Jotta, Рекуператор, Бойко, вот вам вся информация о поездке. Читайте, и пишите, где и что я, технолог- наладчик мог сделать по-другому. Другим писать тоже не возбраняется, есссно..
Дали наши рукамиводители заявку на перевозку груза в 2400кг из Уфы в Якутию. В Талакан. 5200км, из них 500км по зимнику. Нашёлся подрядчик, который назначил самую низкую цену. Заключили договор. Подрядчик подал под загрузку «Газель». Грузоподъёмность 1500кг… И это учитывая то, что на зимник надо брать с собой бензина в металлических канистрах литров 100, трос, паяльную лампу, запаски минимум две, топор… Но, как говаривал Роман Карцев:- «Назад дороги нет!» Действительно, способ производства работ определяет подрядчик. Не нам учить специалистов их работе. Сам не люблю заказчиков, которые диктуют мне технологию очистки. Тем не менее, свои соображения по комплектации машины я изложил водителю, во время погрузки. На правах более старшего. Водитель, Сергей, парень 27лет согласился. Пообещал укомплектоваться сам, без моей помощи. В пятницу загрузились. Итого в кузове лежало под 2.5т груза. Можно было ехать до Усть-Кута на поезде, но там-то, всё равно ехать зимником… А на Газели, или маршруткой – какая мне разница. А тут и дорогу посмотрю, и второй человек не лишним может оказаться в пути. Договорились о месте и времени встречи, обменялись телефонами. В субботу с утречка тронулись. По ровной дороге машинка резво шла на пятой передаче. Под горку разгонялась на столько, на сколько ей позволял Сергей. Только вот ровной дороги от Уфы на восток по М5 я почему-то почти не наблюдал… Подъёмы давались тяжело. Приходилось переключаться на четвёртую, а то и на третью передачу. Ехали на пропане. В симскую гору попробовали, для проверки, переключиться на бензин. Особой разницы в мощности не ощутили. В пробках объезжать буксующие фуры приходилось на второй. Мимо границы Европа- Азия проехали не останавливаясь. Водитель фотографироваться желания не изъявил, для него важнее ехать… Я уже фотографировался здесь. Пообедали незадолго до поворота на объездную дорогу вокруг Челябинска. Гор уже не было. Дорога ровная. Гаишников тоже не было. Но водитель не разгонялся быстрее 80 км в час. Жалел колёса. В Кургане заправились газом под завязку. Удивило то, что на газовой заправке здесь пришлось не только выходить из машины, этот пункт правил обычно всюду выполняется, но и поднять капот. Больше этого ни где не требовали. До газовой заправки доезжали на бензине. Газа хватило километров на 700. За Курганом попили чайку с пельмешками и поехали до Ишима. Навигатор показал нам левый поворот, хотя прямая и короткая дорога вела нас в Петропавловск-Казахстанский. Даже навигатор знает, что лучше проехать лишних 200км, чем дважды пересекать границу суверенного братского государства с его таможней. Перед Ишимом и заночевали первый раз. Только выбрали неудачное место стоянки. Сервис был уж очень ненавязчивым. Даже для меня. Кемпинг не достроен. Кафе работало, и даже было оформлено прилично, но… спать мне пришлось в металлическом вагончике, обшитом изнутри тёсом. Судя по температуре в вагончике, утеплителя под тёсом не было. Видимо кто-то рассчитывал, что обогреватели могут обогреть и сам вагончик, и всю окружающую атмосферу. Не правильно рассчитывал. Потому водитель спал в кабине, размеры которой вполне соответствовали его габаритам. Я спал под двумя стёганными одеялами не раздеваясь… Зато на холодке выспался быстренько. Спали часа четыре. Хватило. Пока искал удобства, обнаружил большой сруб из бруса с установленными стропилами. Будущие апартаменты для проезжающих водителей. Поторопились мы с приездом в этот кемпинг. Попили немного остывшего почти за сутки чая из термосов и алга… Поехали. На реке Ишим видели кучу рыбаков. Сидели, руками махали. Значит клевало. Недалеко от границы тюменской и омской областей спустило заднее колесо. Пока ехали до шиномонтажа, нам об этом пару раз сообщили по рации. Заодно и подсказали, где находится работающий в воскресенье шиномонтаж. Удобно с рацией. Колесо поменяли, запаску отремонтировали. Поехали дальше. Пылили