Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: напорная или напорно-самотечная канализация
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Сантехника, водоснабжение, канализация > Наружные сети
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Serg Ivanov
Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:11) *
Сорри, “форс-мажор”, пришлось отлучиться.
И так. Смотрим рисунок ниже.
Когда жидкость в приемной емкости (далее резервуар) будет на 0,15 м выше верха отводящего трубопровода ( уровень 1 ), закрываем задвижку 2, открываем задвижку 1. Происходит зарядка сифона, осуществляется отвод жидкости из резервуара и ее транспортировка вниз к реке.
При уровне жидкости 2, открываем задвижку 2, происходит срыв сифона, закрываем задвижку 1, наполняется резервуар. По отводящему трубопроводу жидкость будет продолжать уходить вниз, а в трубопровод будет поступать воздух в объеме равным объему уходящей жидкости.
Ни в коем случае нельзя допускать закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1. В лучшем случае это приведет к остановке движения жидкости, в худшем, что более вероятно, разрушение трубопровода вследствие недопустимого вакуума.

Объём резервуара должен быть не менее:
Vрез = Vтр – 0,007 х t,
где: Vтр – объем отводящего трубопровода, м3;
0,007 – минимальное поступление жидкости в резервуар, м3/с;
t – полное время протекания жидкости от резервуара к реке, с.

И всё вроде бы хорошо, но есть два подводных камня.
Первый – это очень холодный воздух зимой в Иркутске, т.е. нельзя допустить его поступление в трубопровод без подогрева.
Второй – летом, во время дождей, будут моменты, когда резервуар уже наполнился, а из отводящего трубопровода еще не вся жидкость ушла. Надо открывать задвижку 1, при ещё неполном закрытии задвижки 2, что усложняет процесс автоматизации работы задвижек.
При установке насоса в резервуар, работа задвижек – та же, подводные камни – те же.

Простой вопрос от экспертизы - обосновать необходимость сифона и резервуара.
Spok_only
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 16:29) *
Простой вопрос от экспертизы - обосновать необходимость сифона и резервуара.

А по другому нельзя организовать напорный режим с установившемся движением жидкости .
Ликвидировав сифон насосом, только усложняем эксплуатацию.
Serg Ivanov
Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:34) *
А по другому нельзя организовать напорный режим с установившемся движением жидкости .
Ликвидировав сифон насосом, только усложняем эксплуатацию.

Так организуйте самотечный.
Сдаётся мне, что 4 км самотечки из безнапорной ПВХ SN4 диаметром 200 мм с 80 колодцами диаметром даже 1000 мм обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.
А колодцы можно и такие:

Цитата
Пластиковые колодезные системы имеют такие положительные качества:

Низкая цена. Стоимость коллектора в зависимости от размеров и количества элементов составляет 10-50 тыс. руб.
Небольшой вес. Масса кольца высотой 1 м и диаметром более 100 см не превышает 100 кг.
Повышенная прочность. Кольца могут выдерживать перепады давления, возникающие как внутри, так и снаружи.
Простота монтажа. Для установки конструкции не требуется специальной техники.

Низкая способность к поглощению тепла. Полиэтиленовые кольца не изменяют своей формы под воздействием высоких температур. Лоток для труб также устойчив к износу.
Нечувствительность к низким температурам. В морозную погоду резервуар не повреждается и не утрачивает свойственных ему функций.

Цитата
Люки для колодцев выпускаются преимущественно круглой формы, хотя сейчас стали иногда применяться квадратные крышки для канализации.

Габариты люков можно прочитать в документе ГОСТ 3634 99. Диаметр чугунных люков составляет от 380 до 810 мм, пластиковых — от 315 мм до 1 м. некоторые люки имеют специальные замки, ограничивающие доступ.
Spok_only
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
Так организуйте самотечный.

Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.

вряд ли, но не считал

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
и 4 км трубы на 30 атм.

А вот зачем трубы на такое давление - не понимаю.
Serg Ivanov
Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 16:50) *
Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.


вряд ли, но не считал


А вот зачем трубы на такое давление - не понимаю.

Заказчик не специалист - понятия не имеет. Там ещё и I категория электроснабжения вылезет. Или дизель генераторная.

Для напорного режима. А расчёт на гидроудар (в данном случае обязательный из-за перепада высот в 300м) может и больше выдать.
Смотровые колодцы пластиковые могут быть и 300 мм в диаметре.
Цитата
Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.

http://matline.ru/pdf/TO_Chambers_Corsys.pdf
Технические рекомендации по проектированию и строительству подземных трубопроводных систем безнапорной хозяйственно-бытовой канализации и дождевой канализации с применением колодцев из полиэтилена (ТР 102-08)
https://matline.ru/info/579/#tpr_plastik
Spok_only
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
А расчёт на гидроудар (в данном случае обязательный из-за перепада высот в 300м)

Не ставить в конце трассы запорную арматуhу и не будет классического гидроудара.
Но... возможен вакуумудар (((

Смотрим сообщение 150. Резкое закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1 приведёт к мгновенному образованию вакуума, стремящемуся к абсолютному значению.
И если бы для этого случая нарисовать пьезометр, то практически вся трасса оказалась бы под разрежением ниже абсолютного вакуума, что есть невозможно.
Поэтому, запустятся природные процессы, в первую очередь произойдет разрушение трубопровода, даже в нескольких местах.
Но если трубы смогут выдержать вакуум, близкий к абсолютному, может произойти следующее (немного фантазирую).
Сначала вспомним, что при значении вакуума 9,9 м вода кипит при температуре 6,7оС.
Стремительное разрежение приведет к резкому вскипанию жидкости, т.е. её разрушению. А если не будет жидкости, то и не будет того, что создает разрежение. Таким образом вся трасса будет находиться под вакуумом, близким к абсолютному. В нижней части трассы (9,5 м по высоте) будет жидкость, дальше паровоздушная смесь, а вверху – воздух.

Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.
Skorpion
Цитата(Aerl @ 29.1.2021, 8:20) *
Тогда точно нужно устройство для автоматического впуска/выпуска воздуха, после задвиги. И даже страшно представить что произойдет в трубопроводе, в момент закрытия задвижки если клапан вдруг не откроется))
Что страшного-то?


Цитата(Spok_only @ 29.1.2021, 15:50) *
Я не противник самотечной. Напорку хочет заказчик Топоровой.

Заказчику Тороповой должно быть безразлично, какой будет режим. Он не хочет иметь дело с заботой о нескольких десятках бесхозных смотровых колодцев в тайге, ибо отдает себе отчет в том, что: а) через полгода крышки люков колодцев будут разворованы и б) в открытый люк обязательно кто-нибудь свалится и погибнет, а его посодют.
Цитата(Spok_only @ 30.1.2021, 9:46) *
Не ставить в конце трассы запорную арматуhу и не будет классического гидроудара.
Но... возможен вакуумудар (((
Смотрим сообщение 150. Резкое закрытие задвижки 2, при закрытой задвижке 1 приведёт к мгновенному образованию вакуума, стремящемуся к абсолютному значению.
И если бы для этого случая нарисовать пьезометр, то практически вся трасса оказалась бы под разрежением ниже абсолютного вакуума, что есть невозможно.
Поэтому, запустятся природные процессы, в первую очередь произойдет разрушение трубопровода, даже в нескольких местах.
Но если трубы смогут выдержать вакуум, близкий к абсолютному, может произойти следующее (немного фантазирую).
Сначала вспомним, что при значении вакуума 9,9 м вода кипит при температуре 6,7оС.
Стремительное разрежение приведет к резкому вскипанию жидкости, т.е. её разрушению. А если не будет жидкости, то и не будет того, что создает разрежение. Таким образом вся трасса будет находиться под вакуумом, близким к абсолютному. В нижней части трассы (9,5 м по высоте) будет жидкость, дальше паровоздушная смесь, а вверху – воздух.
Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.

Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Нажмите для просмотра прикрепленного файла
toropova
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:40) *
Так организуйте самотечный.
Сдаётся мне, что 4 км самотечки из безнапорной ПВХ SN4 диаметром 200 мм с 80 колодцами диаметром даже 1000 мм обойдутся дешевле резервуара с сифоном, задвижками, автоматикой и 4 км трубы на 30 атм. Не говоря уже о эксплуатации.


вариант самотечной канализацией с колодцами исключен Заказчиком.
Но даже если бы канализация все-таки была самотечной, пластиковые колодцы в данном случае неприменимы: температура воздуха в холодный период года опускается до -53 град, колодцы пластиковые можно транспортировать только при температуре до -15 град. Требование к материалам, применяемым в проекте - транспортирование до -60. Кроме того, объект находится на Севере области, доставка туда пластиковых колодцев обойдется ну очень дорого, несравнимо со стоимостью сборных элементов, изготавливаемых на местном заводе.

Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 10:39) *
А также суходолов.


с дюкером идея конечно интересная, но четкого определение дюкера нормативного я не нашла. Под суходол наш рельеф тоже никак не подходит...
toropova
Цитата(Skorpion @ 27.1.2021, 9:29) *
Выкладываю свой вариант расчета.


Skorpion, я правильно понимаю, что при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный?
и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?

В другой же вашей таблице, которую размещал Дмитрий, он задавал диаметры 110-250мм, потери напора по трассе до 300м. Здесь вроде логично, что играя диаметрами погасили весь напор.
toropova
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
Там ещё и I категория электроснабжения вылезет. Или дизель генераторная.

https://matline.ru/info/579/#tpr_plastik

а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается
Aerl
Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Что страшного-то?


Spok_only уже описал это, если задвижка у резервуара, то при закрытии произойдет вакуум в трубопроводе (если по каким либо причинам не обеспечился впуск воздуха), что-то похожее происходит в канализационном невентилируемом стояке, только цифры иные.

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Заказчику Тороповой должно быть безразлично, какой будет режим. Он не хочет иметь дело с заботой о нескольких десятках бесхозных смотровых колодцев в тайге, ибо отдает себе отчет в том, что: а) через полгода крышки люков колодцев будут разворованы и б) в открытый люк обязательно кто-нибудь свалится и погибнет, а его посодют.

Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Сечение при избыточном и вакуумметрическом давлении работает совершенно иначе, возьмите ту же соломенку создайте сначала избыточное, а потом вакуумметрическое. Результат я думаю предсказуем)) так что только считать, и считать, на PN трубы вообще не смотрим)
Dmitry_vk
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?

Если по расчёту весь напор не гасится, значит инженер не определил пропускную способность системы. Строим характеристику системы, уточняем расход при имеющемся напоре. Тогда пьезометрическая линия в конце трассы уйдёт в ноль.
Попробуйте вставить данные из расчёта Skorpionа в мой вариант таблички, там автоматически построится пьезометрическая и напорная линия.
Если по расчёту мы имеем 250 м напора на выходе, то расход в напорном режиме будет примерно в 2 раза выше. Значит сеть пропускает 25 л/с в самотечном режиме и никогда не работает в напорном.

К принтскрину speleosа тоже есть вопросы, указывающие на недостоверность полученных результатов. У него теперь тоже есть сомнения на эту тему)

В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.
В случае избыточного пьезометрического напора в конце трассы ситуация прямо противоположная.

Цитата(Spok_only @ 30.1.2021, 9:46) *
Т.о., необходимо после задвижки 2 установить автоматический клапан для впуска воздуха и проблема будет решена.

Есть способ проще) Дыхательный патрубок без арматуры вместо автоматического клапана.
Если нет сифона, это самое простое решение.
Сифон и задвижка - это 2 разных решения, совмещать их не имеет смысла.
nagger
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный

А нет путаницы между "напорным режимом" и самотёком, работающим полным сечением?
Aerl
Цитата(nagger @ 1.2.2021, 9:28) *
А нет путаницы между "напорным режимом" и самотёком, работающим полным сечением?


Полное сечение уже напорный режим

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.
В случае избыточного пьезометрического напора в конце трассы ситуация прямо противоположная.


Все решается очень просто, путем подбора значений в эксель) там функция такая есть)
Serg Ivanov
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 8:19) *
а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается

Вы должны проверить. Задание на проектирование подписывает в т.ч. и проектировщик. А отменить нормы заказчик не может. Задание противоречит нормам - виноват только проектировщик как специалист знающий нормы.

Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:36) *
вариант самотечной канализацией с колодцами исключен Заказчиком.
Но даже если бы канализация все-таки была самотечной, пластиковые колодцы в данном случае неприменимы: температура воздуха в холодный период года опускается до -53 град, колодцы пластиковые можно транспортировать только при температуре до -15 град. Требование к материалам, применяемым в проекте - транспортирование до -60. Кроме того, объект находится на Севере области, доставка туда пластиковых колодцев обойдется ну очень дорого, несравнимо со стоимостью сборных элементов, изготавливаемых на местном заводе.

Т.е. трубы только сталь. И то не всякая. rolleyes.gif
А колодцы в тайге всё равно придётся поставить. Для вантузов, клапанов впуска и защемления воздуха и проч. На -60С. rolleyes.gif
Dmitry_vk
Цитата(Aerl @ 1.2.2021, 9:33) *
Все решается очень просто, путем подбора значений в эксель) там функция такая есть)

Чтобы просто решить, нужно знать, что решать. Я больше о постановке задачи, чем о способах решения. Главное не упустить на старте.
Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 9:46) *
А колодцы в тайге всё равно придётся поставить. Для вантузов, клапанов впуска и защемления воздуха и проч.

Сергей, а зачем всё это хозяйство по трассе?
Aerl
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:19) *
а откуда 1 категория? заказчик 3 задает. перерыв допускается


Что и дождь по щелчку выключите?
toropova
Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 9:46) *
Т.е. трубы только сталь. И то не всякая. rolleyes.gif


ну вот кстати насчет труб пэ заказчик ничего против не имеет -в ГОСТ 18599-2001 указаны правила транспортировки ПЭ труб в районы Крайнего Севера, а вот колодцы так не упакуешь smile.gif))

Цитата(Aerl @ 1.2.2021, 10:24) *
Что и дождь по щелчку выключите?

дождь конечно никто выключать не будет smile.gif, но на случай ремонтных работ на сети, очищенный сток Заказчик планирует откачивать в емксоти технической воды, а ливневку сверхрасчетной интенсивности (если таковая будет в этот момент), отводить в дренажный котлован

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.

с этим все понятно, ранее про это писали, я так и делала, спасибо
Serg Ivanov
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 12:10) *
ну вот кстати насчет труб пэ заказчик ничего против не имеет -в ГОСТ 18599-2001 указаны правила транспортировки ПЭ труб в районы Крайнего Севера, а вот колодцы так не упакуешь smile.gif))

Колодцы 315 мм в диаметре из того же материала что и трубы. Поставщик хоть во что упакует по желанию заказчика.

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 11:20) *
Сергей, а зачем всё это хозяйство по трассе?

А что бы трубы не рвало.

