На Севере заменить АН-2 (а также Ли-2) до сих пор ничем не могут. Новых моделей много, но они несопоставимы по простоте, надежности и летным качествам. Хотя конечно более комфортны. И уже наблюдается возврат к АН-2:
Цитата
В 2011-2012 гг. в Украине и России практически одновременно появились программы возрождения легендарного Ан-2. Воссоздание производства самолётов Ан-2-100 и Ан-3-300 планируется на АНТК им. Антонова (Киев). Ан-2МС уже производится в цехах СибНИА в Новосибирске. Минпромторг России намерен вновь вывести модернизированный Ан-2 на пассажирские авиалинии и поддерживает проект Ан-2МС.
Первый полёт самолёт ТВС-2МС (это новое имя Ан-2 в России) с двигателем компании Honeywell Aerospace совершил в 2011 г. По данным СибНИА спрос на этот самолёт в РФ оценивается в 535 единиц. Расход топлива Ан-2МС соответствует расходу Ан-2, но стоимость используемого для его двигателя авиационного керосина примерно в 5 раз меньше бензина. Это преимущество в несколько раз уменьшает стоимость часа полёта.
Самолёт неприхотлив в обслуживании, ремонте и незаменим для эксплуатации на Севере.
Однако у новых проектов «аннушек» есть и противники. Ряд специалистов считает, что производить новые Ан-2 в уже известном его виде бессмысленно: самолёт морально устарел ещё 40 лет назад, а идея модернизации и переоборудования самолётов, которым минимум 20-30 лет, представляется сомнительной по экономическим причинам.
Ясен пень - "откатов" этому "ряду" не будет.
Цитата
Интересно, что на некоторых профильных форумах в интернете шутники предлагают возродить производство Ли-2 (ПС-84) для Арктики. Этот самолёт, известный во всём мире как DC-3 (C-47), эксплуатируется почти 75 лет, имеет наиболее востребованную в России в настоящее время пассажировместимость. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Практика показала, что более современного и эффективного самолёта для работы на Крайнем Севере наши авиазаводы произвести пока не в состоянии.
Вот как о ЛИ-2 рассуждали полярники у Владимира Санина:
Цитата
— Да, тогда у нас еще был ЛИ-2, — с мечтательной грустью проговорил Лукин. — Не самолет — поэма! Никогда у полярников не было и, боюсь, никогда не будет такой машины…
Неоднократно было проверено: если Лукин на кого-то из ребят рассердился и, сузив глаза, начинает отчитывать металлическим голосом, не стоит суетиться и оправдываться. Надо выбрать момент или просто так, пусть невпопад, произнести магическую фразочку: «Эх, был бы у нас ЛИ-2…»
...
— Почему полярники, все до единого, так любили ЛИ-2? Учтите — все до единого, не знаю никого, кто относился бы к нему равнодушно. Это был удивительный самолет, практически всепогодный, с идеальной аэродинамикой. Кто-то из конструкторов сказал: «Хорошо летает именно красивый самолет». Так ЛИ-2 был очень красив: его геометрия, все его обводы были настолько пропорциональны, что он больше всех других самолетов походил на птицу, это совершенное творение природы. Поразительной красоты машина! Мы и любовались ею как птицей, распластавшей в полете свои крылья… А сколько раз его выручали изумительные аэродинамические характеристики, от скольких аварий они его уберегли! Помните случай, когда у Анатолия Ивановича Старцева при взлете отказали рули высоты? Для любого другого самолета — верная авария, а ЛИ-2, эту стальную птицу, поднял воздушный поток! Изумительная машина; опытный летчик мог творить на ней чудеса — и творил, на наших глазах. Что ж, если свои идеалы есть в любой области человеческой деятельности, то для нас, полярников, идеальный самолет воплотился в ЛИ-2…
А радиус действия? Официальный — девятьсот километров, но мы летали в тысячу сто, значит, всего — две тысячи двести. Какая автономия полета! Этот самолет на весь период экспедиции был нашим домом, в нем можно было и отдохнуть — особенно, прошу не обижаться, если на борту не было посторонних, и приготовить обед, и, главное, запросто разместить все оборудование.
Бесценной особенностью ЛИ-2 было то, что он мог произвести посадку на неподготовленную полосу — то, чего не могут себе позволить другие самолеты, за исключением «Аннушки»; и длина такой площадки должна была быть всего лишь шестьсот метров, а лед — 50—60 сантиметров! ЛИ-2 — это и «прыгающие» экспедиции, и ледовая разведка, и санитарные рейсы, и поиски льдины для дрейфующих станций, и высадка туда группы руководителя полетов — для подготовки ледового аэродрома… Нет ЛИ-2 замены!
АН-2, конечно, хорошая машина, но радиус действия слишком малый, и груза на борт берет немного, и тесно в нем — ни лечь, ни сесть, ни встать…
А вертолеты и летают недалеко, и дороги очень: МИ-6, например, повернул винт — ведро керосина… ИЛ-14 — тоже отличная машина, но и разбег у него куда больше, и для первичных посадок не очень-то он приспособлен — только на подготовленную полосу. Кстати, скоро и ИЛ-14 не будет, выпуск прекращен… И все-таки самый жестокий удар, просто нокаут — списание последнего ЛИ-2…
Под этим монологом Лукина могут без раздумий подписаться все полярники. Они и сегодня, спустя много лет после списания ЛИ-2, не могут понять: почему их оставили без этой замечательной и, скажем прямо, пока что незаменимой машины?