до Омска. Поели, заправились газом. Поехали. Раньше шёл снег. Теперь метель началась. Дальний свет не включить, слепит, через дорогу струйки позёмки бегут, мне асфальта не видно... Но Сергей глазастый. И обочину видел, и знаки все замечал… и посмеивался над моими проверками его сосредоточенности и внимания. . Въехали в Новосибирскую область. Деревня Неудачино. Слава Богу, название не оправдала. Проехали нормально. Деревня Кочки. Название оправдано. Трясло как на вибростенде. Сергей не вспомнил предыдущий знак… Потеря концентрации. Пора спать. Вторая ночёвка за Новосибирском. Кемпинг удобный. С душем телевизором и туалетом. Не холодно. Не дорого. Отдохнули. Поехали. До Кемерово километров 300осталось. Стало мести совсем уж сильно. На дороге аварии, пробки, менты… Кто-то в кювет слетел, кто-то разъехаться не сумел… Шесть аварий на 200км. Менты работают. Пробки разгоняют, тормозят и «припахивают» «тяжеловозов» вытаскивать из кювета ездунов-неудачников... Один мент был участником аварии. Собрал и раскидал по кюветам своим «фольксваггеном» три жигулёнка. Судя по его довольному виду и обречённым позам остальных участников ДТП, виновным окажется не он. Этот вывод я сделал по информации из книжки Аллана Пиза. «Язык телодвижений». Проехали указатели с говорящими названиями «Болотинский район», «Мошковский район». Летом сюда не поеду. Сожрут кровососы. Мариинск. В Мариинском остроге, помнится, Сталин обитал. Интересно, мемориальная доска есть? И сейчас здесь тюрьма на тюрьме. Периметры с «егозой» светятся, прямо как реклама... Завлекают наверное… Указатель. Красноярск 360 км. Деревенька Боготол. Промелькнула богохульная мысль, а почему не Боготротил? На КПМ Красноярска нас впервые тормознули менты. Проверяли не долго. Подсказали где кемпинг. А то мы пару раз за предыдущий десяток км, что перед КПМ неудачно заезжали сначала в кафе, потом в ресторан при дороге. Публика там была явно не дальнобойная. Бритые затылки, девочки Хи-Хи и Ха-Ха… На нас и те и другие смотрели с нескрываемым интересом. Сергей сориентировался быстрее меня, огляделся от входа, развернулся, и молча быстренько к машине. Поехали дальше. Выходя из заведения ( почему только не входя) я обратил внимание на припаркованные тачки. Джипы и буммеры. Газели там, правда, делать нечего. В сопровождении БТРа если только… Заночевали в Красноярске. Номер с удобствами в коридоре, но с телевизором. Тоже тепло. Проехали сквозь Красноярск, на выезде удачно заправились газом. Оказалось, что запрет на заправку за наличный расчёт был отменён буквально за полчаса до нашего приезда. Газа было мало. Чужих не заправляли. Повезло. Опять пошли населённые пункты со знакомыми названиями. Октябрьский (второй раз), Павловка, Лопатино, Михайловка. Ну и конечно – Берёзовка. Как будто из Башкирии не выезжал. В Канске опять спустило колесо, и пока Сергей фестивалил, менял его и ремонтировал запаску, я прикупил МТСовских карточек. Деньги на трубке кончались, а купленных заранее карточек не нашёл. Ревизию рюкзака, лежащего в кузове, делать было также не сподручно. Только когда красной дорожки не нашли, поняли, что Канск и Канны – не одно и то же. Стало холодать. Переехали речку с совсем уж родным после ТуркВО названием - Верблюд. Потом деревни Сафроновка, Байроновка.. и, на конец, Разгон, на выходе из которой ограничение скорости 50км/час, «Обгон запрещён», и всё это с зоной действия 12км. Не особо разгонишься… Не зря знаки стоят. Дорога петляет по лесу в плане, и я бы не удивился ,проехав этот участок, если бы мне сказали, что и по профилю... Подъёмы и спуски с поворотами, ныряют в тоннели из крон высоченных сосен, которые, кажется, смыкаются в ночном тёмном небе. Внизу, в седловинах стоят длинномеры, которые не могут подняться в эти горки. Дежурный тягач, «Урал» едва успевает их вытаскивать. Народ организованно заезжает на этот участок дороги, и покинув его, кто самостоятельно, кто с помощью дежурного тягача, по рации сообщает:- «Прошёл». Заезжает следующая машина. Очередь есть, пробки нет. Легковушки пропускают без очереди. Мы тоже сошли за легковушку. Прошли