02) *
Там по цветам расписанно. ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДВИГАТЕЛЯ!!!

ндее, согласен
Neowise
Я тоже сослепу не увидел, что изготовитель двигателя внизу написал. Соедините как изготовитель двигателя написал, чтобы фазировкой не заниматься.
Действительно не самый распространенный двигатель. Где такой нашли ?
Nitc
Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 18:23) *
Я тоже сослепу не увидел, что изготовитель двигателя внизу написал. Соедините как изготовитель двигателя написал, чтобы фазировкой не заниматься.
Действительно не самый распространенный двигатель. Где такой нашли ?

Нашел на кровле 11 этажного здания с апартаментами. Кто-то оставил
Nitc
в общем оно заработало, пока успел соединить только в звезду, но по скорости явно слабовато. Если соединить в треугольник, будет больше скорость?
В звезде потребление тока 0,44А (по шильдику Y 3х380 0,35кВт/0,5А). Соединял в Y главным образом для прохождения автоматической адаптации (обрыв определяет).
Различие в Y и Δ понимаю для случаев когда 380/220В соответственно. Но в данном случае напряжение отличается.

И ещё, есть какие-нибудь нерадикальные способы поднять кол-во воздуха для вентилятора с этим двигателем?
Kotlovoy
Пересоединить в треугольник и попытаться поднять частоту до 60 Гц.
yozik
To Kotlovoy нельзя частоту поднимать двигателю поплохеет, там наоборот ограничение надо ставить.
А вот соеденять в треугольник очень даже нужно.
Но при попытке разогнать ток будет выше номинального.

И ТС опять шильдики не смотрит.
Двигатель на 400В ДВУХСКОРОСТНОЙ
1-я скорость (низкая) соединение звезда 3ф по 400в
2-я скорость (высокая) соединение треугольник 3ф по 400в
Автоадаптацию включать низя т.к. двигатель ну совсем к ЧП не подходит

На шильдике видно как от способа подключения обороты меняются

Цитата(Neowise @ 3.2.2021, 17:23) *
Действительно не самый распространенный двигатель. Где такой нашли ?

Да их миллионы smile.gif
На конденсаторах и воздухоохладителях в промхолоде все трёхфазные такие.
Kotlovoy
По вашему, 1350/1070 об/мин это две скорости? Это тупо повышенное скольжение при пониженном напряжении у двигателя с мягкой характеристикой. Двухскоростные двигатели - это когда коммутацией обмоток меняется число пар полюсов.
yozik
Нет, это реально две скорости.
Он что в звезде, что в треугольнике способен работать длительно от 400в

А как это реализованной физически не важно.
Т.к. оба режима штатных и расход в каждом разный wink.gif
Вот каталог с примерно такими же
Посмотрите 2 страницу даны две кривых для подбора
В зависим
mr_Frodo64
Вам котловой дело говорит...
Neowise
Цитата(Nitc @ 4.2.2021, 13:51) *
И ещё, есть какие-нибудь нерадикальные способы поднять кол-во воздуха для вентилятора с этим двигателем?

Соединить в треугольник и попробовать увеличить обороты, контролируя ток. Присоедините термоконтакт к частотнику и настройте отключение ПЧ при сработывании термоконтакта, не забывайте про направление вращения.
Nitc
ТК подключены, ток контролирую по верхнему пределу, больше чем , частоту ограничу в зависимости от тока, но не более 60Гц.
Neowise
Мне тоже попался вентилятор . Обмотки двигателя соединены в треугольник, питание 400 В. Подшипники менял.
Nitc
Всем доброго дня.

Вопрос по соседнему вентилятору. С ним тоже не всё гладко, но уже с точки зрения монтажа конструкций.
Желтой стрелкой указано направление движения воздуха, на улицу, это вытяжная система. Но при таком направлении воздуха двигателю надо вращаться в противоположную сторону (против красной стр.).
Я установил направление вращения по красной стрелке и воздух бодро пошел в обратную сторону (в помещение).
Изменение направления вращения вентилятора против красной стрелки не приводит к тому, что воздух идёт в обратную сторону (экспериментально проверил).

А как узнавать какая сторона вращения правильная, если красной стрелки нет? Визуально по лопаткам.

Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.