"Я не помню их лиц. Перед глазами - безликая толпа, сидящая на полу длиннющего коридора. Тесно прижавшись к стене, и друг к другу, в рваных комбинезонах и ботинках третьего срока, они напоминали нахохлившихся серых воробьев в осеннюю непогоду. Призванные в армию из азиатских республик Союза, едва понимающие по-русски, они, в прямом смысле, закрывали нас своими телами. Сохранили здоровье и жизни сотням специалистов, занятым в производстве плутония.
Для них не было понятия "рабочий день" и "смена". Их работа - "допуск". За талон доппитания они тряпкой и ведром убирали разливы высокорадиоактивных растворов, отмывали до допустимых пределов поверхности оборудования. Время их допуска - 10, 15, 20 минут из расчета 5 Рентген в заход и 45 Рентген за три месяца работы. Через три месяца их сменяли "свежие" бригады. Земной поклон им и вечная наша благодарность!
http://forum.pripyat.com/archive/index.php/t-1784.html"Российская газета" несколько лет назад откликнулась на проблемы школьников-ликвидаторов. В статье "Заложники катастрофы" она рассказала о том, как к радиационно-опасным работам привлекали детей:
"Через неделю после аварии учеников школы (Татарской Караболки) отправили в село Русская Караболка убирать выращенные здесь картофель и овощи. Потом ребятам сказали, что весь собранный урожай необходимо уничтожить. Пришлось сжигать солому, а всю сельхозпродукцию сваливать в траншеи. А взрослые тем временем на тракторах перепахивали поля и закапывали траншеи. Потом засыпали колодцы. Следующей весной в Русскую Караболку приехали военные и, сообщив, что поблизости якобы нашли месторождение нефти, велели местным жителям срочно выселяться. Эвакуация проходила с апреля по июнь 1958 года. Оставленные здания демонтировались. Школьники разбирали стену церкви. Кирпичи очищали от раствора, а полученный таким образом стройматериал шел на строительство коровников и свинарников. Все ликвидационные работы выполнялись вручную, без средств индивидуальной защиты, даже без элементарных респираторов и рукавиц. Как, впрочем, и во время посадки сосенок на месте Русской Караболки, чтобы скрыть место радиационного следа. Высаживали и пропалывали саженцы с мая по август 1958 года опять-таки дети. Разумеется, никто школьникам о том, что они занимались в ту пору ликвидационными работами, справок и прочих документов не выдавал, о том, что люди работают на радиоактивно зараженной территории, не сообщалось. Следует заметить, что карабольским ликвидаторам в 1958 году было от 8 до 16 лет"
Последствия, как оказалось позже, крупнейшей аварии в мире, которые в 20 раз превышают Чернобыльские, ликвидировали от мала до велика. Это потом люди узнают, что произошел выброс в атмосферу более 20 млн КИ, что заражено более 270ти тысяч человек. Тогда беременных женщин и детей выгоняли в поля для ликвидации последствий аварии. Ни о каких защитных средствах речи не шло...
Приложение п.10 к протоколу 32. Для того, чтобы не допустить большого суммарного накопления РВ (радиоактивные вещества. — В.Р.) в организме людей от употребления грязных продуктов питания, Министерство здравоохранения СССР рекомендует максимально рассредоточить загрязненное РВ мясо по стране... кроме Москвы”. По неполным сведениям заместителя Генерального прокурора СССР В. Андреева, с 1986 по 1989 гг. из загрязненных районов отправлено грязных продуктов: 47,5 тысячи тонн мяса и 2 млн. тонн молока. Заслуги инициаторов этих решений Чазова и Ильина отмечены высшими правительственными наградами. Сохранилось свидетельство члена ВС СССР профессора Е. Бурлаковой, как один высокопоставленный чиновник с гордостью заявил:
“Благодаря повышению временно допустимых уровней государству сэкономлено 1,7 миллиарда рублей”
В 1957 году в селе проживало свыше 4 тысяч жителей, протяжённость села 4 километра.
На 1 января 2007 578 жителей, 8 кладбищ. Находится в зоне радиоактивного заражения от производственного взрыва на комбинате Маяк.