подъём на второй передаче. Ни кому не помешали. Проехали ещё часок другой и остановились поужинать в кафе. Оказалось, в кафе и переночевать можно. Сруб, за кафе с камином, телевизором. Умывальник с гвоздём, остальные удобства во дворе. Натоплено… Заметил, что где бы мы не останавливались, всюду была жара. Здесь люди ценят тепло. Машина под окнами. Остановились. Утром вышел огляделся… Вокруг сосны в обхват – полтора… еле откопали машинку из под снега. Поехали. Проехали деревеньку с нежным названием Булюшка, Заехали в город Тулун. Там увидел интересную организацию со звонким названием «ТулунЛомСервис». Повернули на Братск. Худобок, Беседа, Братск. В Братске с указателями та же история что и в Башкирии. У нас на дороге-перемычке между М5 и М7 стоит указатель «Жуково-Андреевка». Догадайся, если ты не местный, что с этой развилки можно повернуть на Пермь, через Андреевку, уйти прямо на Казань, или свернуть на Жуково и через десяток км оказаться на трассе Челябинск –Самара. Тут тоже. Стоят указатели Падун, ГЭС. Ни слова про Усть-Кут. Я подумал, что мост через Ангару должен идти по ГЭС. Угадал. Проехали Братск, Заправились там газом, и в ту же ночь без остановки дошли до Усть-Кута. С Братска ехали только на бензине, потому как дальше газовых заправок нет. Газ держали как НЗ. В Усть –Куте было уже за -40. Водитель заночевал в машине, чтобы не глушить её, точнее, не заводить с утра. Я заночевал в гостинице. Утром позавтракали в машине, заправились и поехали на зимник. Километров через 150 от Усть-Кута стоит указатель. «Мирный-Марково». Отсюда и начинается зимник. Дальше нет ни заправок, ни СТО, ни сервисов... Надежда только на себя, на машину, на попутчиков, которые в случае чего дотащат или довезут до ближайшего пункта обогрева, или пикета поместному. Их до места нашего назначения 9штук. Андреич, Наташа, Ужман, Бур, Гаженка, Нэпа, у Зайца, Крест, Воробей.. От Андреича до Талаканского поворота примерно 460км. Это зимник и есть. То есть замёрзшая грунтовка с её ухабами, буграми, соснами и лиственницами в обхват толщиной стоящими прямо на месте, обычно называемом обочиной. Иногда дорога разветвлялась, оставляя на «разделительной полосе» эти огромные деревья. ГАИ сюда выезжает только в сопровождении ОМОНа. Иначе могут найти пустую, без гаишников машину. А могут и не найти… Но это со слов водителей, отдыхающих на пикетах. Связь местами появляется, недалеко от месторождений. От поворота на Талакан уже асфальт. Нефтяники поработали. По зимнику ехали скучно. Без приключений. Останавливались на трёх пикетах. Где чайку попили, где пельмешек поели… С кошкой поиграли. Кошка, кстати ни колбасу, ни мяса из моего гуляша есть не стала. Оказалось, питается только сырым диким мясом. Вот так вот, есть о чём подумать. Пьяных водителей, которые собираются ехать, в этот раз не видели. Ночевали вдвоём в машине. Пока спали, примёрз задний мост. Трогались враскачку, как из глубокой грязи. Пока масло не разогнали из тестообразного , хотя бы в желеобразное состояния. Местные в этом случае льют в задний мост керосин. Мы не стали. Из-за одной поездки, потом опять масло в мосту менять… решили, уж если совсем туго будет, паяльная лампа есть. Разогреем. На пикетах нам сообщали температуру. От 44 до 48 градусов. Потому и примерзали. На Ужмане Сергей обнаружил, что пластиковые канистры на северах не котируются. Две канистры из трёх от мороза и тряски лопнули и 50л башкирского бензина вылились на землю. То ли якутскую, то ли иркутскую. Третью успели залить в бак. Придётся заправляться перед обратной поездкой. Думали, хватит и туда и обратно, но канистры и «дубовый» от мороза задний мост с ухабами сожрали почти весь наш запас топлива. Вскоре после ночёвки я увидел на прилегающей просеке лису. Пока сдавали назад, я приготовил фотоаппарат и открыл форточку. Но лиса была слишком далеко для 5тикратного зума. А другого объектива к моему фотоаппарату пока в Россию не завезли… Кроме того, было ещё темновато, и ветки дезориентировали автофокус. Снимки вышли плохие. Да и лиса позировать не захотела. Заметив нездоровый