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 15:29) *
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет. Трубопровод выдерживает давление изнутри 0,4 МПа, а при полном вакууме будет давление снаружи 0,1 МПа. В 1 случае стенки трубы работают на разрыв, а во 2 – на сжатие – более «благоприятный» случай с т.з. механики. Стенка круглого трубопровода работает как свод. Сравните арочный свод над окнами, арочный подвесной мост. Я в юности пробовал раздавить куриное яйцо между ладонями – не смог.Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Расплющит трубу - а так ничего, да. Ссылку на расчёт я выше давал. Случай из практики на форуме тоже описан.
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=1...%E0%EA%F3%F3%EC
Цитата
Цитата(ViC @ 9.9.2019, 11:17) *

День добрый, уважаемые коллеги!

Стандартная схема водоснабжения: резервуары надземные вертикальные, насосная станция (под заливом), кольцевой водопровод наружный и кольцевой водопровод внутри корпусов.

Есть перемычка (одна из перемычек) на высоте 7,8 м основная труба уложена на 2,3 м.
В результате слива системы через поливочные краны, по словам эксплуатации, в трубе возник вакуум и трубу на отметке 7,8 сплющило.

Как это могло случиться, кто что думает?

Прилагаю кусочек схемы: ввод и саму перемычку.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Dmitry_vk
Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 12:02) *
А что бы трубы не рвало.

Чем? Конкретно в случае с дыхательных патрубком в начале трассы после задвижки или с открытым трубопроводом, как вы предлагаете.
Serg Ivanov
Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 13:30) *
Чем? Конкретно в случае с дыхательных патрубком в начале трассы после задвижки или с открытым трубопроводом, как вы предлагаете.

Гидроударами.
Цитата
8.9. На водоводах и линиях водопроводной сети в необходимых случаях надлежит предусматривать установку:
поворотных затворов (задвижек) для выделения ремонтных участков;
клапанов для впуска и выпуска воздуха при опорожнении и заполнении трубопроводов;
клапанов для впуска и защемления воздуха;
вантузов для выпуска воздуха в процессе работы трубопроводов;
выпусков для сброса воды при опорожнении трубопроводов;
компенсаторов;
монтажных вставок;
обратных клапанов или других типов клапанов автоматического действия для выключения ремонтных участков;
регуляторов давления;
аппаратов для предупреждения повышения давления при гидравлических ударах или при неисправности регуляторов давления.
На трубопроводах диаметром 800 мм и более допускается устройство лазов (для осмотра и чистки труб, ремонта запорно-регулирующей арматуры и др.).
На самотечно-напорных водоводах следует предусматривать устройство разгрузочных камер или установку аппаратуры, предохраняющих водоводы при всех возможных режимах работы от повышения давления выше предела, допустимого для принятого типа труб.

Ну, а вообще - кто не рискует тот не пьет шампанское. И в тюрьме не сидит. Может и так обойдётся. rolleyes.gif
С точки зрения прокуратуры закрытый нижний конец трубы - вполне возможный режим работы.
Spok_only
Цитата(Serg Ivanov @ 29.1.2021, 15:58) *
Смотровые колодцы пластиковые могут быть и 300 мм в диаметре.

Какой смысл в устройстве таких колодцев ? Чтобы открыть, посмотреть и плюнуть ? smile.gif

Цитата(Skorpion @ 30.1.2021, 14:29) *
Вакуумудар? Что-то новенькое в физике.
Ну, а если ПЭ трубопровод окажется под вакуумом, близким к абсолютному, то ничего не произойдет.


Появились сомнения в написанном мною (. Пришлось восполнять пробелы по вакууму.
Из того, что выдернул (см. ниже) делаю вывод, что трубопровод окажется под низким вакуумом.
Но все равно очкую smile.gif

Serg Ivanov
Цитата(Spok_only @ 1.2.2021, 14:17) *
Какой смысл в устройстве таких колодцев ? Чтобы открыть, посмотреть и плюнуть ? smile.gif



Появились сомнения в написанном мною (. Пришлось восполнять пробелы по вакууму.
Из того, что выдернул (см. ниже) делаю вывод, что трубопровод окажется под низким вакуумом.
Но все равно очкую smile.gif

1.
Цитата
Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.

2. А высокий и не требуется.
Ну или вариант - земля подтаяла на выпуске, грунт сместился, пережал трубу. 30 бар порвало трассу. Почему не предусмотрели?
Цитата
На самотечно-напорных водоводах следует предусматривать устройство разгрузочных камер или установку аппаратуры, предохраняющих водоводы при всех возможных режимах работы от повышения давления выше предела, допустимого для принятого типа труб.

Сухари сушите. unsure.gif
Skorpion
Цитата(toropova @ 1.2.2021, 7:03) *
1. Skorpion, я правильно понимаю, что при 25 л/с система работает в напорном режиме, при меньших расходах переходит в самотечный?
2. и еще вопрос по расчету: в таблице которую вы приложили диаметры сети приняты 180-200мм, потери напора при работе в напорном режиме (25л/с) - 51,4м. перепад по высоте 300м, т.е напор по трассе гасится но незначительно... Каким образом гасится остальной напор при работе системы в напорном режиме? Или мы опять же предполагаем что напорный режим сохраняется не на всем протяжении трассы - про что нам в начале темы доказывал speleos своим чертежом, а только на каком то начальном ее этапе?
3. В другой же вашей таблице, которую размещал Дмитрий, он задавал диаметры 110-250мм, потери напора по трассе до 300м. Здесь вроде логично, что играя диаметрами погасили весь напор.