интерес к своей персоне, она в один прыжок пропала в лесу, не дав мне сделать серию больше чем из двух кадров. На одном кадре угадывается, как она оглядывается, следующий кадр – она в прыжке, но не в резкости. Дальше пусто. Только просека. Жалко. Между кадрами, согласно данным аппарата 0.5 секунды. По сравнению с прошлой моей поездкой заметил изменения. Построили два моста через речки шириной метров по 15 каждая. При этом мосты пришлось строить по 3-5 пролётов. Весной, похоже, эти речки разливаются широко. Один мост пока строить не начинали. Через Нижнюю Тунгуску. Она здесь метров 100шириной. До Подкаменной Тунгуски отсюда не очень далеко. По местным понятиям. Дальше добрались совсем без приключений. Разгрузились. Обратились к заказчику за помощью с заправкой… Услышали нытьё про трудности. Искать знакомых водителей было некогда. Поехали в Витим. Заправляться за 120км. На остатках газа. Заправились. Взамен лопнувших канистр я нашёл Сергею 50л бочку, тоже полиэтиленовую, но прикрепили её в деревянный ящик, который сдерживает удары. Канистру 30л рассчитывали залить при въезде на зимник. Без ухабов полиэтилен должен выдержать. Уже места хватит после ночёвки с работающим двигателем и после 220 км пробега. Стоило мне заикнуться местному человеку о том, что Сергей едет в брючках с нательным бельём, как услышал тираду минуты на три, в которой не матом были одни междометия и местоимения. Параллельно этот человек встал, пошёл в бытовку принёс свои ватники и, закончив тираду словами:-«У меня ещё их до… а ему, не дай Бог понадобятся…» открыл кабину и кинул их внутрь. Повернулся и ушёл. У этого человека нет одного крыла носа. Отморозил. Отвалилось. Он знал, что делал. Утром Сергей тронулся, но через пару часов позвонил мне с чужого телефона (его симка здесь не работает). Отказ двигателя. На оборотах глохнет. Просил буксира. Я снова позвонил заказчику, попросил отбуксировать машину в тёплое место для ремонта. Опять услышал нытьё… Про то, что у них в СУРГУТНЕФТЕГАЗЕ запрещено буксировать машины на мягкой сцепке. Про то, что запрещено даже брать пассажиров… Добило меня выданное им:-«Чего ты беспокоишься, он же не ваш, нанятый!». Я не нашёлся сказать ни чего кроме:-« И правда, нанятый. Хрен с ним, пусть замерзает!». Положил трубку. Перезвонил Сергею. Он звонил с КПП на выезде в сторону зимника. То есть сидел в тепле. Он грешил на бензонасос. Я сказал ему, чтобы цеплялся на КПП (там всех останавливают) за машину не 86 региона (это СургутнефтеГРЯЗЬ и есть. ) и добирался к нам. Тем временем звонили в Витим. Искали бензонасос. Там во всей округе газелей и соболей можно пересчитать по пальцам, потому возможно, заказывать пришлось бы из Ленска или Мирного… Сергей снова позвонил, сказал, что поедет на холостых оборотах на первой передаче к нам, и тут уж займётся машиной. Вернулся. Полазил, дунул-плюнул и двигатель заорал на оборотах.. Он нашёл неисправность. Отказал какой-то датчик. Он его, то ли загрубил, то ли заменил, но машина пошла. Изучил матчасть называется. Не зря в Армии служил механиком водителем. Чтобы не остаться до весны здесь, Сергей решил ехать. Во-первых, потепление обещали к концу февраля, а похолодание через день-два. Во вторых машину глушить нельзя, не заведёшь потом на морозе под полтинник, и после ночёвки опять заправляться в Витим… пожелал ему «Ни пуха», услышал в ответ «К чёрту» Попил чайку, залил термос в дорогу и поехал часиков в 15. Остановить его я не мог, чем мог помог в дорогу, оставалось ждать его звонка из Усть-Кута.
Я рассказал местным ребятам о своём разговоре с заказчиком, их шефом. Оказалось он переселенец. Приехал из Средней Азии… Не северянин. Да и не человек… За один стол с ним не сяду. В один сортир, слава Богу, ходить не приходится… В руководстве СНГ (СургутНефтеГрязи) других не держат. Через сутки с небольшим , часов в 17, Сергей позвонил мне из Усть-Кута. С зимника выехал без приключений. Дальше уже легче. А мне можно спокойно начинать работать… С этим самым заказчиком с маленькой буквы. Ну, ни чего. Не привыкать с… субстратом работать на канализационных очистных…