1. Именно так я себе это представляю.
2. 3. Когда я загрузил на форум свой расчет, я через некоторое время обнаружил, что ошибся, но отзывать на редактирование, чтобы удалить это сообщение, было поздно. Я начал переделывать, но при замене диаметров, напр., как на скриншоте , произошел сбой в экселе. (см. скриншот). Кроме того, в расчетной таблице мною допущены ошибки в формулах и в порядке расположения столбцов, но и это исправить не удалось: появляется сообщение, что Windows10 больше не поддерживает версию Excel 8, как-то так. Убил 2 суток, пришел к выводу, что надо отдавать комп спецам на переустановку. Ваши вопросы – в правильном русле. «Играя диаметрами» !!! rolleyes.gif Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Цитата(Dmitry_vk @ 1.2.2021, 9:22) *
1. Если по расчёту весь напор не гасится, значит инженер не определил пропускную способность системы. Строим характеристику системы, уточняем расход при имеющемся напоре. Тогда пьезометрическая линия в конце трассы уйдёт в ноль.
2. Попробуйте вставить данные из расчёта Skorpionа в мой вариант таблички, там автоматически построится пьезометрическая и напорная линия.
3. Если по расчёту мы имеем 250 м напора на выходе, то расход в напорном режиме будет примерно в 2 раза выше. Значит сеть пропускает 25 л/с в самотечном режиме и никогда не работает в напорном.
4. В одном из вариантов расчёта у меня получался вакуум на выходе. Я указал, что нужно сместить точку снижения диаметра вправа.
Что это значит:
Если в конце трассы вакуум, то потери напора по трассе превышают располагаемый напор. Т.е. система не пропустит наш расход, её пропускная способность ниже. Мы или А) определяем новый расчётный расход и соглашается с ним, или Б) должны увеличить пропускную способность системы для нашего расхода.



Характеристика системы – это как?
1. Пьезометрическая линия в конце трассы хотелось бы, чтобы она ушла на скоростной напор V2/2g – так будет точнее.
2. Я то же это пытался сделать, но не удалось по причинам, изложенным выше.
3. Не уловил смысла сказанного.
4. А) Нам расход задан и он замене не подлежит. Б) Это правильно

Dmitry_vk
Цитата(Skorpion @ 1.2.2021, 15:52) *
Характеристика системы – это как?
1. Пьезометрическая линия в конце трассы хотелось бы, чтобы она ушла на скоростной напор V2/2g – так будет точнее.
2. Я то же это пытался сделать, но не удалось по причинам, изложенным выше.
3. Не уловил смысла сказанного.
4. А) Нам расход задан и он замене не подлежит. Б) Это правильно

Вы правы, характеристика не системы, а сети.
1. Не будет точнее. Пьезометрическая линия в ноль. Скоростной напор учитывает линия полной энергии или напорная линия.
3. Если на выходе из сети мы имеем пьезометрический напор, значит расчётный расход мы приняли меньше того, который может пропустить наша сеть при нашем располагаемом напоре. Фактический расход будет выше, за счёт этого потери вырастут и пьезометрическая линия придёт в ноль. Расход можно определить подбором, можно графически по характеристик сети. Можно в том же экселе вставить ещё один график.

toropova
Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 14:59) *
1. Благодаря использованию современной техники стало возможным проведение таких эксплуатационных работ, как прочистка водой под давлением и телевизионный мониторинг.
Данные работы производятся с поверхности с помощью спецтехники, исключая спуск человека
в колодец. В настоящее время, в соответствии с требованиями европейских норм, рекомендуется
, чтобы все работы , выполняемые в сетях канализации, принимая во внимание безопасность
обслуживающего персонала, проводились с поверхности земли, даже если колодец предусматривает
возможность спуска в него человека.


в начале проектирования в ТЗ была прописана именно самотечная канализация, но когда Заказчик увидел количество колодцев по трассе, то ТЗ решили поменять...
спецтехники для прочистки предлагаемых пластиковых колодцев на объекте заказчика просто нет
трасса идет по тайге, рельеф сложный, в зимнее время проезд по трассе будет просто невозможен - снега выпадет столько, что ни одна техника не проедет, ну и реально медведей много ходит... Поэтому и обслуживать колодцы крайне затруднительно или даже невозможно

Цитата(Skorpion @ 1.2.2021, 15:52) *
1. Именно так я себе это представляю.
2. 3. Когда я загрузил на форум свой расчет, я через некоторое время обнаружил, что ошибся, но отзывать на редактирование, чтобы удалить это сообщение, было поздно. Я начал переделывать, но при замене диаметров, напр., как на скриншоте , произошел сбой в экселе. (см. скриншот). Кроме того, в расчетной таблице мною допущены ошибки в формулах и в порядке расположения столбцов, но и это исправить не удалось: появляется сообщение, что Windows10 больше не поддерживает версию Excel 8, как-то так. Убил 2 суток, пришел к выводу, что надо отдавать комп спецам на переустановку. Ваши вопросы – в правильном русле. «Играя диаметрами» !!! rolleyes.gif Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Понятно, спасибо за пояснение! скорейшего выздоровления вашей технике! rolleyes.gif
Dmitry_vk
Покопался в телефоне, нашёл сифонные водосливы на действующей дамбе. Заряжаются сами при аварийном уровне. Один Ду 200-300, второй Ду 400-500.
Опять же, кому интересно)


Цитата(Serg Ivanov @ 1.2.2021, 12:39) *
Гидроударами.

А гидроудары откуда?
Понимаю гидроудары при закрытии задвижки после резервуара и отсутствии или недостаточной пропускной способности устройств для впуска воздуха.
В случае, предложенном вами, при отсутствии задвижки на трассе можете пояснить механизм появления гидроудара?
В случае, предложенным мной, при наличии дыхательного патрубка после задвижки можете пояснить механизм появления гидроудара?
Aerl
Цитата(toropova @ 2.2.2021, 5:24) *
в начале проектирования в ТЗ была прописана именно самотечная канализация, но когда Заказчик увидел количество колодцев по трассе, то ТЗ решили поменять...
спецтехники для прочистки предлагаемых пластиковых колодцев на объекте заказчика просто нет


Я вот все равно не понимаю что такого в колодцах плохого? что с ними такого нужно делать каждую зиму? с ними сеть обслуживать по сути легче, так как в случае возникновения засора всегда есть доступ к трубе, да идентифицировать сеть на местности легче. Неужели легче выкопать и заменить участок сети, чем попытаться его прочистить из колодца, и все это зимой, где как Вы говорите техника не проедет.

Цитата(toropova @ 2.2.2021, 5:24) *
трасса идет по тайге, рельеф сложный, в зимнее время проезд по трассе будет просто невозможен - снега выпадет столько, что ни одна техника не проедет, ну и реально медведей много ходит... Поэтому и обслуживать колодцы крайне затруднительно или даже невозможно

И при всем при этом напорка всего одна.
toropova
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 9:21) *
Я вот все равно не понимаю что такого в колодцах плохого? что с ними такого нужно делать каждую зиму? с ними сеть обслуживать по сути легче, так как в случае возникновения засора всегда есть доступ к трубе, да идентифицировать сеть на местности легче. Неужели легче выкопать и заменить участок сети, чем попытаться его прочистить из колодца, и все это зимой, где как Вы говорите техника не проедет.

И при всем при этом напорка всего одна.


а какие засоры? основной сток после очистных, а сток от ливневки сверхрасчетной интенсивности (только летний период) приходит от разделительной камеры в регулирующем резервуаре, где предусмотрены решетки
что касается одной напорной линии: Заказчик прописывает данную категорию в ТЗ, основываясь на том, что поселок до 5 тыс чел. и возможен перерыв в подаче до суток
Aerl
Цитата(toropova @ 2.2.2021, 10:37) *
а какие засоры? основной сток после очистных, а сток от ливневки сверхрасчетной интенсивности (только летний период) приходит от разделительной камеры в регулирующем резервуаре, где предусмотрены решетки
что касается одной напорной линии: Заказчик прописывает данную категорию в ТЗ, основываясь на том, что поселок до 5 тыс чел. и возможен перерыв в подаче до суток


А у Вас есть 100% уверенность что этого не произойдет? dry.gif . Перерыв на сутки) прикольно, и что успеют ликвидировать, с учетом того что оказывается до колодца то добраться проблема)
Сифон это все прикольно, но больно капризно в Ваших условиях на мой взгляд, рельеф, трасса в 4км. Например из-за биобрастания стенок труб (пусть и после ОС, но органика остается в воде) гидравлическая характеристика отдельных участок может меняться, с возникновением участков с вакуумом, и это все ну очень не предсказуемо.

ПС Dmitry_vk спрашивал с моделировать ситуацию с вакуумом, прикладываю эксель, докинул туда еще расчет по Добромыслову, и возможность накидывать зарастание трубы в мм. Запаковал в архив, т.к. не дает загружать фаил с макросами судя по всему(
Aerl
Как выход кстати можно сделать условия для инструментального контроля (колодцы где есть возможность подключить банальный манометр во время срабатывания системы) в диктующих участках трассы, с какой-то периодичностью.
Spok_only
Цитата(Aerl @ 1.2.2021, 9:33) *
Все решается очень просто, путем подбора значений в эксель) там функция такая есть)

Функция "Подбор параметра": установить значение в ячейке Х, изменяя значение в ячейке Y. Функция работает только для всех взаимосвязанных ячеек и если их значение описываются формулами.

Цитата(Dmitry_vk @ 2.2.2021, 8:39) *
Покопался в телефоне, нашёл сифонные водосливы на действующей дамбе. Заряжаются сами при аварийном уровне. Один Ду 200-300, второй Ду 400-500.

В курсовом проекте по ГТС проектировали такие водосливы.

Цитата(Dmitry_vk @ 2.2.2021, 8:39) *
А гидроудары откуда?
Понимаю гидроудары при закрытии задвижки после резервуара и отсутствии или недостаточной пропускной способности устройств для впуска воздуха.

Даже при отсутствии устройства для впуска воздуха и при более-менее плавном закрытие задвижки, максимум что будем иметь - это низкий вакуум в трубопроводе с абсолютным давлением около 1 м водяного столба.
Но вот как трубы реагируют на такой вакуум - информации не нахожу.
Aerl
Цитата(Spok_only @ 2.2.2021, 11:47) *
Функция "Подбор параметра": установить значение в ячейке Х, изменяя значение в ячейке Y. Функция работает только для всех взаимосвязанных ячеек и если их значение описываются формулами.


Да, именно она.

Цитата(Spok_only @ 2.2.2021, 11:47) *
максимум что будем иметь - это низкий вакуум в трубопроводе с абсолютным давлением около 1 м водяного столба.
Но вот как трубы реагируют на такой вакуум - информации не нахожу.


9м вакуумметрического давления знаете, совсем немало
toropova
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 11:20) *
А у Вас есть 100% уверенность что этого не произойдет? dry.gif . Перерыв на сутки) прикольно, и что успеют ликвидировать, с учетом того что оказывается до колодца то добраться проблема)
Сифон это все прикольно, но больно капризно в Ваших условиях на мой взгляд, рельеф, трасса в 4км. Например из-за биобрастания стенок труб (пусть и после ОС, но органика остается в воде) гидравлическая характеристика отдельных участок может меняться, с возникновением участков с вакуумом, и это все ну очень не предсказуемо.

ПС Dmitry_vk спрашивал с моделировать ситуацию с вакуумом, прикладываю эксель, докинул туда еще расчет по Добромыслову, и возможность накидывать зарастание трубы в мм. Запаковал в архив, т.к. не дает загружать фаил с макросами судя по всему(


по поводу второй нитки да, я согласна что резерв нужен. попробую еще раз поговорить с заказчиком на эту тему.
что касается вашего расчета - если поменять диаметр на втором участке с 180 до 200, то вся сеть придет в норму smile.gif

Цитата(Spok_only @ 2.2.2021, 11:47) *
Даже при отсутствии устройства для впуска воздуха и при более-менее плавном закрытие задвижки, максимум что будем иметь - это низкий вакуум в трубопроводе с абсолютным давлением около 1 м водяного столба.


а меня вот очень заинтересовал еще и другой вопрос затронутый вами ранее - как подогреть воздух поступающий в систему в зимний период времени?... объемом 63 м3 за 42 минуты (по расчету Дмитрия)
Spok_only
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 11:20) *
прикладываю эксель

На листе "Расчет" - в столбце "Требуемый напор в начале участка" есть значения меньше минус 9м. Поток жидкости при таком вакууме невозможен, это не расчет.
То же самое на листе "Расчет-вариант" - значение для узла 4 равно (-14,22). Поток жидкости при таком вакууме невозможен, это не расчет.
Aerl
Цитата(toropova @ 2.2.2021, 12:01) *
по поводу второй нитки да, я согласна что резерв нужен. попробую еще раз поговорить с заказчиком на эту тему.
что касается вашего расчета - если поменять диаметр на втором участке с 180 до 200, то вся сеть придет в норму smile.gif


Да но зарастает оно случайно! т.е. цифры в моем расчете взяты условно с потолка, для иллюстрации возможности образования такого негативного момента. И 200 зарастет, и 250, чем больше диаметр берете тем ниже скорость, тем быстрее/интенсивней обрастания относительно других участков. И вся гидравлическая характеристика которую мы тут выстраиваем летит в тамтарарым

Цитата(Spok_only @ 2.2.2021, 12:04) *
На листе "Расчет" - в столбце "Требуемый напор в начале участка" есть значения меньше минус 9м. Поток жидкости при таком вакууме невозможен, это не расчет.
То же самое на листе "Расчет-вариант" - значение для узла 4 равно (-14,22). Поток жидкости при таком вакууме невозможен, это не расчет.


Конечно, его там (поток) разорвет просто, образуется пустота. Система даже с таким небольшим зарастанием работать уже не может нормально. Не верите, запишите ур-е Бернулли.
toropova
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 12:09) *
Да но зарастает оно случайно! т.е. цифры в моем расчете взяты условно с потолка, для иллюстрации возможности образования такого негативного момента. И 200 зарастет, и 250, чем больше диаметр берете тем ниже скорость, тем быстрее/интенсивней обрастания относительно других участков. И вся гидравлическая характеристика которую мы тут выстраиваем летит в тамтарарым


вот только мне интересно при наших то уклонах и скоростях такие зарастания могут ли возникнуть?...
Aerl
Цитата(toropova @ 2.2.2021, 12:11) *
вот только мне интересно при наших то уклонах и скоростях такие зарастания могут ли возникнуть?...


Это при каких таких? 0,95м/с в начале? да ладно, конечно не может)
Spok_only
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 12:09) *
Конечно, его там (поток) разорвет просто, образуется пустота. Система даже с таким небольшим зарастанием работать уже не может нормально. Не верите, запишите ур-е Бернулли.

Да верю я, верю smile.gif
Я к тому, что если вы приводите расчет с "зарастающими" трубами, то надо показать в расчете значение уменьшенного расхода и с реальными напорами в сети.
Serg Ivanov
Цитата(Dmitry_vk @ 2.2.2021, 9:39) *
В случае, предложенным мной, при наличии дыхательного патрубка после задвижки можете пояснить механизм появления гидроудара?

А что один патрубок на 4 км сети? Ну представьте себе модель в масштабе 1:10 - трубка диаметром 15 мм и длиной 400 м, перепад между концами - 30 м. Как там она будет заполняться и опорожняться? Сколько времени это займёт? Можете гарантировать что не будет воздушных пробок на сутки? Как пойдёт опорожнение? Всё это хозяйство проложено при какой глубине промерзания?
Самотечный режим надёжнее по любому. А если вода чистая - то надёжнее колодцы ставить не по нормам, а реже - чем вообще без колодцев канализацию лепить в одну нитку.
Aerl
Цитата(Spok_only @ 2.2.2021, 12:19) *
Да верю я, верю smile.gif
Я к тому, что если вы приводите расчет с "зарастающими" трубами, то надо показать в расчете значение уменьшенного расхода и с реальными напорами в сети.


так страшнее)
Spok_only
Цитата(toropova @ 2.2.2021, 12:01) *
а меня вот очень заинтересовал еще и другой вопрос затронутый вами ранее - как подогреть воздух поступающий в систему в зимний период времени?... объемом 63 м3 за 42 минуты (по расчету Дмитрия)

Если бы была информация и гарантия, что трубы без проблем могут выдерживать многократный вакуум с абсолютным давлением 1м.в.ст., то и воздух можно было бы и не подавать в трубопровод.
А так - электрокалорифер, тепловентилятор и т.п.
Не знаю, как у ваших суровых зонах решены вопросы с дыханием РЧВ ?
Ну и извините, за .... Вы Торопова smile.gif

Цитата(Serg Ivanov @ 2.2.2021, 12:24) *
Самотечный режим надёжнее по любому.

С этим не поспоришь

Цитата(Serg Ivanov @ 2.2.2021, 12:24) *
А если вода чистая - то надёжнее колодцы ставить не по нормам, а реже

А я вот думаю, почему для чистой воды нормы по установке колодцев не мягче ?
Сам же и даю ответ: малоэффективная работа малых и средних очистных сооружений. Даже там, где есть ОС - степень очистки до 15 %.
Dmitry_vk
Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 12:09) *
Да но зарастает оно случайно! т.е. цифры в моем расчете взяты условно с потолка, для иллюстрации возможности образования такого негативного момента. И 200 зарастет, и 250, чем больше диаметр берете тем ниже скорость, тем быстрее/интенсивней обрастания относительно других участков. И вся гидравлическая характеристика которую мы тут выстраиваем летит в тамтарарым

Так задача становится интереснее.
Aerl
Цитата(Dmitry_vk @ 2.2.2021, 14:07) *
Так задача становится интереснее.


Ну тут я думаю поможет реально только инструментальный контроль давления на диктующих точках с заданной периодичностью. Заодно можно получить данные наблюдений, и написать статью для абок)
Skorpion
Цитата(Dmitry_vk @ 2.2.2021, 14:07) *
Так задача становится интереснее.
Итак, уже 7 страниц. blink.gif
Если хватит у меня времени, то я еще брошу косточку для грызения на пару - тройку страниц.

Цитата(Aerl @ 2.2.2021, 11:20) *
ПС Dmitry_vk спрашивал с моделировать ситуацию с вакуумом, прикладываю эксель, докинул туда еще расчет по Добромыслову, и возможность накидывать зарастание трубы в мм. Запаковал в архив, т.к. не дает загружать фаил с макросами судя по всему(
Не открывается
Aerl
Цитата(Skorpion @ 2.2.2021, 16:42) *
Не открывается


Может экселька старая у Вас стоит. Попробую пересохранить если получится. А так гугл таблицы думаю откроют, можете там глянуть. Или либре офис ещё.
Dmitry_vk
Цитата(Skorpion @ 2.2.2021, 16:42) *
Если хватит у меня времени, то я еще брошу косточку для грызения на пару - тройку страниц.

Сначала сами погрызли, потом нам?)
Цитата(Skorpion @ 2.2.2021, 16:42) *
Не открывается

Не открывается архив или эксель?
toropova
Цитата(Skorpion @ 2.2.2021, 16:42) *
Если хватит у меня времени, то я еще брошу косточку для грызения на пару - тройку страниц.

newconfus.gif час от часу не легче smile.gif
Aerl
Цитата(toropova @ 3.2.2021, 9:56) *
newconfus.gif час от часу не легче smile.gif


Ну вот такой вот он, путь нестандартных решений
Serg Ivanov
Цитата(Aerl @ 3.2.2021, 11:05) *
Ну вот такой вот он, путь нестандартных решений

Вот поэтому всегда желательно их свести к стандартному.
Уклон вниз - стандартный самотёк с колодцами. А заказчик на свой риск пусть их не ставит или ставит. Или ставит с длинными интервалами. Это уже чисто его проблема хочу/не хочу. В конце-концов колодцы можно и потом врезать на трассе. Проектировщик должен проектировать по нормам. Т.е. пожелания заказчика надо конечно учитывать, но в пределах действующих норм и правил. Не стоит искать себе приключений.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.